г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2022 г. |
Дело N А56-42005/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Валиуллин Р.М. по доверенности от 31.10.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34392/2022) Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.08.2022 по делу N А56-42005/2022 (судья Сундеева М.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к 1) Северо-Западному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; 2) Федеральной службе по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления от 24.03.2022 N 104-АДМ
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) от 24.03.2022 N 104-АДМ о назначении административного наказания, а также решения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее -Ространснадзор) от 14.04.2022, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы Общества на постановление от 24.03.2022 N 104-АДМ.
Решением суда от 18.08.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 18.08.2022, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в действиях ОАО "РЖД" доказано наличие состава административного правонарушения по части 6 статьи 11.1 КоАП РФ. По мнению подателя жалобы, вопреки выводам суда первой инстанции, ОАО "РЖД" является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), как лицо, действия которого нарушают правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам письменного отзыва.
Управление и Ространснадзор извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в Управление 16.02.2022 из Северной железной дороги поступила информация по случаю отцепки вагона N 52481918 по причине нагревания буксового узла и сдвига роликовой буксы колесной пары N 005 212671-11, обнаруженного работником ВЧД Кузнецовым 16.02.2022 г. в 01 час. 42 мин. по станции Вохтога Северной ж.д.
Проведенным расследованием и изучением представленных сведений и документов ОАО "РЖД" и ООО "КВРЗ "Новотранс" установлено, что при проведении последнего ремонта - 30 января 2022 года в объеме ТР-1 вагона N 52481918 с применением сварки в ВЧДЭ-25 Новокузнецк-Северный Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" были допущены следующие нарушения:
- в нарушение требований пункта 30.4 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017, утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 19-20 октября 2017 г. N 67, при проведении сварочных работ на вагоне не предусмотрены меры по защите подшипников колесных пар от прохождения сварочного тока, что вызвало образование электроожогов в виде одиночных кратеров на наружных и внутренних кольцах, на роликах в виде кратеров и бороздок с потемнением, и последующим разрушением масляной пленки и деталей буксового узла.
- в нарушение требований пункта 5.1.10 Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 04-05 ноября 2015 г. N 63, при выполнении сварочных работ не соблюдены требования по присоединению обратного провода к кузову вагона, что вызвало образование электроожогов в виде одиночных кратеров на наружных и внутренних кольцах, на роликах в виде кратеров и бороздок с потемнением, и последующим разрушением масляной пленки и деталей буксового узла (подтверждается представленными фотоматериалами);
- в нарушение требований пункта 5.1.4, пункта S.6 Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов РД ВНИИЖТ 059/01-2019 ремонт кузова вагона сваркой выполнен способом, не предусмотренным технологической документацией, путем приварки опорной прокладки буксового проема под люк полувагона (подтверждается представленными фотоматериалами);
- в нарушение требований пункта 5.1.2 Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов" РД ВНИИЖТ 059/01-2019, пунктов п.5, 6.1, 12.1, 12.2, 14.3, 14.5 Правил аттестации сварщиков на железнодорожном транспорте государств-участников Содружества ПР-АС-ВНИИЖТ-2017, утв. Советом по ж.д.т. государств- участников Содружества, протокол 16-17 октября 2012 г. N 57 -электросварщик ВЧДЭ-25 Новокузнецк-Северный Тюнин А.Е., выполнивший ремонт кузова вагона сваркой допущен к проведению работ: без проведения практического испытания сварщика на КСС (контрольных сварных соединения); без подтверждения каждые шесть месяцев о том, что сварщик проработал в области распространения аттестации; в протоколе аттестации сварщика от 03.06.2020 г. N 6 указаны тип сварного соединения и сварочный материал, не предусмотренный Правилами аттестации сварщиков на ж.д.т. ПР-АС-ВНИИЖТ-2017; в протоколе аттестации сварщика от 03.06.2020 г. N 6 не указаны ФИО и должности членов аттестационной комиссии, что подтверждается представленными сведениями и документами из ВЧДЭ-25 Новокузнецк-Северный.
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что ОАО "РЖД" в нарушение требований пункта 23 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не обеспечило качественное выполнение ремонта железнодорожного подвижного состава, а также ненадлежащим образом исполнило свои обязанности в части обеспечения исправного технического состояния, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, обращающегося на инфраструктуре и его составных частей, в соответствии с установленными нормами и правилами.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения уполномоченным должностным лицом Управления в отношении ОАО "РЖД" протокола от 18.03.2022 N 99-П по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 11.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 24.03.2022 N 104-АДМ о назначении административного наказания ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 11.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Полагая указанное постановление Управления незаконным, ОАО "РЖД" обратилось в Ространснадзор с жалобой, по результатам рассмотрения которой Ространснадзором принято решение от 14.04.2022 об оставлении постановления от 24.03.2022 г. N 104-АДМ без изменения, жалобы Общества - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования; при этом суд правомерно исходил из следующего:
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 6 статьи 11.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения выражается исключительно в действиях, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте, и заключающихся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Таким образом, исходя из части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридическое лицо подлежит административной ответственности в случаях, если это прямо предусмотрено санкциями норм Особенной части КоАП РФ (раздела II) или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что санкция части 6 статьи 11.1 КоАП РФ не предусматривает в качестве субъекта административной ответственности юридическое лицо, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае ОАО "РЖД" не является субъектом ответственности в отношении вменяемого административным органом правонарушения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам подателя жалобы, поскольку ОАО "РЖД" не является субъектом административного правонарушения по части 6 статьи 11.1 КоАП РФ, то в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производством по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО "РЖД" требования, признал незаконным и отменил оспариваемые постановление Управления от 24.03.2022 N 104-АДМ о назначении административного наказания, а также решение Ространснадзора от 14.04.2022, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Общества на постановление от 24.03.2022 N 104-АДМ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 18.08.2022 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 августа 2022 года по делу N А56-42005/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42005/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА