г. Саратов |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А57-7312/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Пузиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Государственной жилищной инспекции Саратовской области Ткаченко Л.Н., действующей на основании доверенности от 23.01.2020 N 63-01-10,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Феникс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2022 года по делу N А57-7312/2022 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Феникс" (410049, г. Саратов, ул. Пензенская, д. 33, ОГРН 1206400001114, ИНН 6451016935)
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, д. 114, ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998),
третьи лица: Администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), общество с ограниченной ответственностью "Восход" (410005, г. Саратов, ул. Чапаева, д. 73, ОГРН 1156451000474, ИНН 6451005997), общество с ограниченной ответственностью "Уютстройсервис" (410071, г. Саратов, 13-й Шелковичный пр-д, д. 16/18, ОГРН 1166451060269, ИНН 6455065958),
об оспаривании решения, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось товарищество собственников недвижимости "Феникс" (далее по тексту - ТСН "Феникс", товарищество, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция, уполномоченный орган) от 30.03.2022 N 314 и возложении на Инспекцию обязанности повторно рассмотреть заявление товарищества от 17.03.2022 и внести изменения в Реестр лицензий Саратовской области в отношении многоквартирного дома N 33 по ул. Пензенской г. Саратова (далее - МКД).
Решением суда первой инстанции от 07 октября 2022 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСН "Феникс" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
ТСН "Феникс", общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ООО "Восход") и общество с ограниченной ответственностью "Уютстройсервис" (далее - ООО "Уютстройсервис") явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 04 ноября 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в Реестре лицензий Саратовской области МКД N 33 по ул. Пензенской г. Саратова с 20 октября 2015 года значился за управляющей организацией ООО "Восход", с 01 июня 2022 года - за ООО "Уютстройсервис".
17 марта 2022 года (повторно) в Инспекцию поступило уведомление ТСН "Феникс" (вх.N 314-06-11) о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом N 33 по ул. Пензенской г. Саратова на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом общего собрания от 17.01.2020 (далее - протокол от 17.01.2020) (т.1 л.д.83-84).
В соответствии с протоколом от 17.01.2020 собственниками помещений в МКД принято решение о расторжении договора управления с ООО "Восход" и о создании ТСН "Феникс" для управления МКД (пункты 3-5) (т.1 л.д.54-57).
30 марта 2022 года по результатам проверки поступившего уведомления Инспекцией составлено заключение, в котором указано на наличие сомнений в соответствии ТСН "Феникс" требованиям законодательства, включая Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) относительно того, что число членов ТСН "Феникс" превышает 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД N 33 по ул. Пензенской г. Саратова (т.1 л.д.69-70).
В связи с этим 30 марта 2022 года Инспекцией принято решение о приостановлении рассмотрения уведомления ТСН "Феникс" от 17.03.2022 и приложенных к нему документов на основании подпунктов "а" и "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утверждённых приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), до 30 рабочих дней. В данном решении товариществу указано на необходимость представления актуального и полного реестра членов ТСН "Феникс", а также документов-оснований такого членства в товариществе в порядке, предусмотренном ЖК РФ и уставом ТСН "Феникс" (в случае непредставления данных документов ранее) (т.1 л.д.48).
Не согласившись с принятым решением Инспекции, ТСН "Феникс" оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия необходимой совокупности условий для признания оспариваемого решения недействительным.
Согласно доводам апелляционной жалобы заявитель указывает, что определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2021 по делу N 88-3492/2021 решения собственников спорного МКД о расторжении договора управления с ООО "Восход" и о создании ТСН "Феникс", оформленные протоколом от 17.03.2022, признаны законными и действительными. Заявитель считает, что требование Инспекции о предоставлении реестра членов товарищества и документов-оснований такого членства не соответствует положениям статьи 135 ЖК РФ, поскольку ТСН "Феникс" не вело деятельность по управлению МКД и, следовательно, у него отсутствует обязанность по выполнению стандартов, предусмотренных жилищным законодательством. В адрес Инспекции не поступали решения собственников помещений в МКД, связанные с выбором способа управления спорным МКД. При этом решением Заводского районного суда города Саратова от 03.10.2022 по делу N 2-2317/2022 решения собственников МКД, оформленные протоколом от 25.03.2022, в том числе об управлении спорным МКД ООО "Уютстройсервис", признаны недействительными. В связи с этим, по мнению товарищества, у Инспекции отсутствовали основания для отказа или приостановления рассмотрения уведомления ТСН "Феникс".
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления и выбор управляющей организации для управления многоквартирным домом осуществляется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно статье 44 органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.
В силу части 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 7 статьи 135 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий определён Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктом 2 Порядка N 938/пр предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего информацию, предусмотренную данным пунктом.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 938/пр рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения определённых условий, в том числе:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка N 938/пр).
Пунктом 7 Порядка N 938/пр определено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В пункте 10 Порядка N 938/пр установлены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, которыми являются:
а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома;
в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение Инспекции от 30.03.3022 о приостановлении рассмотрения уведомления ТСН "Феникс" от 17.03.2022 вынесено на основании подпунктов "а" и "в" пункта 10 Порядка N 938/пр. Товариществу предложено представить актуальный и полный реестр членов ТСН Феникс", а также документы-основания такого членства (т.1 л.д.46).
В апелляционной жалобе товарищество указывает, что требование Инспекции о представлении данных документов не соответствовало положениям статьи 135 ЖК РФ, поскольку ТСН "Феникс" не вело деятельность по управлению МКД и, следовательно, у него отсутствует обязанность по выполнению стандартов, предусмотренных жилищным законодательством.
Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 135 ЖК РФ).
В заключении от 30.03.2022 по рассмотрению заявления ТСН "Феникс" указано на наличие сомнений соответствия товарищества требованиям законодательства, включая ЖК РФ, относительно того, что число членов ТСН "Феникс" превышает 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в спорном МКД (т.1 л.д.69-70).
Кроме того, в Инспекцию поступили жалобы на деятельность ТСН "Феникс" и заявления собственников о выходе из членов данного товарищества (т.2 л.д.16-147, т.3 л.д.1-83).
Учитывая изложенное, требование Инспекции о предоставлении товариществом актуального и полного реестра членов ТСН Феникс" и документов-оснований такого членства соответствовало положениям статьи 135 ЖК РФ.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что ТСН "Феникс", направляя в Инспекцию уведомление от 17.03.2022, преследовало конкретную цель - управление спорным МКД, следовательно, обязано соответствовать и выполнять требования жилищного законодательства.
Инспекция также указывает, что при рассмотрении уведомления товарищества ей стало известно о судебных разбирательствах по выбору способа управления спорным МКД в отношении ООО "Восход", а в последующем и ООО "Уютстройсервис" в Заводском районном суде г. Саратова. В момент рассмотрения документов ТСН "Феникс" дом числился в реестре за ООО "Восход" и документов от последнего о расторжении договора управления данным МКД на тот момент в компетентный орган не поступило.
На судебные споры, касающиеся выбора способа управления МКД N 33 по ул. Пензенской г. Саратова, оформленного протоколами общего собрания собственников помещений данного МКД, указывает и заявитель в своей апелляционной жалобе.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае у Инспекции имелись основания, предусмотренные подпунктами "а" и "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, для принятия решения о приостановлении рассмотрения уведомления ТСН "Феникс" от 17.03.2022.
Судом апелляционной инстанции учтено, что впоследствии Инспекцией принято решение от 17.05.2022 N 314 об отказе ТСН "Феникс" во внесении изменений в Реестр лицензий Саратовской области в отношении спорного МКД (т.1 л.д.67, т.3 л.д.108), которое товариществом не оспорено.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 октября 2022 года по делу N А57-7312/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-7312/2022
Истец: ТСН Феникс
Ответчик: ГЖИ СО
Третье лицо: Администрация МО Город Саратов, Заводской районный суд г. Саратова, ООО "Уютстройсервис", ООО Восход