г. Пермь |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А50-12885/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Голубцова В.Г., Герасименко Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Симонова Д.А., паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Кондрик Т.И., служебное удостоверение N 258916, доверенность от 20.12.2021, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Компания недвижимости "Астра",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 сентября 2022 года
по делу N А50-12885/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания недвижимости "Астра" (ОГРН 1145958043725, ИНН 5904643580)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ОГРН 1045900322038, ИНН 5902290787)
о признании недействительным решения от 03.03.2022 N 07/470 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания недвижимости "АСТРА" (далее - заявитель, Общество, общество "Астра") обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 03.03.2022 N 07/470 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 22.09.2022) требования ООО "Компания недвижимости "АСТРА" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что действительно по состоянию на 01.01.2020 у общества по данным ЕГРЮЛ код основного вида экономической деятельности был 68.20, который включает в себя код 68.20.2; фактически общество в 2020 году соответствовало всем установленным Законом Пермского края N 466-ПК критериям для применения ставки 1% при применении упрощенной системы налогообложения.
Налоговый орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество "Астра" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2014.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем 04.03.2021 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2020 год, в ходе которой должностным лицом Инспекции установлено неправомерное применение Обществом пониженной налоговой ставки по УСН в размере 1%, вместо установленной налоговой ставки в размере 6%.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте налоговой проверки от 20.12.2021 N 07/3975, составленном в соответствии с требованиями статьи 101 НК РФ.
По результатам рассмотрения акта от 20.12.2021 N 07/3975 Инспекцией вынесено решение от 03.03.2022 N 07/470 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 16 265, 75 руб. (с учётом применения смягчающих вину обстоятельств размер штрафных санкций снижен в 8 раз ((650 631 руб. * 20 %) / 8 = 16 265, 75)). Кроме того, решением от 03.03.2022 N 07/470 Обществу доначислен налог по УСН в сумме 680 490 руб., и пени в сумме 119 182, 24 руб.
Не согласившись с вынесенным Инспекцией решением от 03.03.2022 N 07/470, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 04.05.2022 N 18-18/308 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение Инспекции от 03.03.2022 N 07/470 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует законодательству о налогах и сборах, заявитель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая Обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из его несоответствия критериям, установленным Законом N 466-ПК.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для целей исчисления налога, взимаемого в связи с применением УСН, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 этой статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК (в редакции Закона Пермского края от 22.04.2020 N 530-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в сфере налогообложения в целях расширения мер поддержки отраслей экономики Пермского края, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции") установлено, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 для налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы установлена налоговая ставка в размере 1 процента, в случае, если основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями: содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020, является подгруппа 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" группы 68.20 "Аренда и управление собственным или Арендованным недвижимым имуществом" подкласса класса 68 "Операции с недвижимым имуществом" раздела L "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом"; налогоплательщику на праве собственности принадлежит объект недвижимости, включенный в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенный на территории Пермского края.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК необходимо соблюсти два условия:
- указание в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом";
- владение налогоплательщиком на праве собственности хотя бы одним объектом недвижимости, включенным в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенным на территории Пермского края.
Судом первой инстанции установлено, что в 2020 году Общество применяло УСН с объектом налогообложения "доходы", в связи с чем, заявителем в налоговый орган представлена налоговая декларация по УСН за 2020 год.
Основанием для вынесения оспариваемого решения, доначисления налога по УСН в сумме 680 490 руб., пени в сумме 119 182, 24 руб., а также привлечения Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 16 265, 75 руб. явились выводы налогового органа о неправомерном применении Обществом пониженной ставки налога в размере 1%, предусмотренной для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в условиях, когда ОКВЭД налогоплательщика 68.20 не относится к льготируемому в соответствии с требованиями Закона N 466-ПК виду экономической деятельности (ОКВЭД 68.20.2).
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что правообладателем объекта недвижимости, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Советская, 65а, является Общество.
Постановлением Правительства Пермского края от 27.12.2019 N 1001-п данный объект недвижимости включен в перечень расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7статьи 378.2 НК РФ, расположенных на территории Пермского края (пункт 1604 перечня).
На основании договоров аренды от 01.12.2016 N 1, от 01.02.2020 N 01, от 10.09.2018 N 02, от 01.03.2017 N 03, от 10.12.2018 N 03, от 09.07.2020 N 04, от 20.03.2017 N 04, от 01.06.2020 N 03 названный объект недвижимости сдается Обществом в аренду.
Таким образом, предусмотренный Законом N 466-ПК критерий о принадлежности налогоплательщику на праве собственности объекта недвижимости, включенного в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенного на территории Пермского края, соблюден.
Между тем, применение пониженной налоговой ставки в размере 1 %, предусмотренной Законом 466-ПК, возможно только теми налогоплательщиками, в отношении которых в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного вида деятельности указан "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (68.20.2).
Как установлено Инспекцией и не оспаривается ответчиком, в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020 в качестве основного вида деятельности Общества указан "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (68.20).
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что сведения об основном виде деятельности Общества с указанием 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" внесены в ЕГРЮЛ 11.06.2020.
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно пришла к выводу о несоответствии Общества критериям, установленным Законом N 466-ПК.
Заявитель апелляционной жалобы повторно настаивает на фактическом осуществлении им деятельности, предусмотренной кодом ОКВЭД 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом", а также на том, что указанная в ЕГРЮЛ подгруппа 68.20.2 является составной частью группы 68.20 ОКВЭД, соответственно, наличие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основного вида его деятельности группы 68.20 предполагает включение деятельности подгруппы 68.20.2 в указанную группу, что свидетельствует о правомерности применения ставки налога в размере 1 процента.
Между тем, как справедливо указано судом первой инстанции, для целей предоставления мер государственной поддержки определение вида деятельности организаций в силу прямого указания Закона N 466-ПК осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020. При этом положения Закона N 466-ПК не закрепляют иного порядка (способа) определения основного вида экономической деятельности субъекта для применения пониженной ставки.
Фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство Российской Федерации связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, в целях определения оснований для применения пониженной ставки по УСН в размере 1 % необходимо использовать исключительно основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять налогоплательщика, имеющего право применять пониженную налоговую ставку по УСН, по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, положения Закона N 466-ПК не содержат.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствовали правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых заявителем видов деятельности в целях использования пониженной ставки, поскольку положения Закона N 466-ПК устанавливают конкретные условия для ее применения, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020 в качестве основного вида деятельности налогоплательщика.
Таким образом, несмотря на доводы заявителя, наличие в ЕГРЮЛ на 01.01.2020 сведений об ином виде основной деятельности налогоплательщика, несоблюдение конкретных нормативных предписаний о виде деятельности, с наличием которого связывается применение пониженной налоговой ставки, исключает ее применение.
Корреспондирующий правовой подход сформирован существующей практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122).
Отклоняя доводы заявителя о том, что в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020 в отношении Общества указан основной вид деятельности 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", который включает в себя код 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень). В случае если в Перечне указан целиком класс или подкласс для одной из отраслей, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Исходя из иерархии построения видов экономической деятельности в ОКВЭД (классы (XX), подклассы (ХХ.Х), группы (ХХ.ХХ), подгруппы (ХХ.ХХ.Х) и виды (ХХ.ХХ.ХХ) в Законе N 466-ПК в качестве условия применения пониженной ставки налога приведена подгруппа 68.20.2, что свидетельствует о направленности волеизъявления Законодателя на поддержку конкретной подгруппы, то есть лиц, по состоянию на 01.01.2020 осуществляющих деятельность по сдаче в аренду и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
При этом в материалы дела представлены письма Министерства финансов Пермского края и Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края, которые дают официальные разъяснения по вопросам применения пункта 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК, содержащие аналогичную точку зрения (письма от 03.12.2021 N СЭД-39-01-06исх-120, от 29.11.2021 N 18-05-12-исх-31) (файлы "Письмо от 03.12.2021 NСЭД-30-01-06исх-120", "Письмо от 29.11.2021 N18-05-12-исх-31").
Внесение налогоплательщиком 11.06.2020 в ЕГРЮЛ изменений в части указания в качестве основного вида экономической деятельности 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" не свидетельствует о соблюдении им требований для применения пониженной налоговой ставки, поскольку такой вид экономической деятельности должен быть указан в качестве основного вида деятельности по состоянию на 01.01.2020.
Исходя из представленных в дело документов, налоговым органом доказан факт неправильного исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, что предопределило корректировку в сторону увеличения обязательств предпринимателя за спорный налоговый период, начисление пени в порядке статьи 75 НК РФ за неуплату в установленный срок налога (статья 75 НК РФ).
Наличие события и состава налогового правонарушения (подпункт 1 пункта 3.4, пункт 5 статьи 23, статьи 106, 108, 110 НК РФ) в связи неполной уплатой налога, взимаемого в связи с применением УСН, за налоговый период - 2020 год предопределило привлечение заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Наличие в действиях (бездействии) Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, подтверждено материалами дела.
Соответственно, по факту выявления недоимки (пункт 2 статьи 11 НК РФ) ввиду увеличения налоговых обязательств заявителя за 2020 год, налоговым органом обоснованно в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени в связи с неуплатой в установленный срок налога и Общество правомерно при наличии доказанных события и состава налогового правонарушения с учетом имеющейся переплаты привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
При определении размера штрафа налоговым органом применены положения пункта 3 статьи 114 НК РФ, штрафные санкции уменьшены в 8 раз.
Таким образом, размер назначенного заявителю штрафа составил 16 265, 75 руб. ((650 631 руб. (с учетом имеющейся переплаты по налогу) * 20 %) / 8 = 16 265, 75)), что является соразмерным совершенному Обществом налоговому нарушению.
Оснований не согласится с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В удовлетворении апелляционной жалобы суд отказывает, поскольку доводы общества не опровергают правильность выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 сентября 2022 года по делу N А50-12885/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12885/2022
Истец: ООО "Компания недвижимости "АСТРА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ПЕРМИ