г. Саратов |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А12-13509/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "30" ноября 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Наховой М.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования системы веб-конференции (онлайн заседание) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская Агропромышленная компания" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2022 года по делу N А12-13509/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская Агропромышленная компания" (400048, Волгоградская область, город Волгоград, пр-кт им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. 116б, офис 219, ИНН 3404004704, ОГРН 1023405364234)
к администрации Большесудаченского сельского поселения (403618, Волгоградская Область, р-н Руднянский, с Большое Судачье, ул. Школьная, д.18, ИНН 3425004751, ОГРН 1053478208046)
о признании незаконным решения арендодателя об отказе в реализации права на выкуп земельного участка и об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Волгоградская Агропромышленная компания" - Сотниковой Е.В., действующей по доверенности от 25.04.2022 N 8; иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская Агропромышленная компания" (далее - ООО "ВАПК", заявитель, общество) с заявлением к администрации Большесудаченского сельского поселения (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании решения от 22.04.2022 исх. N 80 об отказе в реализации права на выкуп земельного участка незаконным и об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор купли-продажи земельного участка в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.09.2022 в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Волгоградская Агропромышленная компания" требований отказано.
ООО "ВАПК", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденцией.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "ВАПК" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2022 года по делу N А12-13509/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании договора аренды от 26.01.2016 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:25:060201:607, расположенного по адресу: Волгоградская область, Руднянский р-н, территория Большесудаченского сельского поселения, категория земель и вид разрешенного использования: земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Договор подписан сторонами сроком на 15 лет (с 26.01.2016 по 25.01.2031).
15.04.2022 заявитель обратился к заинтересованному лицу на основании пп.9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 10 статьи Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ООО "ВАПК" за плату без торгов.
Администрацией в ответе от 22.04.2022 исх. N 80 (далее - решение) отказано в предоставлении земельного участка в собственность заявителя за плату без торгов со ссылкой на требования ст. 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", по которым приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23 июля 2052 года.
По мнению заявителя, оспариваемое решение нарушает права и законные интересы ООО "ВАПК", у последнего возникает право на приобретение в собственность без торгов арендуемого им участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии в совокупности двух условий: с момента заключения договора аренды прошло не менее трех лет, земельный участок использовался надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (ч. 5 ст. 1 101-ФЗ). Указанное означает недопустимость ограничения применения на территории Волгоградской области законом Волгоградской области норм пункта 4 статьи 10 N 101-ФЗ, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, в редакциях, действующих на момент принятия оспариваемого решения. Установленное в статье 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" временное ограничение начала действия положения пункта 4 статьи 10 N101-ФЗ, подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, императивно установивших специальное основание, порядок и условия приобретения в собственность без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этим гражданам и юридическим лицам, противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, "101-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ООО "ВАПК" требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе установить момент начала приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения по тем основаниям, которые предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона от 17.07.2003 N 855-ОД приобретение земельных участков в собственность в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" осуществляется на территории Волгоградской области с момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 настоящего Закона.
Статьей 10 Закона от 17.07.2003 N 855-ОД предусмотрено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23.07.2052.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм Закона от 17.07.2003 N 855-ОД следует, что приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области возможна с 23.07.2052 исключительно по основаниям, предусмотренными пунктами 4 и 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила: приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренная пунктом 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется с 01.01.2004.
Законом от 17.07.2003 N 855-ОД установлена дата приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, только по основаниям, предусмотренным пунктами 4 и 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а по иным основаниям, предусмотренным действующим федеральным законодательством момент приватизации земель сельскохозяйственного назначения не установлен в Волгоградской области, то, следовательно, земельные участки сельскохозяйственного назначения могут быть приватизированы с 01.01.2004 по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, в частности пунктом 5.1 статьи 10, пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из материалов дела, ООО "ВАПК" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ООО "ВАПК" за плату без торгов на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, приватизация земельного участка сельскохозяйственного назначения по указанным основаниям возможна только с 23.07.2052.
Проверяя доводы ООО "ВАПК" о противоречии оспариваемых Законов (статья 10), нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит следующему.
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному кодексу.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии, в том числе, с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (часть 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, урегулирован Законом 855-ОД.
Согласно статье 10 Закона 855-ОД (в редакции от 10 июня 2013 года) приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Волгоградской области, осуществляется с 23 июля 2052 года.
Таким образом, поскольку Законом N 101-ФЗ к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесено только установление момента начала приватизации земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, оспариваемым нормативным правовым актом и последующим регулированием положения Закона N 855-ОД приведены в соответствие с нормами частей 4 и 5 статьи 1 Закона N 101-ФЗ.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является одним из элементов и составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения и регулируется также Законом N 101-ФЗ.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ, в силу предписаний которой приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с названной федеральной нормой приватизация земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исключительно в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе и Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ. Полномочия субъекта Российской Федерации по обороту земель сельскохозяйственного назначения ограничены и выражаются только в установлении момента (даты) приватизации, вопросы приватизации вне зависимости от этой даты урегулированы федеральным законодательством, которое имеет прямое действие.
Определение срока начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в публичной собственности, не только не свидетельствует о превышении субъектом Российской Федерации компетенции по данному вопросу, но и согласуется с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2018 N 19-АПГ18-3).
Установив при разрешении спора, что на момент обращения общества с заявлением о приобретении в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:25:060201:607, расположенного на территории Волгоградской области, действовал мораторий, установленный статьей 10 Закона Волгоградской области N 855-ОД, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 сентября 2022 года по делу N А12-13509/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13509/2022
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДСКАЯ АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Администрация Большесудаченского сельского поселения