г. Владивосток |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А51-9536/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Нечаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Яврумян Алика Ваановича,
апелляционное производство N 05АП-6809/2022
на решение от 22.09.2022
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-9536/2022 Арбитражного суда Приморского края
по иску индивидуального предпринимателя Яврумян Алика Ваановича (ИНН 230213369090, ОГРН 316237500080516, дата государственной регистрации 05.12.2016)
к индивидуальному предпринимателю Хидировой Елене Андреевне (ИНН 251202689640, ОГРН 321253600059644, дата государственной регистрации 02.08.2021)
об обязании прекратить использовать обозначение "ЯППИ"; о взыскании компенсации в сумме 620 000 руб.,
при участии:
от ответчика: адвокат Рябухина Е.А. по доверенности от 09.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Яврумян Алик Ваанович (далее - ИП Яврумян А.В.) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Хидировой Елене Андреевне (далее - ИП Хидирова Е.А.) об обязании прекратить использовать обозначение "ЯППИ", о взыскании 620 000 рублей компенсации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2022 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Апеллянт не согласен с оценкой судом критериев сходства товарного знака истца с обозначением, используемым ответчиком. Полагает, что сравниваемые обозначения являются сходными до степени смешения, а в словесной части - тождественными. Ссылаясь на распространение действия спорного товарного знака на всю территории России и на ведение предпринимательской деятельности в нескольких регионах страны, податель жалобы выражает несогласие с позицией суда об отсутствии вероятности смешения потребителей и (или) контрагентов истца и ответчика, основанной на нахождении сторон и ведении ими деятельности в разных регионах.
От ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приобщен к материалам дела.
В заседании апелляционного суда представитель ответчика возражала против доводов апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Неявка в судебное заседание представителя апеллянта с учетом его надлежащего извещения о времени не препятствовала коллегии в рассмотрении жалобы по существу в отсутствие подателя жалобы применительно к статье 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела апелляционным судом установлено, что ИП Яврумян А.В. является правообладателем товарного знака "ЯППИ" по свидетельству N 784180, зарегистрированному в отношении товаров 29 и 30 классов МКТУ.
Как следует из текста искового заявления, истцом был выявлен факт незаконного использования ИП Хидировой Е.В. сходного до степени смешения обозначения "ЯППИ", на страницах сайта https://sushi-yappi.ru/, странице социальной сети http://www.instagram.com/sushiyappi_vl/.
Полагая, что ответчиком нарушаются исключительные права истца на товарный знак, последний обратился к ответчику с претензией N 951-12/21 от 10.12.2021 о выплате компенсации, а также с требованием незамедлительно прекратить незаконное использование обозначения "ЯППИ" на вводимых в гражданский оборот товарах
Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если названным Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными названным Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак (пункт 1 статьи 1484 ГК РФ).
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (пункт 2 статьи 1484 ГК РФ). Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (пункт 3 статьи 1484 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1252 ГК РФ защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном Кодексом, в том числе требования о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса в случаях, предусмотренных Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.
По смыслу приведенных норм ГК РФ в предмет доказывания по требованию о защите исключительного права на товарный знак входит, помимо прочих, факт нарушения ответчиком прав истца на товарный знак.
Как следует из обжалуемого судебного акта, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу об отсутствии сходства между товарным знаком истца и обозначением, использованным ответчиком.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к оспариванию выводов суда первой инстанции об отсутствии такого сходства.
Между тем по результатам изучения материалов дела апелляционный суд пришел к выводу о необоснованности позиции подателя жалобы в силу следующего.
В абзаце пятом пункта 162 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 10) разъяснено, что установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется. Таким образом, установление сходства сравниваемых обозначений относится к вопросам факта и подлежит установлению судом первой инстанции.
При оценке тождественности или сходства до степени смешения между противопоставляемыми обозначениями и товарными знаками следует руководствоваться не только положениями статей 1229, 1252, 1477, 1484 ГК РФ, но и нормами, регулирующими вопросы сравнения обозначений, предусмотренными разъяснениями высшей судебной инстанции, содержащимися в Постановлении N 10.
В пункте 162 Постановления N 10, а ранее в пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.2015 (далее - Обзор от 23.09.2015) разъяснено, что при выявлении сходства до степени смешения используемого ответчиком обозначения с товарным знаком истца учитывается общее впечатление, которое производят эти обозначение и товарный знак (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.
При определении сходства комбинированных обозначений исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется, а следовательно, экспертиза по таким вопросам не проводится.
Для установления факта нарушения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения обозначения и товарного знака обычным потребителем соответствующих товаров.
Обозначение считается сходным до степени смешения с конкретным товарным знаком, если обычные потребители соответствующего товара ассоциируют обозначение с товарным знаком в целом, несмотря на отдельные отличия.
Вероятность смешения имеет место, если обозначение может восприниматься в качестве конкретного товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения зависит от степени сходства обозначений и степени однородности товаров для обычных потребителей соответствующих товаров. При этом такая вероятность может иметь место и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров, а также при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) обозначения и товарного знака.
При этом вероятность смешения зависит не только от степени сходства обозначений и степени однородности товаров для обычных потребителей соответствующих товаров, но и от иных факторов, в том числе от того, используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров, длительности и объема использования товарного знака правообладателем, степени известности, узнаваемости товарного знака, степени внимательности потребителей (зависящей в том числе от категории товаров и их цены), наличия у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом. При этом при выявлении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Обстоятельства, связанные с определением сходства товарных знаков, в защиту исключительных прав на которые обращается истец, и обозначения, используемого ответчиком, имеют существенное значение для установления факта нарушения исключительных прав на товарные знаки, при этом суд должен учитывать представленные сторонами доказательства.
Методология определения сходства сравниваемых обозначений и вероятности их смешения в гражданском обороте определена Правилами составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила), и пунктом 162 Постановления N 10.
Согласно пункту 41 Правил обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Как указано в пункте 42 Правил, словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, указанные в пункте 42 Правил, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 44 Правил комбинированные обозначения, в том числе представленные в виде трехмерных моделей в электронной форме, сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 162 Постановления от N 10, специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
Согласно сложившемуся в правоприменительной практике подходу установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению.
Как установлено судом, дизайн используемого ответчиком обозначения выполнен в сочетании красно-оранжевого, светло-зеленого и черного цветов с нанесенным изображением фрагмента круглой тарелки с дольками апельсина, украшенного листом растения, а также надписи "Sushi Yappi" прописными и строчными буквами в красно-оранжевом и светло-зеленом тонах, тогда как товарный знак истца состоит из словесного элемента "YAPPI", выполненного строчными буквами черного цвета с дополнительными элементами в виде расположенной снизу надписи "Sushi & pan asian cuisine" и нанесенного сверху изображения в виде пиалы с о-хаси (японские палочки для еды). Cравниваемые образцы выполнены в различных цветовых гаммах и графическом исполнении, стиль написания слов отличен друг от друга.
Словесные обозначения "Sushi Yappi" и "YAPPi" не влекут смешения обозначений, поскольку визуальные (графические) отличия охраняемого словесного элемента "ЯППИ" товарного знака истца и словесного элемента обозначения товара ответчика, а также дополнительные изобразительные элементы сравниваемых объектов не позволяют ассоциировать один с другим и сделать вывод об их сходстве до степени смешения.
Сравнительный анализ также показывает, что сравниваемые обозначения не совпадают и по звуковому признаку. Так, в состав товарного знака по свидетельству N 784180 наряду со словесным элементом "YAPPI" входят доступные к прочтению дополнительные словесные элементы "Sushi & pan asian cuisine", которые увеличивают фонетическую длину и придают им другое звучание. Кроме того, прочтение товарного знака истца и обозначения, используемого ответчиком, начинается с различных слов.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к заключению о наличии различий в общем впечатлении, производимом спорным товарным знаком и противопоставленным обозначением, в связи с чем сделал вывод о низкой степени сходства сравниваемых обозначений по фонетическому и визуальному признакам.
Предпосылок для смешения в сознании потребителя между охраняемым товарным знаком истца и используемого ответчиком обозначением не имеется, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушения охраняемых законом исключительных прав истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что методология установления сходства сравниваемых обозначений и определения степени такого сходства судом первой инстанции соблюдена.
Обусловленное субъективным мнением заявителя жалобы несогласие с результатами содержащейся в судебном акте оценки сходства сравниваемых обозначений не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального или процессуального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.09.2022 по делу N А51-9536/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9536/2022
Истец: ИП Яврумян Алик Ваанович
Ответчик: ИП Хидирова Елена Андреевна
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2023 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-409/2023
16.02.2023 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-409/2023
07.12.2022 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6809/2022
22.09.2022 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-9536/2022