г. Москва |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А40-67366/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
рассмотрев апелляционную жалобу
Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.08.2022 по делу N А40-67366/22,
принятое судьей Ласкиной С.О. (шифр судьи 33-504)
по иску Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2"
(ИНН 7606053324)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ТГК N 2" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 159 663 руб. 15 коп., в том числе по адресам:
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.13 за период с 01.07.2018 по 31.01.2022 в сумме 69 993 руб. 79 коп.;
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.38 за период с 01.01.2016 по 16.11.2017 в сумме 34 707 руб. 17 коп.;
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.87 за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в сумме 54 962 руб. 19 коп..
Решением суда от 05.08.2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
ПАО "ТГК N 2" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указав на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей на территории города Кострома теплоснабжение объектов недвижимости.
В связи с тем, что истец осуществляет регулируемый вид деятельности, тариф на тепловую энергию согласно Федеральному закону от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 19.12.2014 N 14/476 установлены тарифы на тепловую энергию на 2015 год,
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 18.12.2015 N 15/523 установлены тарифы на тепловую энергию на 2016-2018 гг..
Также Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 14.12.2018 N 18/485 установлены тарифы на тепловую энергию на 2019-2023 гг..
В период с 2015 года при начислении гражданам за услугу горячего водоснабжения ПАО "ТГК-2" использовало показатель количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра холодной воды, утвержденный Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 17.12.2010 г. N 10/394, а с декабря 2016 года Постановление Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 22.12.2016 года N 63-НП "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирных и жилых домах на территории Костромской области".
Собственниками жилых домов по адресам: г.Кострома ул.Профсоюзная д. 18а принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
В силу п.1 ч.1, ч.7 ст.157.2 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п.4.4 ч.2 ст.44 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией (РСО) в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Такой договор считается заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.
Из материалов дела следует, что квартиры кв.13, 38 и 87 по адресу г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а принадлежат на праве собственности Российской Федерации в лице Минобороны России, переданы во владение ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России на праве оперативного управления, что подтверждается представленными истцом в материалы дела выписками из ЕГРН (л.д.16-18).
В подтверждение факта незаселенности данных квартир физическими лицами представлены справки ЦРГ, согласно которым по спорным адресам не зарегистрированы граждане (л.д.19-21).
В обоснование исковых требований истец ссылается на неисполнение ответчиком обязательств по оплате поставленной в адреса спорных квартир тепловой энергии (на нужды отопления и горячего водоснабжения) на общую сумму 159 663 руб. 15 коп., в том числе по адресам:
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.13 за период с 01.07.2018 по 31.01.2022 в сумме 69 993 руб. 79 коп.;
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.38 за период с 01.01.2016 по 16.11.2017 в сумме 34 707 руб. 17 коп.;
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.87 за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в сумме 54 962 руб. 19 коп..
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
В соответствии со ст.544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 года N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 ст.438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Согласно п.10 ст.22 Федерального закона "О теплоснабжении", стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме) (далее - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) отмечено, что статьями 296 и 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно п.4 Порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
С учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 по делу N 304-ЭС15-6285 суд считает, что обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором указал на пропуск срока исковой давности, недоказанность факта принадлежности спорных квартир ответчику на праве оперативного управления, недоказанность незаселенности данных квартир.
Между тем факты принадлежности спорных квартир ответчику на праве оперативного управления и их незаселанности гражданами подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.16-18), справками ЦРГ (л.д.19-21), действительность содержания (в том числе актуальность указанных в них данных) которых ответчиком, с учетом состязательности арбитражного судопроизводства (ст.9 АПК РФ), не опровергнута.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с правилами статей 196, 193 и 200 ГК РФ в данном случае срок исковой давности по заявленному требованию, с учетом срока оплаты коммунальных услуг по ст.155 ЖК РФ, в отношении требований о взыскании задолженности за период до марта 2019 года является истекшим на момент подачи искового заявления в суд - 01.04.2022 года, что в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.
В связи с чем судом апелляционной инстанции исходя из представленного истцом расчета задолженности (л.д.22-34) произведен перерасчет задолженности по спорным квартирам:
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.13 за период с марта 2019 года (срок оплаты наступает с 10.04.2019 года) по 31.01.2022 в сумме 56 730 руб.;
- г.Кострома, ул.Профсоюзная, д.18а, кв.87 за период с 01.11.2020 по 31.01.2022 в сумме 54 962 руб. 19 коп..
При этом срок исковой давности по требованиям по квартире 38 за период с 01.01.2016 по 16.11.2017 в сумме 34 707 руб. 17 коп. является истекшим на момент подачи иска.
Таким образом, общая сумма задолженности по оплате поставленной в адреса квартир N 13 и N 87 тепловой энергии составляет 111 692 руб..
Поскольку ответчик не представил доказательства исполнения обязательства оплате поставленной в адреса квартир N 13 и N 87 по ул. Профсоюзная г.Костромы тепловой энергии за период до 31.01.2022, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность в сумме 111 692 (сто одиннадцать тысяч шестьсот девяносто два) руб..
Доводы ответчика об отсутствии на стороне ответчика обязательств по оплате заявленной задолженности противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению расходов на содержание общего имущества МКД, а также правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по оплате заявленной задолженности в отсутствие соответствующих расходных обязательств отклоняются на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Указанная правовая позиция сформирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.08.2022 по делу N А40-67366/22 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724) в пользу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324) задолженность в сумме 111 692 (сто одиннадцать тысяч шестьсот девяносто два) руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 4050 (четыре тысячи пятьдесят) руб., по апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) руб.; в удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Л.А. Яремчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67366/2022
Истец: ПАО " Территориальная генерирующая компания N 2", ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ