город Воронеж |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А14-8137/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от УФАС Воронежской области: Сороколетов М.С.- представитель по доверенности N ДЧ/2464/23 от 30.03.2023, сроком действия до 30.03.2024, предъявлен паспорт, диплом;
от ООО "Научнопроизводственное предприятие "Регион": Куликова А.А.- представитель по доверенности N 15/05 от 15.05.2023, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Русаков В.Л.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2023 по делу N А14-8137/2023, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научнопроизводственное предприятие "Регион" (ОГРН 1021602850994 ИНН 1654029151) о признании недействительным (незаконным) решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1046900099498, ИНН 3664022568) от 27.04.2023 N 036/06/104-688/2023, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
третьи лица: Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" (ОГРН 1033600069964, ИНН 3663018865), Русаков Виктор Леонидович,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Регион" (далее - ООО "НПП Регион", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежского УФАС России) от 27.04.2023 N 036/06/104-688/2023.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 8" (далее - БУЗ ВО "ВГКБ СМП N 8"), Русаков В.Л.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2023 требования ООО "НПП Регион" удовлетворены.
Решение УФАС по Воронежской области N 036/06/104-688/2023 от 27.04.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НПП "Регион", директор/учредитель: Русаков Виктор Леонидович признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением УФАС по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе указано на то, что поставщиком не были созданы необходимые условия для выполнения взятых на себя обязательств, не проявлена должная осмотрительность, что свидетельствует о недобросовестном поведении при исполнении условий контракта
Судебное заседание проходило с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция).
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ООО "НПП "Регион".
В судебном заседании представитель Воронежского УФАС России поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "НПП "Регион" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, просил оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
БУЗ ВО "ВГКБ СМП N 8", Русаков В.Л. явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания, извещены надлежащим образом.
В материалах дела имеется ходатайство от БУЗ ВО "ВГКБ СМП N 8"о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
28.10.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 444 510 руб. Торги проводятся на электродной площадке - РТС-тендер.
Объект закупки: Сетка хирургическая при абдоминальной грыже, полимерно-композитная.
Протоколом подведения итогов от 11.11.2022 N ИЭА1 победителем-аукциона признано ООО "НПП Регион".
22.11.2022 года между БУЗ ВО "ВГКБСМПN 8" (заказчик) и ООО "НПП "РЕГИОН" (поставщик) заключен контракт N 12127ЭА на поставку медицинских изделий.
Цена контракта составляет 1 210 032,45 руб.
Исходя из условий контракта следует, что поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить на поставку медицинских изделий (код ОКПД2 - 32.50.22.190) (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке товара, а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образам оказанные услуги (пункт 1.1 контракта).
Номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение N 1 к контракту), технические показатели - Техническими требованиями (приложение N 2 к контракту) (пункт 1.2 контракта).
В соответствии со спецификацией (приложение N 1 к Контракту) поставке подлежит товар: Сетка хирургическая при абдоминальной грыже, полимерно-композитная PROCEED; ФСЗ 2009/05081 от 01.03.2021. Наименование производителя "Джонсон & Джонсон Интернешнл". Страна происхождения - Германия.
Срок поставки товара - с даты заключения контракта, но не ранее 01.01.2023 по 01.12.2023 по заявке заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней с даты подачи заявки заказчиком (пункт 5.1 контракта).
Остаточный срок годности на момент поставки Товара:
при сроке годности шесть месяцев должен составлять не менее четырех месяцев;
при сроке годности один год - не менее восьми месяцев;
при сроке годности два года и более - не менее шестнадцати месяцев.
При иных сроках годности товара - остаточный срок годности - по предварительному согласованию (пункт 8.5 контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 12.3 контракта).
06.03.2023 заказчик подал поставщику заявку на поставку товара по государственному контракту N 12127ЭА от 22.11.2022, а именно: сетка хирургическая при абдоминальной грыже, полимернокомпозитная PROCEED в количестве 50 шт. по цене 20 259 руб. 36 коп. за ед. и сетка хирургическая при абдоминальной грыже, полимернокомпозитная PROCEED в количестве 5 шт. по цене 39 412 руб. 89 коп. за ед. (л.д.133-134) со сроком поставки не позднее 10.03.2023.
06.03.2023 поставщик получил счет на оплату подлежащей поставке продукции PCDB1 (сетка ПРОСИД прямоугольная 5,1 х 10,2 см) в количестве 50 шт. и PCDM1 (сетка ПРОСИД квадратная 15,2 х 15,2 см) в количестве 5 шт.
10.03.2023 поставщик направил в адрес заказчика электронное письмо с вложением:
- информации официального представителя группы компаний Johnson & Johnson на территории Российской Федерации о сроках годности продукции отдела "Шовные материалы", установленные производителем (срок годности сетки хирургической Просид (PROCEED), Система для лечения паховой грыжи Ultrapro Hernia System Mesh (Ультрапро) составляет 2 года;
- информационного письма официального дистрибьютора компании "Джонсон & Джонсон" на территории РФ от 01.03.2023, согласно которому всем заинтересованным лицам сообщается, что медицинские изделия "Сетка хирургическая PROCEED" (РУ ФСЗ 2009/05081 от 01.03.2021; коды: PCDB1, PCDD1, PCDG1, PCDH1, PCDJ1, PCDL1, PCDM1, PCDN1, PCDR1, PCDT1, PCDW1) не включены в складскую программу производителя и поставляется исключительно под заказ. Имея номинальный срок годности 2 года, предлагаемая к поставке продукция имеет остаточные сроки годности, достаточные для проведения плановых хирургических вмешательств, но не достаточные для длительного хранения. Поставка сеток с конкретными требуемыми заказчику остаточными сроками годности является исключительной компетенцией производителя и требует обязательного согласования. Сроки поставки в этом случае составляют ориентировочно от 4 до 12 недель и могут быть увеличены в зависимости от обстоятельств, связанных с производством, доставкой на территорию РФ, иных логистических процессов. При размещении заказов официальный дистрибьютер просит учитывать указанную информацию;
- обращения поставщика с просьбой согласовать остаточные сроки годности сеток хирургических PROCEED до 30.04.2024 года и до 31.05.2024 года соответственно.
10.03.2023 заказчик запросил информацию об общем сроке годности продукции, установленной производителем.
10.03.2023 поставщик продублировал информацию об общем сроке годности и об остаточных сроках годности (30.04.2024 и 31.05.2024 соответственно) продукции, готовой к поставке при условии согласования заказчиком.
13.03.2023 поставщик в адрес заказчика направил очередное письмо о согласовании остаточных сроков годности подлежащего поставке товара, которым сообщил о поступлении продукции (сеток PROCEED) с очень ограниченными сроками годности, которые требуют постоянного согласования.
Заказчик письмом 4 N 02-81 от 15.03.2023 сообщил, что необходимо поставить товар со сроком годности в соответствии с п. 8.5. контракта.
Поставщик направил обращение от 20.03.2023 о невозможности поставки товара с остаточным сроком, согласно контракту и предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Заказчик, не согласившись с указанным предложением, направил требование от 24.03.2023 N 02-96 о поставке товара, соответствующего условиям контракта не позднее 29.03.2023
10.04.2023 поставщик направил в адрес заказчика обращение с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту о поставке товара с улучшенными характеристиками по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Заказчик на указанное поставщиком предложение не согласился. Отказ был мотивирован тем, что по некоторым позициям качественные характеристики предложенного к замене товара не являются улучшенными по сравнению с качеством товара, согласованного контрактом (размер вертикальных пор превышен в 2 раза, что влияет на увеличение периода заживления ран, отека, болевого синдрома и т.п.; общий размер сетки (размер сетки требуемого к поставке товара, согласно технического задания составляет не менее 15,2x15,2 см, предлагаемый товар содержит размеры 15x15 см, что не соответствует условиям контракта)).
10.04.2023 БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено в единой информационной системе.
В связи с односторонним отказом заказчика БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8" обратилось в УФАС по Воронежской области.
По результатам рассмотрения обращения заказчика комиссия УФАС по Воронежской области приняла решение N 036/06/104-688/2023 от 27.04.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НПП Регион".
Не согласившись с вынесенным Воронежским УФАС России решением ООО "НПП Регион" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области.
силу части 1 статьи 198, пунктов 4 и 5 статьи 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
На основании части 2 статьи 104 названного Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из статьи 104 Закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Законом о контрактной системе определен особый порядок (процедура) включения недобросовестных поставщиков в реестр.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ определен особый порядок (процедура) включения недобросовестных поставщиков в реестр.
Как следует из Определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Таким образом, в реестр недобросовестных поставщиков включаются только лица, в отношении которых по результатам проведенной антимонопольным органом проверки представленных информации и документов, можно сделать вывод об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий государственного (муниципального) контракта или уклонение от его исполнения.
Основанием для включения сведений в реестр является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что условием для включения информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения. При этом антимонопольный орган осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов и только в случае подтверждения достоверности этих фактов включает информацию в реестр.
При принятии решения о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Тем более, что антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией (Определение Верховного Суда РФ от 19.02.2015 N 301-КГ15-632).
Пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Из материалов дела следует, что ООО "НПП "Регион" предпринимались действия по исполнению контракта, признаки недобросовестного поведения поставщика из представленных документов не усматриваются.
ООО "НПП "Регион" на протяжении всего действия контракта предпринимал активные действия, направленные на исполнение контракта.
Так подрядчик предпринимал меры по закупке необходимого товара у официального дистрибьютера.
ООО "НПП "Регион" предпринимались следующие действия: заказчику было предложено согласование остаточных сроков годности имеющейся на складе официального дистрибьютора и готовой к отгрузке заказчику продукции при условии согласования заказчиком остаточных сроков годности такой продукции; сообщало о возникающих объективных трудностях поставки товара иностранного производителя; предлагалось заключить дополнительное соглашение на поставку товара российского производства с максимально схожими характеристиками.
Кроме того, информационным письмом N 1306-1/23 от 13.06.2023 "Джонсон & Джонсон" сообщило, что компания вынуждена временно приостановить отгрузки продукции подразделения медицинских изделий и оборудования (за исключением контактных линз ACUVUE) со склада в России до дальнейшего уведомления. Данная приостановка вызвана новым международным регулированием, вступившим в силу 19.05.2023, которое Корпорация тщательно анализирует для разработки дальнейших шагов. Указанное регулирование также явилось причиной приостановки отгрузки продукции от производителей в адрес Компании. Вследствие указанных обстоятельств Компания временно не может обрабатывать заказы и не может гарантировать точные сроки поставки продукции.
Объективное отсутствие возможности поставки товара с согласованным срокам годности также подтверждено ответом на запрос Арбитражного суда Воронежской области по настоящему делу.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение. Поскольку в действиях поставщика отсутствует признаки недобросовестного поведения, а также с учетом принятия поставщиком мер для выполнения контракта, оснований для включения ООО "НПП "Регион" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не имелось.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не усматривается.
В связи с чем, решение УФАС по Воронежской области нельзя признать обоснованным.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2023 по делу N А14-8137/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-8137/2023
Истец: ООО "НПП "Регион"
Ответчик: УФАС по Воронежской области
Третье лицо: БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8", Русаков Виктор Леонидович