город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А53-10738/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Каустик"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.10.2022 по делу N А53-10738/2022
по заявлению акционерного общества "Каустик"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу
об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Каустик" (далее - заявитель, общество, АО "Каустик") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной пробирной палаты по Южному Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, МРУ пробирная палата России по ЮФО) о признании недействительным предписания от 31.01.2022 N 04-01-02/22/249.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Каустик" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд неправомерно пришел к выводу о том, что АО "Каустик" является субъектом статьи 5 Федерального закона 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Общество указывает, что материалы дела не содержат допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о том, что АО "Каустик" использует драгоценные металлы для изготовления изделий, содержащих драгоценные металлы. АО "Каустик" покупает готовые изделия (полоса, проволока, раствор), из которых создают заготовки для дальнейшего наплавления и припоя к оборудованию или при нанесении на покрытие анодов, в случае использования раствора, содержащего рутений. То есть, при использовании полос и проволоки не происходит изменения физического состояния драгоценного металла или процесс производства, так как в результате использования драгоценных металлов новое изделие не возникает.
Кроме того, судом не дана оценка законности распоряжения о проведении плановой документарной проверки от 11.11.2021 N 95 и акта проверки от 28.01.2022 N 3. В распоряжении от 11.11.2021 N 95 отсутствует ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок. Сроки исчисления проведения проверки следует исчислять не с даты получения документов 10.12.2021, а с даты возникновения основания для проведения проверки 11.11.2021.
В материалы дела от Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также от Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле. Суд счел данное ходатайство подлежащим удовлетворению.
От АО "Каустик" поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что определением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.10.2022 по делу N А12-4457/2022 рассмотрение кассационной жалобы без вызова сторон назначено на 01.12.2022. Предметом рассмотрения указанного дела является законность постановления Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Южному федеральному округу от 10.02.2022 N 004-22/002 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. В связи с этим общество полагает, что апелляционную жалобу по делу N А53-10738/2022 следует рассмотреть после принятия Арбитражным судом Поволжского округа судебного акта по существу по делу N А12-4457/2022.
Рассмотрев ходатайство АО "Каустик" об отложении судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных данным Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно части 5 названной статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
При этом отложение судебного разбирательства в связи с заявлением стороной ходатайства об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, самостоятельно решает вопрос об отложении судебного разбирательства.
Ходатайство АО "Каустик" не содержит сведений о том, что явка в судебное заседание представителя общества необходима для изложения дополнительных доводов, не отраженных в апелляционной жалобе, либо для представления в материалы дела дополнительных документов, имеющих существенное значение для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В связи с тем, что АО "Каустик" в апелляционной жалобе достаточно подробно изложены доводы, по которым он не согласен с решением, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения заявленного обществом ходатайства.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 11.11.2021 N 95 МРУ пробирной палаты России по ЮФО проведена плановая документарная проверка, по результатам которой установлен факт нарушения АО "Каустик" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) (т. 1, л.д. 128, 129).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.01.2022 N 3 (т. 1, л.д. 27-45).
28.01.2022 по факту выявленных нарушений административным органом в отношении общества составлен протокол N 004-22/002 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31.01.2022 обществу выдано оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации (т. 1, л.д. 24-26).
10.02.2022 административным органом в отношении общества принято постановление N 004-22/002, которым АО "Каустик признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Несогласие с принятым административным органом послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу от 30.06.2022 N А12-4457/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Несогласие с выданным обществу предписанием послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований, установив, что выданное на основании выявленных нарушений норм действующего законодательства предписание от 31.01.2022 N 04-01-02/22/249 является законным и оснований для его отмены не имеется.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на основании следующего.
АО "Каустик" зарегистрировано в качестве юридического лица с присвоением ОГРН 1023404355666, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц и материалами проверки.
АО "Каустик" зарегистрировано и состоит на специальном учете в ГИИС ДМДК.
Номер постановки на специальный учет: ЮЛ3404011906. Дата постановки на специальный учет: 03.09.2021 (https://dmdk.ru).
В ГИИС ДМДК при постановке на специальный учет заявлены следующие виды деятельности:
20.13 Производство прочих основных неорганических химических веществ (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов (далее - ДМ) в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ) (с использованием для производства продукции согласно технологии драгоценных металлов в виде серебряных контактов, серебряных прокладок, платиновых термопар, платиновой посуды, спиралей, реактивов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ru, Ir и других изделий из ДМ);
20.14 Производство прочих основных органических химических веществ (с использованием драгоценных металлов для производства продукции согласно технологии);
72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);
71.20.9 Деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (с использованием платиновой посуды, платиновых спиралей, электродов и реактивов, содержащих драгоценные металлы);
46.77 Торговля оптовая отходами и ломом (сбор и первичная обработка собственного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы с целью продажи для дальнейшей переработки);
33.12 Ремонт машин и оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
43.99.7 Работы по сборке и монтажу сборных конструкций (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных прокладок, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
33.14 Ремонт электрического оборудования (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, спиралей, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ);
43.21 Производство электромонтажных работ (с использованием драгоценных металлов при ремонте и изготовлении изделий для собственных ремонтных нужд: серебряных контактов, серебряных и платиновых электродов, анодов с металлооксидным покрытием из соединений Ir и Ru и других изделий из ДМ).
В соответствии с требованиями пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 N 1052 (далее - Правила) постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), за исключением:
а) кредитных организаций (банков);
б) организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов для проведения анализов;
в) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование готовых форм фармацевтической, парфюмерной и косметической продукции, содержащей химические соединения драгоценных металлов;
г) образовательных организаций, использующих в своей деятельности химические соединения драгоценных металлов при осуществлении образовательных процессов;
д) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование серебросодержащих фотопластинок, фото- и кинопленки, фотобумаги и прочих светочувствительных фотоматериалов;
е) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использование лакокрасочной продукции, содержащей драгоценные металлы;
ж) медицинских организаций, осуществляющих армирование нитями из драгоценных металлов, устанавливающих имплантаты, искусственные зубы, зубные протезы, протезные приспособления, а также использующих стоматологические цементы и другие стоматологические пломбировочные материалы, содержащие драгоценные металлы или изготовленные из них;
з) организаций, использующих машины и оборудование, приборы, инструменты, электронную технику, пускорегулирующие устройства и устройства автоматики, электрические устройства, комплектующие детали, узлы, содержащие драгоценные металлы, за исключением организаций, использующих изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов стеклоплавильные устройства, тигли, катализаторные сетки, лабораторную посуду;
и) организаций, использующих для ремонта машин и оборудования, приборов, инструментов, электронной техники, пускорегулирующих устройств и устройств автоматики, электрических устройств химические соединения, сплавы, припои, содержащие драгоценные металлы;
к) организаций, осуществляющих куплю-продажу и (или) использующих в своей деятельности инструменты и (или) изделия производственно-технического назначения, содержащие природные алмазы;
л) Центрального банка Российской Федерации;
м) органов государственной власти;
н) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями, изготовленными из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов.
Законодатель дает исчерпывающий перечень исключений для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМ, которые не подлежат постановке на специальный учет. Постановка на специальный учет носит заявительный характер. АО "Каустик" самостоятельно подало заявление о постановке на специальный учет, следовательно, АО "Каустик" не относит себя к указанным исключениям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся, в том числе организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Проверкой установлено, что АО "Каустик" в проверяемом периоде осуществляло деятельности по покупке драгоценных металлов в виде: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08%, ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твердая, ПРОВОЛОКА ПСР-45, ПРОВОЛОКА СР-99,99 - 4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014.
Проволока серебряная является длинномерным изделием с поперечным сечением постоянных размеров, изготовляемое волочением, свернутое в моток или намотанное на катушку, применяемым для образования неразъемного соединения с межатомными связями путем нагрева соединяемых материалов ниже температуры их плавления, их смачивания припоем, затекания припоя в зазор и последующей его кристаллизации (пайка), и образования на поверхности материала металлического слоя путем плавления припоя, смачивания припоем поверхности и последующей его кристаллизации (лужение). То есть, при пайке или лужении происходит изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов.
Проверкой установлено, что в деятельности АО "Каустик" приобретенные ДМ использовались: Рутений (IV) гидроксохлорид раствор 20,08% - для нанесения на поверхность титановых анодов и токоподводов; ПОЛОСА СР 99,99 2.0*200*500/Твердая - режется на пластины, которые серебряным припоем ПСР-45 припаивается к медной основе контактов электролизеров; ПРОВОЛОКА ПСР-45 - используется для припоя серебряных пластин; ПРОВОЛОКА СР-99,99 (4.0-Мягкая ГОСТ 7222-2014) - для изготовления серебряных прокладок.
ПРОВОЛОКА ПСР-45 является изделиями из ДМ, используемой для изготовления приборов и оборудования в целях их последующей продажи (реализации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления, а также установлено, что к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относится, в том числе изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней.
Если организация осуществляет куплю-продажу ДМ, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, то она признается организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
Аналогичная позиция содержится в информационном письме Росфинмониторинга от 20.09.2021 N 63 "О применении организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю- продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" согласно которой, организация осуществляющая куплю- продажу драгоценных металлов, которые в последующем используются для изготовления приборов и оборудования, признается организацией осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом и является субъектом Федерального закона N 115-ФЗ.
Приобретенные ДМ используются не в составе готового оборудования и приборов, а для производства изделий содержащих ДМ путем изменения физического состояния ДМ.
Законодатель устанавливает исключение для использующих ДМ в составе инструментов, приборов, оборудования (статья 5 Федерального закона N 115-ФЗ), а не использующих ДМ в производстве оборудования (изделий).
Таким образом, заявитель не подпадает под исключения, установленные статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ, и является организацией, осуществляющий скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
На основании вышеизложенного, доводы общества о том, что АО "Каустик" не относится к субъектам статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, опровергаются материалами проверки.
В связи с тем, что заявитель является субъектом статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ, на него распространяются требования Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на ПОД/ФТ, относятся: организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе клиенту в приеме на обслуживание, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом N 115-ФЗ случаях целевых правил внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля являются документом, который оформлен на бумажном носителе и который регламентирует организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ, в организации; устанавливает обязанности и порядок действий руководителя организации, индивидуального предпринимателя, работников организации и индивидуального предпринимателя в целях осуществления внутреннего контроля; определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемые юридическими лицами (далее - Требования Постановления Правительства РФ N 667).
В соответствии с пунктом 1.1 Требований Постановления Правительства РФ N 667 руководитель организации должен обеспечивать контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании пункта 2 указанных Требований Постановления Правительства РФ N 667, правила внутреннего контроля должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 4 Требований Постановления Правительства РФ N 667 установлен перечень программ осуществления внутреннего контроля, которые должны включаться в правила внутреннего контроля, и утверждены наименования данных программ.
В ходе проверки АО "Каустик" предоставлены правила внутреннего контроля, утвержденные 24.03.2006.
Административным органом установлено, что в нарушение пунктов 1.1, 2, 4 Требований Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 АО "Каустик" в проверяемый период в деятельности использовались правила внутреннего контроля, не соответствующие законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ, руководителем общества не обеспечен контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ, специальным должностным лицом не разработаны правила внутреннего контроля в соответствии с действующим законодательством РФ.
Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с пунктом 32 Требований Постановления Правительства РФ N 667 в программе "проверки осуществления внутреннего контроля" правил внутреннего контроля, должны быть предусмотрены следующие мероприятия: проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации и у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов; представление руководителю организации, индивидуальному предпринимателю по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля; (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2015 N 342) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
Административным органом установлено, что в проверяемом периоде АО "Каустик" не проводило не реже одного раза в полугодие внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов, а следовательно, не соблюдало нормы пункта 32 Требований Постановления Правительства РФ N 667.
Также обществом не приняты внутренние организационные меры для предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения во исполнение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ" (далее - Постановление N 492) к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки "Экономика и управление", либо по направлению подготовки "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по ПОД/ФТ; б) прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях ПОД/ФТ.
В силу пункта 3 Постановления Правительства N 492 требования в подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществ, устанавливается Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Согласно пункту 10 Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), однократно обучение в форме целевого инструктажа должен пройти: в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей либо с даты вступления в силу Положения N 203, руководитель организации (индивидуальный предприниматель), главный бухгалтер, либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); до начала осуществления возложенных должностных функций - специальное должностное лицо.
Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 10 Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.
На основании протокола очередного собрания участников ООО "Никохим" от 10.04.2020 и приказа ООО Никохим" от 29.04.2020 N 15-к генеральным директором АО "Каустик" назначен Азизов Эльдор Энгленович.
Согласно приказу от 14.04.2014 N 258-к обязанности главного бухгалтера АО "Каустик" возложены на Самойленко Ирину Владимировну.
Согласно приказу от 11.01.2010 N 11-к обязанности руководителя юридического подразделения возложены на Потехина Леонида Михайловича.
Согласно приказу от 23.03.2006 N 000249/2006 ответственным лицом за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в АО "Каустик" назначен начальник второго отдела Баранов Олег Алексеевич.
Административным органом установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 1 Постановления N 492 и пункта 10 Положения N 203 специальным должностным лицом Барановым О.А. не пройдено обучение в форме целевого инструктажа и он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к специальному должностному лицу организации. В нарушение пункта 10 Положения N 203 у руководителя организации Азизова Эльдора Энгленовича, у главного бухгалтера Самойленко Ирины Владимировны, у руководителя правового департамента Потехина Леонида Михайловича отсутствует обучение в форме целевого инструктажа.
Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
Требованиями пункта 2 Положения N 203 установлено, что руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
Требованиями пункта 6 Положения N 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме вводного инструктажа, и согласно пункту 7 Положения вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом в следующих случаях: при приеме на работу на должности либо на выполнение функций, указанных в пунктах 3, 4 Положения; при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные в пунктах 3, 4 Положения.
Требованиями пункта 6 Положения N 203 установлено, что обучение необходимо проходить в форме дополнительного инструктажа, и согласно пункту 8 Положения дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ; при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления; при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
Требованиями пункта 14 главы 3 Положения N 203 установлено, что организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
Согласно пункту 19 Положения N 203, факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа) и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, должен быть подтвержден его собственноручной подписью в документе, форму и содержание которого организация устанавливает самостоятельно.
АО "Каустик" представлен список материально ответственных лиц, имеющих договор на работу с драгоценными металлами по состоянию на 17.12.2021. Установлено, что в проверяемом периоде с 01.01.2021 по 10.11.2021 были приняты на работу (переведены на должности) 17 работников.
Административным органом установлено, что в нарушение пунктов 2, 6, 7, 8, 14, 19 Положения N 203 АО "Каустик" не утвержден перечень сотрудников, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, отсутствует утвержденная программа подготовки и обучения кадров организации в целях ПОД/ФТ, специальным должностным лицом не проводилось обучение в форме вводного и дополнительного инструктажа, отсутствует фиксация фактов проведения с сотрудниками организации инструктажей и ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ.
Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Порядка доступа к личному кабинету и его использования, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20.07.2020 N 175 "Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования" (далее - Порядок) Пользователями личного кабинета (далее - пользователь), под которым в настоящем Порядке в соответствии с абзацем двадцать третьим статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ понимается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://www.fedsfm.ru (далее - официальный сайт), являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в части первой статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с требованиями пункта 11 Личный кабинет используется:
11.1. Пользователями, указанными в подпунктах 1.1 Порядка;
11.1.1. Для получения: информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении корректировок в содержащиеся в названном перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах; информации о решении об удовлетворении международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 2.5 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ; информации о включении организаций и (или) физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, исключении организаций и (или) физических лиц из названного перечня, внесении изменений в сведения об организациях и (или) о физических лицах, содержащиеся в названном перечне; информации об удовлетворении органами, специально созданными решениями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, письменного мотивированного заявления, направленного в Росфинмониторинг в соответствии с пунктом 7 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ; электронного образа выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма и списка лиц, в отношении которых действует решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) принадлежащих им денежных средств или иного имущества; перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.5 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ; запросов Росфинмониторинга, указанных в пунктах 10 и 16 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 3 209 (далее - Положение о представлении информации); постановлений Росфинмониторинга о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 и пункте 8 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ; решений суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенных в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона N 115-ФЗ; доклада о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; разъяснений Росфинмониторинга по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11.1.2. Для направления: информации, указанной в пунктах 3 и 6 Положения; информации, указанной в пунктах 10 - 13 и 16 Положения о представлении информации, по запросам Росфинмониторинга.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверить наличие среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Административным органом установлено, что у АО "Каустик" отсутствует регистрация личного кабинета организации на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, что подтверждено сведениями из Личного кабинета надзорного органа.
В нарушение требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ АО "КАУСТИК" проверка не проводилась и информация не направлялась в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ в установленные сроки.
Указанные нарушения свидетельствуют о неисполнении законодательств о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля.
Федеральный закон N 115-ФЗ направлен на обеспечение финансовой безопасности государства и общества в целом, находится под особым контролем государства.
Как установлено проверкой, АО "Каустик" относится к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ и на него распространяются требования, установленные данным законом.
Учитывая материалы проверки, АО "Каустик" нарушены требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшие представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Таким образом, административным органом верно установлено, что причинно-следственной связью, послужившей основой для совершения административного правонарушения в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях соблюдения требований Федерального закона N 115-ФЗ явилось безответственное отношение общества к исполнению своих публичных-правовых обязанностей в сфере ПОД/ФТ.
Кроме того, выводы о наличии в действиях АО "Каустик" нарушений требований Федерального закона N 115-ФЗ содержатся в решении Арбитражного суда Волгоградской области от 30.06.2022 по делу N А12-4457/2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что выданное на основании выявленных нарушений норм действующего законодательства предписание от 31.01.2022 N 04-01-02/22/249 является законным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в распоряжении от 11.11.2021 N 95 отсутствует ссылка на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок, судом апелляционной инстанции отклоняются с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 15 части 3.1 статьи 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля - контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.
В силу пункта 4 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) положения Федерального закона N 248-ФЗ не применяются к организации и осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ.
Таким образом, у административного органа отсутствует обязанность согласования плана проверок с органами прокуратуры, по размещению плана проверок в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а, соответственно, на указание ссылки на утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
Проведение проверочных мероприятий по ПОД/ФТ не связаны с требованиями по проведению контрольных (надзорных) мероприятий, применяемыми при других видов контроля, в том числе и приостановление. Проведение проверки в отношении АО "Каустик" осуществлено в рамках государственного контроля (надзора) за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу ДМ и ДК, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения законодательства о ПОД/ФТ, а не в рамках федерального государственного пробирного надзора.
Административный орган не связан требованиями, установленными Федеральным законом 248-ФЗ, в том числе и сроками установленными данными законами для проведения контрольных (надзорных) мероприятий. Сроки исчисления проведения проверки исчисляются с даты получения документов 10.12.2021.
Принимая во внимание вышеизложенное, вопреки доводам апелляционной жалобы, административным органом сроки проведения проверки не нарушены.
С учетом изложенного апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 по делу N А53-10738/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10738/2022
Истец: АО "КАУСТИК"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной Пробирной палаты по Южному федеральному округу, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОБИРНОЙ ПАЛАТЫ ПО ЮЖНОСУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ