г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А56-76360/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Карпюк М.А. по доверенности от 18.04.2023, Баженова Е.М. по доверенности от 04.10.2023
от заинтересованного лица: Митрофан А.К. по доверенности от 10.01.2024,
Семкова Т.А. по доверенности от 15.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5722/2024) ООО "Ландшафт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 по делу N А56-76360/2023, принятое
по заявлению ООО "Ландшафт"
к Комитету государственного экологического надзора Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ландшафт" (ОГРН: 1107847213561, адрес: 187330, Ленинградская обл., р-н Кировский, г. Отрадное, ул. Кирпичная, д. 10, каб. 28; далее - ООО "Ландшафт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (ОГРН: 1109847015541, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1; далее - Комитет, заинтересованное лицо) от 03.08.2023 о назначении административного наказания N 20617-23/Д, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением от 08.02.2024 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "Ландшафт" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представители ООО "Ландшафт" поддержали доводы апелляционной жалобы, представители Комитета возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, горный отвод для разведки и добычи песков на месторождении "Манушкино", расположенный во Всеволожском районе Ленинградской области, в районе д. Манушкино Разметелевской волости, площадью проекции 90,97 га, предоставлен ООО "Ландшафт" на основании лицензии на пользование недрами ЛОД 47487 ТЭ от 17.01.2017, сроком действия до 31.12.2025, выданной Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области.
Недропользователю (ООО "Ландшафт") передан в пользование участок лицензирования в виде горного отвода, предоставленного по горноотводному акту N 47-1900-00882 от 09.07.2018, площадью 90,97 га.
Горный отвод для разведки и добычи песков на месторождении "Манушкино" расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1045004:1, 47:07:1045004:1384 и 47:07:1045004:1385.
На основании решения Комитета N 1-13-20007-23/ВВ от 20.03.2023 (учетный номер 98231194700005436967 от 20.03.2023) в отношении ООО "Ландшафт" проведена внеплановая выездная проверка.
В результате проведенной внеплановой выездной проверки Комитетом установлено и зафиксировано в Акте проверки от 31.06.2023 следующее.
На месторождении "Манушкино" осуществляется ликвидация карьера в соответствии с проектом - "Проект ликвидации карьера на месторождении "Манушкино" во Всеволожском районе Ленинградской области", который согласован Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (протокол ТКР N 14/К-29.05.20/ЛО от 29.05.2020).
Работы но ликвидации горной выработки в 2023 году проводятся на основании согласованного с СЗУ Ростехнадзора Плана развития горных работ на месторождении "Манушкино" (далее - ПРГР-2023).
Согласно маркшейдерскому отчету N 22-Г от 21.04.2023 по проведению замеров 13.04.2023 участок, арендованный ООО "Экологические технологии" по договору аренды N 1-2020 от 01.07.2020, расположен в границах горного отвода к лицензии на пользование недрами ЛОД 47487 ТЭ от 17.01.2017.
Комитет пришел к выводу о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 47:07:1045004:1385 площадью 31311 кв. м предоставлена ООО "Экологические технологии" для использования в качестве промышленной площадки для приема и хранения грунтов и сыпучих материалов, нерудных ископаемых, отсевов дробления, материалов, образуемых в результате добычи и переработки нерудных ископаемых, производства строительных материалов и строительства, материалов для производства рекультиванта и готовой продукции рекультиванта "Грунтосмесь-19" (договор аренды от 01.07.2020 N 1-2020) в нарушение требований статей 11, 17.1, 22 Закона о недрах.
На основании проведенной проверки и названного акта Комитетом 20.07.2023 составлен протокол об административном правонарушении N 20617-23/Д по статье 7.10 КоАП РФ.
03.08.2023 Комитетом вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.10 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения в действиях Общества, а также на незаконность привлечения последнего к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, придя к выводу о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Статьей 7.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольную уступку права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно за самовольную мену земельного участка.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,
Согласно статье 9 Закона о недрах, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица. Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
В силу требований статьи 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр по определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 17.1 Закона о недрах право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в т.ч. в пользование. Пользование участками недр, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только лицом, получившим лицензию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.10.2006 N 441-О, приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом; в противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что земельный участок (его часть), предоставленный в аренду является искусственно созданным и не содержит под собой полезных ископаемых, и, таким образом, суд ошибочно пришел к выводу о том, что верхняя граница горного отвода совпадает с плоскостью земельного отвода.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Действующее законодательство содержит единственный вид искусственного земельного участка - искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности. Создание таких искусственных земельных участков регулируется федеральным законом от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона N 246-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 246-ФЗ искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, - сооружение, создаваемое на водном объект находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Земельный участок с кадастровым номером 47:07:1047005:1385, часть которого предоставлена Обществом в аренду ООО "Экологические технологии", не является искусственным земельным участком. Доказательства того, что он был сформирован на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, и в установленном порядке введен в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто Обществом, в пределах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047005:1385 расположен обводненный карьер (горная выработка), который образовался в результате добычи песков на месторождении "Манушкино" открытым способом. В настоящее время указанная выработка ликвидируется путем засыпки карьера рекультивантом "Грунтосмесь-19".
Тот факт, что часть карьера, расположенная в пределах предоставленной в аренду части земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047005:1385, уже засыпана рекультивантом, не свидетельствует о том, что горный отвод, предоставленный в пользование ООО "Ландшафт", прекратил свое существование.
Доказательства внесения в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 Закона о недрах, записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами, выданной ООО "Ландшафт", в материалы дела не представлены.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, исчерпание (выработка) запасов песков на месторождении "Манушкино" само по себе не приводит к прекращению существования горного отвода.
Факт нарушения Обществом вышеуказанных требований законодательства о недрах установлен административным органом, судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.10 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд апелляционной инстанции также не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей, то есть в пределах санкции статьи 7.10 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 3000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А56-76360/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ландшафт" - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Ландшафт" излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-76360/2023
Истец: ООО "Ландшафт"
Ответчик: Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области