г. Пермь |
|
02 декабря 2022 г. |
Дело N А50-12177/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" - Максимова Е.Ю., паспорт, доверенность от 14.12.2021, диплом;
от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - Кучукбаева М.А., паспорт, доверенность от 11.02.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 августа 2022 года
по делу N А50-12177/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (ОГРН 1025900912707, ИНН 5904039360)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прикамская гипсовая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края (с учетом уточнений) с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) от 28.02.2022 N 30-01-02-201 в редакции приказа от 22.04.2022 N 30-01-02-479 в части указания в Приложении к приказу ОЗУ в местоположении участка кад. N 59:24:3730101:4853, квартал 44: часть выдела 8 (ОЗУ: опушки леса, граничащие с безлесными пространствами); часть выдела 14 (ОЗУ: берегозащитные участки лесов) как противоречащего статьям 67, 81 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 28.02.2022 N 30-01-02-201 в редакции приказа от 22.04.2022 N 30-01-02-479, в части указания в Приложении к приказу ОЗУ в местоположении участка кад. N 59:24:3730101:4853, квартал 44: часть выдела 8 (ОЗУ: опушки леса, граничащие с безлесными пространствами); часть выдела 14 (ОЗУ: берегозащитные участки лесов) как несоответствующий статьям 67, 81 Лесного кодекса Российской Федерации. На Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указало, что судом не принято во внимание, что выделение особо защитных участков лесов при лесоустройстве основано на положениях приказа Рослесхоза от 30 декабря 1993 г. N 348 (в редакции приказа Рослесхоза от 27 мая 1997 г. N 69) "Об утверждении Основных положений по выделению особо защитных участков леса". В соответствии с позицией 1 таблицы 1 пункта 5.1 Приказа N 348 опушки лесов, выделяемые на границе с безлесными пространствами и сельскохозяйственными угодьями, простирающимися не менее чем на 1,5-2 километра от кромки леса - это ОЗУ. В соответствии с нормативами такие ОЗУ выделялись шириной 100 м. Судом первой инстанции также не было учтено, что Министерству не выделялись средства из федерального бюджета на проведение мероприятий по проектированию Кунгурского лесничества. В связи с отсутствием графических материалов границ и площади лесов, в отношении которых в таксационном описании содержится информация о наличии признаков ОЗУ, а также в связи с отсутствием переданных полномочий, подготовить обоснованные предложения о выделении ОЗУ на территории Кунгурского лесничества не представляется возможным. Предоставление лесных участков, отнесенных к ОЗУ, за исключением заповедных лесных участков, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых возможно (при наличии лицензии на пользование недрами), но без строительства на этих участках объектов капитального строительства, связанных с недропользованием, с учетом возможности проведения выборочных рубок только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. В случае отсутствия принятого Рослесхозом Решения о выделении ОЗУ при определении лесных участков, на которых расположены ОЗУ, необходимо руководствоваться материалами лесоустройства, на основании которых выделены ОЗУ, в порядке, установленном действовавшим в соответствующий период времени законодательством. Министерство не согласно с оценкой судом предоставленного ООО "Прикамская гипсовая компания" заключения специалиста Плющева В.А.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства доводы жалобы поддержал.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, согласно Приказу от 18.07.2011 N СЭД-30-01-03-183 общество "Прикамская гипсовая компания" признано победителем аукциона на право пользования недрами, обществу выдана лицензия на пользование недрами ПЭМ 80108 ТР.
Министерство Приказом от 28.02.2022 N 30-01-02-201 (в редакции приказа от 22.04.2022 N 30-01-02-479 о внесении изменений в части указания кадастрового номера земельного участка) передало Обществу в аренду лесной участок с кадастровым номером 59:24:3730101:4853 на территории в Кунгурском муниципальном округе на землях лесного фонда Кунгурского лесничества для геологического изучения недр, разведки и добычи строительного гипса на участке недр "Разепинский" и заготовки древесины, общей площадью 11,4762 га. Местоположение участка указано в приложении к приказу.
Согласно данному приложению на участке имеются ОЗУ (особо защитные участки), а именно: часть выдела 8 (ОЗУ: опушки леса, граничащие с безлесными пространствами) и часть выдела 14 (ОЗУ: берегозащитные участки лесов) квартала 44.
Полагая, что данные местоположения участка, указанные в приложении к приказу в части наличия ОЗУ, являются недостоверными, а сам приказ недействительным в части утверждения данного приложения, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, в отсутствие доказательств выделения особо защитных участков леса на спорном участке в установленном законодательством порядке, признал оспариваемое решение Министерства незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Проектирование лесных участков входит в процесс создания земельного участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность. На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик. Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1-4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4); проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
На основании части 9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Согласно статье 110 Лесного кодекса РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса. Отнесение лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и исключение их из состава защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются такие леса, осуществляются решениями органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 и 82 настоящего Кодекса, в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией. Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является подготовленное в соответствии со статьей 68.2 настоящего Кодекса графическое описание местоположения границ земель, на которых расположены защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень координат характерных точек границ таких земель.
В силу статьи 111 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарногигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом. Виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.
В соответствии со статьей 119 Лесного кодекса РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. К особо защитным участкам лесов относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; 3) лесосеменные плантации, постоянные лесосеменные участки и другие объекты лесного семеноводства; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) объекты природного наследия; 8) другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией.
На особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.
Выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Обязательным приложением к решению о выделении особо защитных участков лесов является графическое описание местоположения границ таких земель, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что доказательств выделения особо защитных участков леса на спорном участке в установленном порядке в соответствии с Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России N 348 от 30.12.1993, Лесным кодексом РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Лесным кодексом от 04.12.2006 N 200-ФЗ, а также действующими лесоустроительными инструкциями Министерством не представлено.
Согласно представленным Министерством формам 6-ГЛР "Сведения об особо защитных участках лесов (ОЗУ) в выделе 6 отсутствуют данные о наличии ОЗУ на спорном участке.
Документация для принятия решения о выделении ОЗУ на спорном участке в Рослесхоз не направлялась, документированная информация в реестр не вносилась.
Исходя из того, что само по себе наличие небольших участков лесов, расположенных среди безлесных пространств, не свидетельствует об отнесении участка к особо защитным в отсутствие соблюдения установленной процедуры, принимая во внимание заключение ГКУ ПК "Управление лесничествами Пермского края" Кунгурское лесничество N 475 от 10.10.2019, в котором прямо указано, что "Согласно лесному плану Пермского края квартал 44 (части выделов 8,9,10,14,22,23) Кунгурского участкового лесничества (Совхоз "Кыласовский"), Кунгурского лесничества, в границе которых расположен проектируемый лесной участок, относятся к зоне планируемого освоения лесов - зона многоцелевого использования эксплуатационных лесов. Обременений лесного участка нет. Вырубка деревьев требуется", учитывая заключение специалиста Плющева В.А., согласно которому характеристика выделов 8, 14 в квартале N 44 как особо защитные участки леса в границах лесного участка с кадастровым номером 59:24:3730101:4853 не обладает признаками ОЗУ для их выделения на основании Приказа Рослесхоза от 30.12.1993 N 348 в ред.27.08.1997, а также то, что в соответствии с Лесохозяйственным регламентом Кунгурского лесничества Пермского края, утвержденного 29.12.2017, запрашиваемый квартал N 44 (части выделов 8,9,10,14,22,23) - эксплуатационные леса. Участок не имеет особо защитное значение (пункт 6 Акта). Участок пригоден для заявленных целей: добыча строительного гипса, заготовка древесины, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, у Министерства отсутствовали основания для принятия ответчиком решения об отнесении части выделов 8 и 14 квартала 44 спорного участка к особо защитным участкам лесов, и включению в приказ от 28.02.2022 N 30-01-02-201.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Министерство указало, что согласно материалам таксации спорный лесной участок относится к участкам леса, расположенным среди безлесных пространств, что, по мнению Министерства, свидетельствует о том, что спорный лесной участок отнесен к категории особо защитных участков леса (ОЗУ). Вместе с тем отнесение спорного участка к участкам леса, расположенным среди безлесных пространств, без конкретного указания в материалах таксации на наличие на данной территории сформированных ОЗУ, не означает наличие таковых в отсутствие решения уполномоченного органа.
Несогласие Министерства с оценкой суда заключения специалиста Плющева В.А., представленного заявителем, не свидетельствует о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта. Данное заключение специалиста Плющева В.А. является одним из доказательств по делу и в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценено судом в совокупности с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кроме того, всем доводам Министерства судами уже дана оценка при рассмотрении дел N А50-25319/2021 и N А50-13987/2021. Доводы Министерства признаны необоснованными, действия незаконными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 августа 2022 года по делу N А50-12177/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12177/2022
Истец: ООО "Прикамская гипсовая компания"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13331/2022
05.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1214/2023
02.12.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13331/2022
31.08.2022 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-12177/2022