30 ноября 2022 г. |
Дело N А83-10522/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 30.11.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Сикорской Н.И., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2022 по делу N А83-10522/2021
по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
к обществу с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт "Симферополь";
о взыскании,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт "Симферополь"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым
о взыскании,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Совет Министров Республики Крым; АО "Международный аэропорт "Симферополь"; Министерство экономического развития Республики Крым,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт "Симферополь" - Витковская Оксана Валерьевна, представитель по доверенности от 27.12.2021N 189-22, Горюшкин Андрей Юрьевич, представитель по доверенности от 19.09.2022 N 71/9-22,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец, министерство, арендодатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Международный аэропорт "Симферополь" (далее - ответчик, общество, арендатор) и с учетом заявления об уточнении исковых требований (л.д.103-104 т.5), принятых к рассмотрению в судебном заседании 17.03.2022 (л.д.120 т.5) просило взыскать с общества в пользу министерства задолженность по арендной плате за период с 11.02.2020 по 31.01.2022, подлежащую перечислению в бюджет Республики Крым в сумме 24 160 977 руб., пеню за несвоевременное внесение платежей за период с 11.02.2020 по 10.03.2022 в размере 9 948 343 руб. Исковые требования мотивированы неисполнением обществом условий договора в части полноты и своевременности внесения арендной платы.
Общество обратилось к министерству с встречным иском с требованием о взыскании с министерства 512 862 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты за пользование земельным участком по договору от 26.04.2016 N 112 за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. Кроме того, общество просит произвести зачет следующих встречных однородных требований: требования министерства по первоначальному иску о взыскании суммы задолженности по арендной плате за 2020 год по договору от 26.04.2016 в размере 446 800,68 руб. и суммы пени за несвоевременное внесение арендной платы за 2020 год по указанному договору в размере 268 489,98 руб. по встречному иску к министерству о взыскании 512 862 руб. неосновательного обогащения в виде переплаты за пользование земельным участком по договору от 26.04.2016 за 2021 год. В обоснование встречных исковых требований общество ссылается на неосновательное обогащение министерства, возникшее вследствие переплаты за пользование земельным участком.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2022 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. Взыскана с общества в пользу министерства задолженность по арендной плате за период с 11.02.2020 по 31.01.2022 в размере 446 800,68 руб., пеня за несвоевременное внесение платежей за период с 11.02.2020 по 10.03.2022 в размере 268 489,98 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции руководствовался тем, что размер арендной платы по договору аренды в спорный период должен рассчитываться в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 26.10.2011 N 597 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения аэродромов и аэропортов" (далее - Приказ N 597). Кроме того, суд руководствовался доказательствами, свидетельствующими о переплате ответчиком арендной платы по договору аренды за 2021 год, что привело к неосновательному обогащению министерства; взаимозачетом встречных требований.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующим органом Приказа N 597 не является основанием для изменения условий договора от 26.04.2016 о размере арендной платы.
Представитель общества в судебном заседании возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Министерство явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.04.2016 между министерством и обществом заключен договор аренды земельного участка N 112.
Пунктом 1.1 договора стороны пришли к соглашению о том, что арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 435 720 кв.м, из земель, находящихся в собственности Республики Крым, категория земель - земли транспорта, вид разрешенного использования земельного участка - воздушный транспорт, кадастровый номер 90:00:000000:346, расположенный по адресу Республика Крым, Симферопольский район, на территории Укромновского сельского совета.
Договор аренды земельного участка заключен сроком на 10 (десять) лет с даты его подписания (пункт 3.1 договора).
Согласно пункту 4.1 договора арендная плата за земельный участок устанавливается в денежной форме в размере 1 190 430,61 руб. в год. Арендная плата НДС не облагается на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Расчет размера арендной платы определен в Приложении 1 к договору.
Пункт 4.14 договора закрепляет, что размер арендной платы не подлежит изменению в течение срока действия договора за исключением ежегодного изменения арендодателем в одностороннем порядке размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Подпунктами а, b пункта 5.4. договора арендатор обязался в полном объеме выполнять все условия договора; вносить арендную плату в размере и сроки, установленные статьей 4 договора.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.14 договора размер арендной платы не подлежит изменению в течение срока действия договора за исключением ежегодного изменения арендодателем в одностороннем порядке размера арендной платы на размер уровня инфляции, установленного федеральным законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Как следует из материалов дела, арендатором не выполнялись условия договора в части своевременности и полноты перечисления арендной платы в бюджет Республики Крым, в связи с чем у общества образовалась задолженность по арендной плате.
Пунктом 4.12 договора предусмотрено, что в случае направления арендатору письменного уведомления в связи с неисполнением им обязательства по внесению арендной платы он обязан внести арендную плату в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения такого уведомления.
В целях досудебного урегулирования спора министерством 18.02.2021 в адрес общества была направлена претензия N 01-10/1602 с требованием в течение 5 дней с момента получения претензии оплатить сумму задолженности и пени.
Поскольку требования, изложенные в указанной претензии, обществом исполнены не были, министерство обратилось в суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование в Российской Федерации земли является платным. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата.
Как верно указал суд первой инстанции, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения (до утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 5 Правил N 582).
Министерством экономического развития Российской Федерации, во исполнение пункта 5 Правил N 582, издан Приказ N 597 согласно которому утверждены следующие ставки арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения аэропортов: пассажиропоток которых составляет 5 млн. и более человек в год - 4,2 руб./кв. м в год; пассажиропоток которых составляет 1 млн. и более человек в год - 2,1 руб./кв. м в год; пассажиропоток которых составляет менее 1 млн. человек в год - 0,05 руб./кв. м в год.
Пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ РФ предусмотрено, что, если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Совет министров Республики Крым, руководствуясь вышеуказанными нормами, установил в пункте 2.6 Порядка определения размера арендной платы, размера платы за сервитут, в том числе публичный, размера цены продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 N 821, максимально допустимый ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ.
К таким объектам согласно подпункту 2 статьи 49 ЗК РФ, отнесены объекты федерального транспорта, к которым относится Международный аэропорт "Симферополь" (пункт 71 Перечня аэропортов федерального значения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2016 N 726-р "Об утверждении перечня аэропортов федерального значения").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года" (далее - Постановление N 790) предусмотрены мероприятия по созданию объектов аэропортовой инфраструктуры на территории Республики Крым, в том числе мероприятия "Развитие аэропортового комплекса "Симферополь" и "Строительство аэровокзального комплекса аэропорта "Симферополь". Данными мероприятиями предусмотрено строительство на двух земельных участках аэровокзального комплекса Международного аэропорта "Симферополь" и сопутствующих объектов (грузовой комплекс, административное здание, здание государственных контрольных органов, технологическое здание, инженерные коммуникации, стоянки для автомобилей, автомобильные дороги и т.п.).
Как следует из материалов дела, 15.04.2016 года между Республикой Крым, обществом и министерством был заключен инвестиционный договор о реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию международного аэропорта "Симферополь" (далее - инвестиционный договор).
Заключению инвестиционного договора послужила необходимость осуществить на территории Республики Крым капитальные вложения в строительство аэровокзального комплекса Международного аэропорта "Симферополь" и сопутствующих объектов аэропортовой инфраструктуры, тем самым реализовав мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.04.2016 N 145 "О некоторых вопросах развития Международного аэропорта "Симферополь" (далее - постановление N 145) министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено, в частности, при принятии решений по вопросам, касающимся реализации комплексного инвестиционного проекта по развитию Международного аэропорта "Симферополь", обеспечить исполнение инвестиционного договора.
В соответствии с пунктом 7.2 инвестиционного договора, между истцом и ответчиком 26.04.2016 заключен договор аренды земельного участка N 112, согласно которому ответчику во временное владение и пользование сроком на 10 (десять) лет предоставлен земельный участок с кадастровым N 90:00:000000:346 для осуществления на нем проектирования, строительства, дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений служебно-технической территории (сопутствующие объекты), необходимых для эксплуатации нового терминала Международного аэропорта "Симферополь", создания и эксплуатации прочих объектов аэропортовой инфраструктуры, а также для осуществления иной сопутствующей хозяйственной деятельности.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что поскольку на арендуемом по договору аренды земельном участке истец в рамках реализации Федеральной целевой программы и условий инвестиционного договора произвел строительство объектов аэропортовой инфраструктуры, с помощью которых ответчик осуществляет аэропортовую деятельность, расчет размера арендной платы по договору аренды должен осуществляться в соответствии с Приказом N 597, которым утверждены ставки арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения аэропорта (с учетом пассажиропотока).
Как верно указал суд первой инстанции, Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
Из материалов дела усматривается, что 27.12.2021 между министерством и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к договору от 26.04.2016 (далее - соглашение) (л.д.24-26 т.6).
Указанным соглашением стороны внесли изменения в пункт 4.1 договора, изменив сумму арендной платы и установив ее в денежной форме в размере 1 830 024 руб. в год.
Апелляционный суд не принимает доводы министерства о том, что поскольку пункт 4 соглашения закрепляет его вступление в силу с момента подписания этого соглашения, до указанной даты действовали положения договора от 26.04.2016.
Для определения задолженности по арендной плате, образовавшейся по договору от 26.04.2016 за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 должна применяться эта же норма права, то есть Приказ 3597, поскольку механизм определения и изменения арендной платы за пользование земельным участком, предоставленным (занятым) для размещения аэропорта, устанавливается не договором и соглашением, а соответствующим нормативным правовым актом.
Следовательно, изменение такой платы обуславливается исключительно изменением норм такого акта, а не заключением дополнительного соглашения к договору аренды.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из пункта 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Пленум N 73) следует, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Пункт 19 Пленума N 73 прямо предусматривает, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.02.2014 по делу N А04-1975/2013 и постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.02.2016 по делу N А75-2770/2015.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что размер арендной платы по договору от 26.04.2016 в спорный период необходимо рассчитывать в соответствии с механизмом определения и изменения арендной платы за пользование земельным участком, установленным Приказом N 597.
Апелляционный суд учитывает, что сам по себе арифметический расчет подлежащей к взысканию задолженности апеллянтом не оспаривается.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.07.2022 по делу N А83-10522/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10522/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "СИМФЕРОПОЛЬ"
Третье лицо: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "СИМФЕРОПОЛЬ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ