г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2022 г. |
Дело N А56-60852/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29195/2022) Кингисеппской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 по делу N А56-60852/2022 (судья Мильгевская Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению акционерного общества "Авто-Инвест"
к Кингисеппской таможне
об оспаривании постановления от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авто-Инвест" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кингисеппской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 52000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.08.2022, принятым в виде резолютивной части, суд первой инстанции изменил оспариваемое постановление от 05.05.2022 N 10218000-75/2022 в части назначенного Обществу штрафа, заменив административный штраф на предупреждение; мотивированное решение по делу изготовлено судом 15.09.2022.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 15.09.2022, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в рассматриваемом случае отсутствует необходимая совокупность условий для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющим в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке
Как следует из материалов дела, 30.01.2022 на таможенный пост многосторонний автомобильный пункт пропуска Ивангород Кингисеппской таможни по выезду из Российской Федерации в Эстонскую Республику прибыло грузовое транспортное средство регистрационный номер Е323ТМ799 с полуприцепом регистрационный номер ЕО745177, перевозившее товар - террасная строганная доска из лиственницы. Водитель перевозчика АО "Авто-Инвест" Носков А.А. представил таможенному органу следующие товаросопроводительные документы (далее - ТСД): декларацию на товары N 10228010/260122/3036941, товаротранспортную накладную (CMR) N 250101 от 25.01.2022, счет-фактуру (инвойс) N 01 от 25.01.2022, спецификацию N 01 от 25.01.2022, согласно которым от отправителя - ООО "К-ВУД" (Россия, Санкт-Петербург) в адрес получателя - компании "Nature Bois Concept SAS" (Франция) перемещался товар "террасная строганная доска из лиственницы" в количестве 16 грузовых мест, общим весом брутто 19904 кг.
В ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10218030/020222/000052) установлено, что фактически перемещаемый товар соответствует сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, по наименованию и количеству грузовых мест. Однако, фактический вес брутто перемещаемого товара составляет 21339 кг, что на 1435 кг больше веса брутто, указанного в представленных АО "Авто-Инвест" товаросопроводительных документах.
По факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем представления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения) в отношении Общества 07.02.2022 должностным лицом Таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10218000-000075/2022, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 52000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции посчитал возможным заменить назначенный Обществу административный штраф на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 15.09.2022 подлежит отмене в связи со следующим.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
С учетом положений частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверил выводы суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления Таможни от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022 в полном объеме, в том числе выводы о наличии оснований для привлечения к административной ответственности.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при осуществлении международной перевозки автомобильным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, видах упаковок товаров, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Из материалов дела следует, что в результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10218030/020222/000052) Таможней было установлено, что вес брутто перевозимого товара на 1435 кг превысил указанный в представленных перевозчиком товаросопроводительных документах. Таможенный досмотр и взвешивание товара производились в присутствии водителя АО "Авто-Инвест" Носкова А.А., что подтверждается его подписью в акте таможенного досмотра N 10218030/020222/000052, которым не было заявлено возражений относительно достоверности веса товара, определенного таможенным органом путем взвешивания.
С учетом изложенного таможенный орган и суд первой инстанции правомерно признали доказанным наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившейся в сообщении перевозчиком в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов (то есть документов, содержащих такие сведения).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает ошибочными, не соответствующими обстоятельствам дела, выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества (перевозчика) вины во вмененном административном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указано в пунктах 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее - КДПГ), при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
В соответствии с приведенными нормами вес товара не отнесен к сведениям, проверка точности которых входит в обязанности перевозчика.
Согласно пункту 3 статьи 8 КДПГ отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения; он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с такой проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Таким образом, в каждом конкретном случае действия перевозчика обусловлены соответствующим правом отправителя и реализацией этого права, учитывая, что проверка веса товара сопряжена с необходимостью выгрузки товара из транспортного средства.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что товаросопроводительные документы на товар (ДТ N 10228010/260122/3036941, CMR N 250101 от 25.01.2022, инвойс N 01 от 25.01.2022, спецификация N 01 от 25.01.2022) оформлялись грузоотправителем (декларантом) ООО "К-ВУД", что таможенным органом не опровергнуто. Наименование товаров и количество грузовых мест (16) указано в товаросопроводительных документах верно, расхождение веса брутто между заявленным и фактическим установлено таможенным органом в ходе таможенного досмотра, только после выгрузки и взвешивания товара, что указано в акте таможенного досмотра N10218030/020222/000052.
Исследовав материалы административного дела, апелляционный суд полагает, что в данном случае обязанность взвешивать товар при погрузке на перевозчика не возлагается; имеющимися в деле доказательствами не подтверждается наличие у перевозчика фактической возможности проверить соответствие веса товара сведениям, содержащимся в документах.
В данном случае самостоятельные действия перевозчика по проверке веса товара выходят за рамки необходимых и разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для целей таможенного оформления груза.
Кроме того, выявленное Таможней несоответствие веса в 1435 кг (около 7% от общего веса брутто товара) с учетом характеристик автомобиля с прицепом и веса груза для водителя перевозчика не являлось очевидным. Соответственно, у перевозчика не было достаточных оснований сомневаться в правильности веса перевозимого груза, указанного в товаросопроводительных документах, и не было обязанности проверять вес груза при отправке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что водитель не мог проверить правильность указания отправителем в товаросопроводительных документах веса товаров, поскольку не обладал для этого ни соответствующим правом (пункты 1 и 3 статьи 8 КДПГ), ни технической возможностью. Имеющимися в деле доказательствами опровергается наличие у заявителя как юридической, так и фактической возможности сообщить таможенному органу достоверные сведения о весе спорного груза.
Само по себе отсутствие в транспортных (перевозочных) документах соответствующей оговорки о невозможности проверить вес груза (пункт 2 статьи 8 КДПГ) не образует состав правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины Общества во вмененном административном правонарушении.
Отсутствие вины, а соответственно и состава административного правонарушения, в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление Таможни от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 15.09.2022 подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных Обществом требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А56-60852/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Кингисеппской таможни от 05.05.2022 по делу об административном правонарушении N 10218000-75/2022, которым акционерное общество "Авто-Инвест" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60852/2022
Истец: АО "АВТО-ИНВЕСТ"
Ответчик: Кингисеппская таможня