город Ростов-на-Дону |
|
01 декабря 2022 г. |
дело N А32-30157/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.10.2022 по делу N А32-30157/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"УК "Домовладелец"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции
Краснодарского края
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик"
о признании недействительным и отмене решения,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел":
представитель Баранова Ю.В. по доверенности от 18.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Домовладелец" (далее - заявитель, общество, управляющая организация, ООО "УК "Домовладелец") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Краснодарского края) о признании недействительным и отмене решения от 22.03.2022 N 774; обязании ГЖИ Краснодарского края внести изменения в реестр лицензий Краснодарского края в соответствии с заявлением N Л75-399 от 11.02.2021 - в течение 30 рабочих дней с момента принятия настоящего решения; обратить решение в данной части к немедленному исполнению.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 признано недействительным решение Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.03.2022 N 774. Суд обязал ГЖИ Краснодарского края внести изменения в реестр лицензий Краснодарского края в соответствии с заявлением N Л75-399 от 11.02.2021 - в течение 30 рабочих дней с момента принятия настоящего решения. Взыскано с Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в пользу ООО "УК "Домовладелец" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку выявленный факт наличия даты голосования в решениях собственников за пределами периода проведения собрания и, как следствие, отсутствие кворума является одним из признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование доводов жалобы инспекция ссылается на то, что в нарушение требований подпункта 2 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ, в части решений собственников не указаны реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, либо указаны реквизиты договоров долевого участия, либо уступки прав требования, не являющихся таковыми, либо название документа указана без требуемых реквизитов. В нарушение подпункта "а" пункта 13 Приказа N 44/пр в части решений собственников отсутствуют подписи, часть решений собственников подписаны за пределами периода проведения собрания, проходящего с 19.12.2020 по 31.01.2021, что также не позволяет их принимать к расчету кворума. При этом заявитель жалобы указывает на несогласие с выводом суда о злоупотреблении правом в данном случае со стороны ГЖИ Краснодарского края, ввиду того, что во исполнение указаний, изложенных в постановлении суда кассационной инстанции, ГЖИ Краснодарского края в соответствии с Порядком N 938/пр, повторно рассмотрела заявление ООО "УК "Домовладелец" о внесении изменений в реестр лицензий от 11.02.2021 N Л75-399.
В материалы дела от ООО "УК "Домовладелец" поступили возражения на апелляционную жалобу. Возражения приобщены к материалам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО "УК "Домовладелец" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В материалы дела от ООО "УК "Домовладелец" и Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступили ходатайства об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил ходатайства ООО "УК "Домовладелец" и Государственной жилищной инспекции Краснодарского края об участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В назначенное время представитель ООО "УК "Домовладелец" не подключился к судебному заседанию в режиме веб-конференции. В телефонном режиме представитель пояснил, что не возражает о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "УК "Домовладелец" является управляющей организацией на основании лицензии серия 23 номер 001101, предоставленной на основании решения лицензионной комиссии Краснодарского края от 06.05.2015 N 18, приказа Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.05.2015 N 306-ГУ, осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
В период с 19.12.2020 по 31.01.2021 собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, город Краснодар ул. Карякина, д. 5 корпус 3 провели внеочередное общее собрание в форме заочного голосования, по итогам которого приняли решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с действующей управляющей компанией ООО "Теплоэнергетик" и заключении договора управления с ООО УК "Домовладелец" (оформлено протоколом N 1 от 08.02.2021).
Подлинники решений собственников и протокол общего собрания были переданы в управляющую организацию.
11.02.2021 общество представило в ГЖИ Краснодарского края заявление о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с заключением договора управления многоквартирным домом.
26.03.2021 ГЖИ Краснодарского края принято решение N 671 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления N Л75-399 от 11.02.2021 на основании подпункта "а", "е" пункта 5 Порядка N 938/пр, в соответствии с которым основанием для отказа во внесении изменений в реестр является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным Порядком, а именно:
- наличие признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений в МКД, оформленных протоколом N 1 от 08.02.2021 по основаниям, установленным частью 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ (решения принятия при отсутствии необходимого кворума в соответствии с частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
- нарушение сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
По мнению заявителя, основания для выводов о нарушении сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в решении не приведены.
В решении указано, что ГЖИ Краснодарского края проведен анализ решений собственников помещений в многоквартирном доме и реестра собственников помещений в многоквартирном доме и установлено следующее:
- установлены разночтения в решениях собственников N 52, 53, 104, 178, 250, 268, однако доверенности на право участия в собрании и подписания решений в данном собрании в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 48 ЖК РФ в материалах данного собрания, в том числе в виде приложений отсутствует;
- решения собственников помещений N 48, 57, 101, 155, 29 подписаны за периодом проведения собрания;
- в решениях собственников помещений кВ. N 17, 18, 44, 186, 193, 209, 237, н/п N 29, отсутствуют подписи собственников помещений в многоквартирном доме;
- в качестве документа-основания, подтверждающего право собственности в решениях собственников кв. 136, 224, 268 указаны "договор уступки, договор, ДДУ" в нарушение требований части 1.1. статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 5.1. статьи 48 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, к подсчету кворума не приняты решения собственников помещений кв. N 17, 18, 29, 44, 48, 52, 53, 57, 101, 104, 136, 178, 186, 193, 209, 224, 237, 250, 268, что составляет 6,25% от общего числа голосов собственников.
Проверкой ГЖИ Краснодарского края произведен арифметический расчет кворума и установлено, что в собрании собственников помещений МКД приняли участие собственники помещений, обладающие 5812,67 кв. м - 46,23% голосов от общего числа всех собственников помещений.
По мнению ГЖИ Краснодарского края, общее собрание собственников помещений неправомочно, так как в нем приняли участие собственники, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа собственников помещений в МКД.
Несогласие общества с указанным решением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2022 по делу N А32-18077/2021 предыдущие судебные акты по данному делу отменены, принято новое решение, которым решение ГЖИ Краснодарского края об отказе во включении в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами многоквартирного дома по ул. Карякина, дом 5, корпус 3 по признакам ничтожности общего собрания собственников МКД, признаны незаконными, суд обязал ГЖИ Краснодарского края рассмотреть заявление ООО УК "Домовладелец" N Л75-399 от 11.02.2021 о включении в Реестр лицензий.
22.03.2022 ГЖИ Краснодарского края принято решение N 774 о приостановлении рассмотрения заявления, в соответствии с которым ГЖИ сообщило о том, что при повторном рассмотрения заявления N Л75-399 от 11.02.2021 на основании постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2022 по делу N А32-18077/2021, выявлено наличие противоречие сведений, представленных лицензиатом, информации, уже содержащейся в Реестре лицензий Краснодарского края, а именно: по состоянию на дату рассмотрения сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Краснодар, ул. Карякина, дом 5, корпус 3, в Реестре лицензий Краснодарского края значатся в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Теплоэнергетик" ИНН 2311150997. Учитывая факт отсутствия заявления ООО "Теплоэнергетик" о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с прекращением, расторжением договора управления указанным многоквартирным домом, по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка, Госжилинспекцией края принято решение о приостановлении рассмотрения заявления и документов от 07.02.2022 N 367.
Считая незаконным указанное решение инспекции от 22.03.2022, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований, установив, что оспариваемое решение инспекции нарушает право собственников помещений на выбор способа управления, управляющей организации, на создание более безопасных и комфортных условий проживания, решение о приостановке препятствует реализации прав собственников на участие в управлении многоквартирным домом.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления. По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что к заявлению ООО УК "Домовладелец" от 11.02.2021 N Л75-399 приложены: протокол общего собрания; обязательные приложения к протоколу, указанные в пункте 19 требований, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр.
При этом суд первой инстанции правомерно принял во внимание наличие вступивших в законную силу постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2021 по делу N А32-10976/2021, решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.01.2022 по делу N 2-2320/2022, которыми установлено отсутствие оснований для признания решения общего собрания недействительным (ничтожным).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, административный орган не наделяется правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд и (или) имеет не ограниченное сроком право оспаривать решение общего собрания собственников помещений в суде. Наличие у инспекции полномочий на проведение проверки по вопросам правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения (в рассматриваемом случае, - о выбору управляющей компании) не свидетельствует о наличии у органа государственного жилищного надзора права самостоятельно устанавливать ничтожность решения общего собрания собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением установленных законом сроков.
Поскольку действия инспекции по выдаче решения об отказе во включении в Реестр лицензий уже были признаны незаконными, таким образом, при рассмотрении дела судом исследованы все обстоятельства выдачи оспариваемого решения на основании ранее проведенной документарной проверки.
Повторное проведение проверки одного и того же заявления, а также ранее предоставленных документов, является злоупотреблением правом со стороны ГЖИ Краснодарского края. Решение инспекции нарушает право собственников помещений на выбор способа управления, управляющей организации, на создание более безопасных и комфортных условий проживания, решение о приостановке препятствует реализации прав собственников на участие в управлении многоквартирным домом.
Апелляционный суд также учитывает, что инспекция реализовало свое право на обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений МКД - решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 19.01.2022 по делу N 2-2320/2022 в удовлетворении иска ГЖИ Краснодарского края отказано. Решение суда вступило в законную силу.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные ООО УК "Домовладелец" требования. В качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правомерно обязал ГЖИ Краснодарского края внести изменения в реестр лицензий Краснодарского края в соответствии с заявлением от 11.02.2022 N Л75-399 - в течение 30 рабочих дней с момента принятия судебного решения.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 апелляционный суд не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.10.2022 по делу N А32-30157/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30157/2022
Истец: ООО "УК "Домовладелец"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: ООО "Теплоэнергетик", ООО "Теплоэнергетик"