г. Москва |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А40-131901/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО " КСПЗ" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.09.2022 по делу N А40-131901/22 принятое
по заявлению ЗАО "КСПЗ" к Центральной электронной таможне
об оспаривании,
при участии:
от заявителя: |
Кривенко В.А. по доверенности от 18.05.2022; |
от заинтересованного лица: |
Попов В.В. по доверенности от 30.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "КСПЗ" (далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Центральной электронной таможне с заявлением о признании недействительным ненормативно- правового акта- акта проверки N 1013100/216/200422/А0231 Центральной электронной таможни, а также, о признании незаконным отказа в выпуске товаров ЗАО "КСПЗ" по декларации N 10131010/310322/3177211.
Решением суда от 20.09.2022 производство по делу в части заявленных требований о признании недействительным акта проверки N 1013100/216/200422/А0231 прекращено, в удовлетворении остальных заявленных требований, отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в жалобе.
От заинтересованного лица поступил отзыв.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав пояснения представителя сторон, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
Обращаясь в суд, Заявитель обосновал свои требования на следующих фактических обстоятельствах дела.
ЗАО "КСПЗ" производит и реализует патроны на основании лицензии N 13414 БП-П, ПП от 08.06.2015 г., выданной Минпромторгом России.
Очередную партию охотничьих патронов ЗАО "КСПЗ" планировало поставить компании ZSGA LLC в рамках Контракта N 0819-2021 от 18.08.2021 г. Поставка товара согласована на условиях FOB Инкотермс 2020 порт Санкт-Петербург, Россия.
В соответствии с требованиями закона ЗАО "КСПЗ" получило необходимую разрешительную документацию на отгрузку партии охотничьих патронов.
31.03.2022 года патроны прошли досмотр, в ходе которого нарушений выявлено не было, также без замечаний была подана декларация N 10131010/310322/3177211.
После выполнения необходимых мероприятий ЗАО "КСПЗ" направило партию охотничьих патронов через транспортную компанию ООО "Агентство ВТН" (на основании Договора транспортной экспедиции N 0-138 от 23.11.2020 г.), в сопровождении охраны ООО ЧОП Фирма "Легион" (на основании Договора N ТР-01/18 о предоставлении охранных услуг от 08.01.2018 г.) в порт Санкт-Петербурга.
05.04.2022 года Балтийской таможней в порту Бронка по адресу Краснофлотское шоссе, 49А, Ломоносов, Санкт-Петербург, Россия, была остановлена отгрузка контейнера N TLLU8119440, по декларации на товары N 10131010/310322/3177211 на судно.
ЗАО "КСПЗ" были получены уведомления об отказе в выпуске продукции от Балтийской таможни Исх. N 09-10/13546 от 22.04.2022 г. и таможенного поста от 26.04.2022 г.
В уведомлениях указано, что в выпуске товаров по декларации N 10131010/310322/3177211 отказано на основании акта проверки N 1013100/216/200422/А0231.
Посчитав акт и отказ незаконными, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно- тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС соблюдение мер нетарифного регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее- Договор), путем представления соответствующих документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Согласно статье 351 ТК ЕАЭС таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической Комиссии N 30 от 21.04.2015 "О мерах нетарифного регулирования" (далее-Решение N 30), на таможенной территории ЕАЭС введены единые меры нетарифного регулирования, в том числе разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с таможенной территории ЕАЭС товаров по перечню согласно приложению N 2.
В свою очередь, разрешительный порядок реализуется посредством лицензирования и (или) применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с "Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему" (далее -Положение) согласно приложению N 17 к Решению N 30.
На основании п.5 вышеуказанного Положения, ввоз и (или) вывоз оружия осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
Согласно пункту 7 Положения, помещение оружия под таможенные процедуры экспорта или выпуска для внутреннего потребления осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена заключения (разрешительного документа).
В силу пунктов 14, 15 Положения выдача заключения (разрешительного документа) осуществляется уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства-члена в порядке, определенном законодательством этого государства.
Заключение (разрешительный документ) выдается юридическим лицам при экспорте или импорте оружия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе, документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Статьей 17 Федерального закона N 150-ФЗ от 13.12.1996 "Об оружии" установлено, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляются по разрешениям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.
Таким образом, для целей обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом ЕАЭС, при перемещении служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему через таможенную границу ЕАЭС таможенные органы руководствуются Решением N 30, которым утверждены раздел 2.22 "Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему" единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
В соответствии с Положением, вывоз с таможенной территории ЕАЭС и ввоз на таможенную территорию ЕАЭС служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45, выданного уполномоченным органом государства- члена ЕАЭС (в Российской Федерации- Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации). В случае если товары не поименованы в разделе 2.22 Единого перечня, представление таможенному органу заключения (разрешительного документа) не требуется.
При совершении таможенных операций по данным ДТ, декларантом предоставлены заключения на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и (или) выдачу заключений (разрешительных документов) в случаях, предусмотренных положениями, являющимися приложениями к Решению N 30 (Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1567-р "Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и (или) выдачу заключений (разрешительных документов) в случаях, предусмотренных положениями, являющимися приложениями к Решению N 30).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона 183-ФЗ от 18.07.99 "Об экспортном контроле" (в редакции ФЗ N 283-ФЗ от 29.11.2005) российским лицам запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если таким лицам достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки либо для подготовки и (или) совершения террористических актов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г N 430-р определен перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. В данном перечне поименованы Соединенные штаты Америки.
Ссылка Общества на то, что спорный товар не попадает под запреты и ограничения при экспорте товаров в недружественные страны, не принимается.
Данные товары подпадают в раздел 2.22 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору), утвержденные решением Коллегии Евразийской экономической Комиссии N 30 от 21.04.2015 "О мерах нетарифного регулирования".
При таможенном декларировании товаров декларантом ООО "КСПЗ" представлено разрешение Росгвардии РФ N 0000106877 от 04.02.2022, а также заключение (разрешительный документ) на ввоз и (или) вывоз гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему N RU/2022/371 от 04.02.2022.
Исходя из этого, российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), не подпадающими под действие списков (перечней), указанных в статье 6 вышеуказанного Федерального закона, в случаях, если российские участники внешнеэкономической деятельности имеют основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности, либо если российские участники внешнеэкономической деятельности информированы в письменной форме об этом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
В связи с изложенным, а также учитывая, что идентифицируемые товары и идентифицируемые продукты научно-технической деятельности могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организацией или физических лиц, причастных к террористической деятельности, у ответчика имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Коллегия также отмечает, что лицензия Росгвардии выдана 04.02.2022, в то время как распоряжение Правительства РФ опубликовано 05.03.2022, в связи с чем, лицензирующий орган не мог располагать информацией о возможном использовании вывозимого товара против интересов Российской Федерации на момент его выдачи.
Довод заявителя о позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N МА-32228/16 от 13.04.2022, также не может быть принят во внимание, поскольку данный ответ касается применения Постановлений Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" и от 08.03.2022 N 313 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 N 100".
Минпромторгом не дается оценка конкретной ситуации вывоза спорного товара в страны, совершающих недружественные действия по отношению к Российской Федерации, российским юридическим и физическим лицам.
Довод Заявителя о том, что поскольку спорный отказ в выпуске товара формализован в Акте проверки документов и сведений N 10131000/216/200422/А0231, он подлежит признанию недействительным (незаконным) и отмене.
При этом, под ненормативным актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Оспариваемый Обществом Акт проверки документов и сведений N 10131000/216/200422/А0231 является промежуточным процессуальным документов, содержит информацию о результате проверки документов и не содержит прямых обязательных указаний для осуществления каких-либо действий.
В связи с изложенным, как верно указано судом первой инстанции, заявление не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в части оспаривания указанного акта, в связи с чем, производство по делу в данной части, правомерно прекращено судом.
Таким образом, повторно оценив представленные в дело доказательства в соответствии со ст.71 АПК РФ, коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции, сделанные им при рассмотрении спора.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.09.2022 по делу N А40-131901/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ЗАО "КСПЗ" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131901/2022
Истец: ЗАО " КЛИМОВСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПАТРОННЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ