г. Владивосток |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А51-9655/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни
апелляционное производство N 05АП-6500/2022,
на решение от 31.08.2022
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-9655/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН 7703166563, ОГРН 1027700552065)
к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект Авто" (ИНН 2543154536, ОГРН 1202500029710)
о взыскании задолженности в сумме 152 596 950 руб. утилизационного сбора и 8 441 992 руб. пени,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее -таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект Авто" (далее - ответчик, общество, ООО "Комплект Авто") о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 152 596 950 руб. и сумму пени в размере 8 441 992 руб.
Решением суда от 31.08.2022 требования таможенного органа удовлетворены частично, с ООО "Комплект Авто" в доход бюджета Российской Федерации взыскано 155 932 873 рублей, в том числе утилизационный сбор в сумме 152 596 950 рублей и пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 3 335 923,39 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Указанным решением с ООО "Комплект Авто" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 193 659 рублей.
Таможенный орган, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу и просит решение в части отказа во взыскании пеней в полном объеме отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные таможенным органом требования в заявленном размере.
В обоснование жалобы указывает, что положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления пятнадцатидневного срока, в связи с чем таможенный орган, применяя по аналогии порядок исчисления сроков, предусмотренный положениями пункта 9 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), части 12 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), полагает, что при исчислении пеней, в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, окончание пятнадцатидневного срока на ближайший следующий за ним рабочий день не переносится.
В обоснование доводов жалобы таможенный орган указывает, что правоотношения, связанные с взиманием утилизационного сбора и пеней за его неуплату, не входят в предмет регулирования гражданского законодательства.
Таможенный орган считает, что мораторий распространяется только в отношении лиц, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве. Апеллянт указывает, что исходя из предмета регулирования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), и круга лиц, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), прекращение начисления пеней с 31.03.2022 возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. По мнению таможенного органа, иное толкование противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и не обеспечит достижение целей реализации Постановления N 497, направленного на защиту пострадавших субъектов предпринимательской деятельности.
Общество отношение к жалобе не выразило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Принимая во внимание, что решение суда обжалуется в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пеней в заявленном таможней размере, возражений по проверке судебного акта в обжалуемой части от лиц, участвующих в деле, не поступило, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В январе - феврале 2022 года обществом на таможенную территорию ЕАЭС был ввезен и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товар - самоходные машины, который задекларирован в декларациях на товары (далее - ДТ) N 10009100/050122/3000455, N 10009100/050122/3000481, N10009100/100122/3001098, N 10009100/ 130122/3003491, N 10009100/ 190122/3006513, N 10009100/ 130122/3003486, N 10009100/210122/3007873, N 10009100/210122/3007875, N 10009100/210122/3007876, N 10009100/200122/3007552, N 10009100/200122/3007564, N 10009100/200122/3007566, N 10009100/240122/3009175, N 10009100/240122/3009349, N 10009100/240122/3009396, N 10009100/090222/3018309, N 10009100/110222/3019576, N 10009100/050222/3016460, N 10009100/100222/3018954, N 10009100/100222/3018955, N 10009100/140222/3020649, N 10009100/140222/3020720, N 10009100/140222/3020849, N 10009100/010222/3013621, N 10009100/010222/3013622, N 10009100/010222/3013623, N 10009100/140222/3020750, N 10009100/150222/3021661, N 10009100/160222/3021986, N 10009100/160222/3021996, N 10009100/160222/3022002, N 10009100/160222/3022032, N 10009100/160222/3022037, N 10009100/050222/3016428, N 10009100/050222/3016435, N 10009100/050222/3016439, N 10009100/050222/3016446, N 10009100/050222/3016470, N 10009100/050222/3016474, N 10009100/050222/3016476, N 10009100/050222/3016486, N 10009100/050222/3016487, N 10009100/080222/3017613, N 10009100/180222/3023378, N 10009100/180222/3023381, N 10009100/ 180222/3023397, N 10009100/ 180222/3023379, N 10009100/ 180222/3023392, N 10009100/210222/3024407, N 10009100/210222/3024518, N 10009100/210222/3024513, N 10009100/ 180222/3023391, N 10009100/220222/3025943, N 10009100/220222/3025968, N 10009100/220222/3026041, N 10009100/240222/3026452, N 10009100/240222/3026620, N 10009100/240222/3026641.
Товары по спорным ДТ выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Установив, что в отношении товаров по указанным ДТ товара в связи их ввозом на таможенную территорию ЕАЭС подлежит уплата утилизационного сбора в размере всего 152 596 950 руб., который декларантом не уплачен, в адрес общества таможней направлены уведомления о необходимости его оплаты, указав на задолженность в письмах от 28.01.2022 N 13-12/01801, от 03.02.2022 N 13-12/02322, от 10.02.2022 N 13-12/03015, от 04.03.2022 N 13-12/05187, от 10.03.2022 N 13- 12/05610, от 10.03.2022 N 13-12/05634, от 15.03.2022 N 13-12/06038, от 16.03.2022 N 13-12/06293, от 21.03.2022 N 13-12/06715, от 23.03.2022 N 13- 12/07067 "О задолженности по уплате утилизационного сбора", рассчитанную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и с учетом заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из базовой ставки 172 500 руб., а также соответствующих коэффициентов, установленных для расчета размера утилизационного сбора для конкретного вида и категории самоходных машин с даты выпуска которых прошло более трех лет, принимая во внимание мощности их силовой установки. Общий размер неуплаченного утилизационного сбора по спорным ДТ составил 152 596 950 руб.
В связи с неуплатой декларантом в добровольном порядке утилизационного сбора и пени, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим изменению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
06.02.2016 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым, в том числе утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81).
В соответствии с пунктом 11 названных Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
По правилам пункта 11 (1) Правил N 81 документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:
- выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);
- фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Факт ввоза транспортных средств обществом на таможенную территорию ЕАЭС и их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подтверждается представленными в материалы дела декларациями на товары с отметкой должностного лица таможни "выпуск разрешен".
Поскольку общество является лицом, осуществившим ввоз спорных транспортных средств на территорию РФ, следовательно, именно ООО "Комплект Авто" признается плательщиком утилизационного сбора в силу пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.
Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.
Обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами и не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 НК РФ, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В частности, для отношений по уплате фискальных сборов в правовом государстве принципиально важным является соблюдение требования определенности правового регулирования, заключающейся в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, что призвано обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.
Такие правовые позиции, изложенные применительно к отдельным фискальным сборам, но в универсальном ключе, сформированы в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П.
Таким образом, на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший своей закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 НК РФ, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.
Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3589/13, от 21.06.2012 N 2676/12, от 25.02.2010 N13640/09, от 08.12.2009 N 11715/09, Определение Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 305-КГ1712383).
Судом установлено, что таможенным органом соблюден указанный пресекательный срок в отношении товаров, заявленных в спорных ДТ, выпуск которых осуществлен в январе-феврале 2022 года, поскольку с заявлением в арбитражный суд о взыскании утилизационного сбора таможенный орган обратился в установленный законом срок для взыскания с общества сумм утилизационного сбора и пени в судебном порядке.
Как верно установлено судом первой инстанции факт неуплаты утилизационного сбора по спорным ДТ подтверждается материалами дела и не опровергнут обществом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что утилизационный сбор в отношении товаров по всем спорным подлежит уплате в общей сумме 152 969 950 руб. В указанной части судебный акт не обжалуется.
Поскольку у декларанта имелась задолженность по уплате утилизационного сбора в сумме 152 969 950 руб., то обращение таможни в суд с требованием о взыскании пени является обоснованным.
Анализ имеющегося в материалах дела расчета пеней показывает, что предъявленные ко взысканию в рамках настоящего спора пени начислены:
- по ДТ N 10009100/050122/3000455 в размере 20 720,70 руб. за период с 21.01.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050122/3000481 в размере 782 782 руб. за период с 21.01.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/ 100122/3001098 в размере 67 602,75 руб. за период с 26.01.2022 по 03.06.2022,
- по ДТ 10009100/ 130122/3003491 в размере 189 048,50 руб. за период с 29.01.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/ 190122/3006513 в размере 184 063,25 руб. за период с 04.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/ 130122/3003486 в размере 184 063,25 руб. за период с 04.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007873 в размере 182 401,50 руб. за период с 06.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007875 в размере 64 377 руб. за период с 06.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007876 в размере 23 604,90 руб. (товар N1), в размере 19 313, 10 руб. (товар N2) за период с 06.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/200122/3007552 в размере 19 401,08 руб. за период с 05.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТN 10009100/200122/3007564 в размере 19 401,08 руб. за период с 05.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/200122/3007566 в размере 75 448,63 руб. в период с 05.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009175 в размере 179 908,88 руб. в период с 09.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009349 в размере 74 080,13 руб. в период с 09.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009396 в размере 38 098,36 руб. (товар N1-2), в размере 23 282,33 руб. (товар N3) в период с 09.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013621 в размере 18 314,33 руб. за период с 17.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013622 в размере 18 314,33 руб. за период с 17.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013623 в размере 18 314,33 руб. за период с 17.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016460 в размере 58 425,75 руб. за период с 25.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/100222/3018954 в размере 96 830 руб. за период с 26.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/100222/3018955 в размере 96 830 руб. за период с 26.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/090222/3018309 в размере 165 539,63 руб. за период 25.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/110222/3019576 в размере 17 331,08 руб. за период 27.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020649 в размере 413 928,13 руб. за период 02.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020720 в размере 953 062,50 руб. за период 02.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020849 в размере 158 843,75 руб. за период 02.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020750 в размере 154 933,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/150222/3021661 в размере 156 888, 75 руб. за период 03.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3021986 в размере 154 933,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
-по ДТ N 10009100/160222/3021996 в размере 154 933,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022002 в размере 154 933,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022032 в размере 16 404,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022037 в размере 16 404,75 руб. за период 04.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016428 в размере 169 254,13 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016435 в размере 169 254,13 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016439 в размере 169 254,13 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016446 в размере 53 763,09 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016470 в размере 169 254,13 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016474 в размере 169 254,13 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016476 в размере 17 921,03 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016486 в размере 17 921,03 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016487 в размере 17 921,03 руб. за период 21.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/080222/3017613 в размере 29 376,75 руб. за период 24.02.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023378 в размере 47 972,25 руб. за период 06.03.2022 по 03.06.2022;
-по ДТ N 10009100/180222/3023381 в размере 53 302,50 руб. за период 06.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023397 в размере 53 302,50 руб. за период 06.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023379 в размере 151 023,75 руб. за период 06.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023392 в размере 621 862,50 руб. за период 06.03.2022 по 03.06.2022;
-по ДТ N 10009100/210222/3024407 в размере 436 500,90 руб. за период 09.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/210222/3024518 в размере 15 369,75 руб. за период 09.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/210222/3024513 в размере 15 369,75 руб. за период 09.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023391 в размере 143 203,75 руб. за период 10.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3025943 в размере 141 248,75 руб. за период 11.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3025968 в размере 50 542,50 руб. за период 10.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3026041 в размере 572 815 руб. за период 10.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026452 в размере 52 440 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026620 в размере 81 937,50 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026641 в размере 49 162,50 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022.
Проверив указанный расчет, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что расчет пени по ДТ N 10009100/210122/3007873, 10009100/210122/3007875, 10009100/210122/3007876, 10009100/110222/3019576, 10009100/050222/3016428, 1009100/050222/3016435, 10009100/050222/3016439, 10009100/050222/3016446, 10009*100/050222/3016470, 10009100/050222/3016474, 10009100/050222/3016476, 10009100/050222/3016486, 10009100/050222/3016487, 10009100/080222/3017613, 10009100/210222/3024407, 10009100/210222/3024513 произведен неверно, поскольку таможенный орган, применивший верную ставку, неправильно определил период просрочки.
Повторно проверив расчет пени по спорным ДТ, апелляционный суд установил неверный расчет пени по ДТ N 10009100/210122/3007873, 10009100/210122/3007875, 10009100/210122/3007876, 10009100/110222/3019576, 10009100/050222/3016428, 1009100/050222/3016435, 10009100/050222/3016439, 10009100/050222/3016446, 10009100/050222/3016470, 10009100/050222/3016474, 10009100/050222/3016476, 10009100/050222/3016486, 10009100/050222/3016487, 10009100/080222/3017613, 10009100/210222/3024407, 10009100/210222/3024513, 10009100/210222/3024518, поскольку начальная дата начисления пени определена таможенным органом с 16 дня.
Так, по мнению арбитражного суда, таможенным органом при расчете пени применен неверный подход к определению порядка исчисления сроков уплаты утилизационного сбора, поскольку таможня определила период просрочки, не учитывая общего правила о переносе последнего дня срока, приходящегося на нерабочий день, на ближайший следующий за ним рабочий день.
Частью 6 статьи 13 АПК РФ установлено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Учитывая, что ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 81, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора, не устанавливают порядок исчисления сроков, апелляционная коллегия считает возможным по аналогии применить порядок исчисления срока, предусмотренный как статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и положениями таможенного законодательства (часть 6 статьи 4 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, часть 6 статьи 7.1 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 6.1), которыми предусмотрено, что в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
При этом судебная коллегия руководствуется принципом универсальности воли законодателя, а также исходит из того, что несмотря на то, что утилизационный сбор не является налоговым и таможенным платежом, он представляет собой обязательный платеж.
Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2022 N 303-ЭС22-3113.
Соответственно, последний день срока уплаты утилизационного сбора в случае, когда он выпадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, должен быть перенесен на следующий за ним рабочий день.
Следовательно, принимая во внимание установленные сроки для оплаты утилизационного сбора, с учетом положений пункта 11 (1) Постановления N 81, а также, дату выпуска товаров по спорным ДТ, расчет пени в рассматриваемом случае должен производиться по ДТ N10009100/210122/3007873 с 08.02.2022, 10009100/210122/3007875 с 08.02.2022, 10009100/210122/3007876 с 08.02.2022, 10009100/110222/3019576 с 01.03.2022, 10009100/050222/3016428 с 22.02.2022, 1009100/050222/3016435 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016439 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016446 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016470 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016474 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016476 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016486 с 22.02.2022, 10009100/050222/3016487 с 22.02.2022, 10009100/080222/3017613 с 25.02.2022, 10009100/210222/3024407 с 10.03.2022, 10009100/210222/3024513 с 10.03.2022, 10009100/210222/3024518 с 10.03.2022.
Между тем, относительно заявленной таможенным органом даты окончания периода начисления пени по всем ДТ (03.06.2022), а также пени по день фактического исполнения денежного обязательства апелляционная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Целью введения моратория, предусмотренного статьей 9.1 Закона о банкротстве, является обеспечение стабильности экономики путем оказания поддержки отдельным хозяйствующим субъектам. Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 9.1 Закона о банкротстве правила о моратории не применяются к лицам, в отношении которых на день введения моратория возбуждено дело о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).
На основании пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац 10 пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Из анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что в период действия моратория (с 01.04.2022 до 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.
Правила о моратории, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.
Таким образом, с учетом введения в действия вышеуказанного моратория с 01.04.2022 рассчитанная таможней пеня за период с 01.04.2022 по 03.06.2022 не подлежала начислению и взысканию судом первой инстанции.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу о том, что расчет пени по всем ДТ должен производиться только за период по 31.03.2022, а именно:
- по ДТ N 10009100/050122/3000455 в размере 10 111,95 руб. за период с 21.01.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050122/3000481 в размере 382 007 руб. за период с 21.01.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/ 100122/3001098 в размере 32 240,25 руб. за период с 26.01.2022 по 31.03.2022,
- по ДТ 10009100/130122/3003491 в размере 88 854,75 руб. за период с 29.01.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/190122/3006513 в размере 83 869,50 руб. за период с 04.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/ 130122/3003486 в размере 83 969,50 руб. за период с 04.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007873 в размере 80 546 руб. за период с 08.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007875 в размере 28 428 руб. за период с 08.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/210122/3007876 в размере 10 423,60 руб. (товар N1), в размере 8 528,40 руб. (товар N2) за период с 08.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/200122/3007552 в размере 8 792,33 руб. за период с 05.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТN 10009100/200122/3007564 в размере 8 792,33 руб. за период с 05.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/200122/3007566 в размере 34 192,38 руб. в период с 05.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009175 в размере 79 715,13 руб. в период с 09.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009349 в размере 32 823,88 руб. в период с 09.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/240122/3009396 в размере 16 880,85 руб. (товар N1-2), в размере 10316,08 руб. (товар N3) в период с 09.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013621 в размере 7 705,58 руб. за период с 17.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013622 в размере 7 705,58 руб. за период с 17.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/010222/3013623 в размере 7 705,58 руб. за период с 17.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016460 в размере 23 063,25 руб. за период с 25.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/100222/3018954 в размере 37 892,50 руб. за период с 26.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/100222/3018955 в размере 37 892,50 руб. за период с 26.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/090222/3018309 в размере 65 345,88 руб. за период 25.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/110222/3019576 в размере 6417 руб. за период 01.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020649 в размере 152 835 руб. за период 02.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020720 в размере 351 062,50 руб. за период 02.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020849 в размере 58 650 руб. за период 02.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/140222/3020750 в размере 54 740 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/150222/3021661 в размере 56 695 руб. за период 03.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3021986 в размере 54 740 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
-по ДТ N 10009100/160222/3021996 в размере 54 740 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022002 в размере 54 740 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022032 в размере 5 796 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/160222/3022037 в размере 5 796 руб. за период 04.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016428 в размере 68 131,75 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016435 в размере 68 131,75 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016439 в размере 68 131,75 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016446 в размере 21 641,85 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016470 в размере 68 131,75 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016474 в размере 68 131,75 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016476 в размере 7 213,95 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016486 в размере 7 213,95 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/050222/3016487 в размере 7 213,95 руб. за период 22.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/080222/3017613 в размере 11 531,63 руб. за период 25.02.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023378 в размере 16 146 руб. за период 06.03.2022 по 31.03.2022;
-по ДТ N 10009100/180222/3023381 в размере 17 940 руб. за период 06.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023397 в размере 17 940 руб. за период 06.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023379 в размере 50 830 руб. за период 06.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023392 в размере 209 300 руб. за период 06.03.2022 по 31.03.2022;
-по ДТ N 10009100/210222/3024407 в размере 129 333,60 руб. за период 10.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/210222/3024518 в размере 4 554 руб. за период 10.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/210222/3024513 в размере 4 554 руб. за период 10.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/180222/3023391 в размере 43 010 руб. за период 10.03.2022 по 31.03.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3025943 в размере 41 055 руб. за период 11.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3025968 в размере 15 180 руб. за период 10.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/220222/3026041 в размере 172 040 руб. за период 10.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026452 в размере 14 720 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026620 в размере 23 000 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022;
- по ДТ N 10009100/240222/3026641 в размере 13 800 руб. за период 12.03.2022 по 03.06.2022.
С учетом приведенных положений, суд апелляционной инстанции, самостоятельно скорректировал расчет пени по спорным ДТ, установив, что совокупный размер подлежащих взысканию с декларанта пеней по всем спорным ДТ включительно составил 3 213 628,48 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статья 270 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
В силу пункта 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.08.2022 по делу N А51-9655/2022 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комплект Авто" (ИНН 2543154536, ОГРН 1202500029710) в доход бюджета Российской Федерации пени за неуплату утилизационного сбора в сумме 3 213 628 (три миллиона двести тринадцать тысяч шестьсот двадцать восемь) руб. 48 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Комплект Авто" (ИНН 2543154536, ОГРН 1202500029710) в федеральный бюджет государственную пошлину по иску в сумме 193 500 (сто девяносто три тысячи пятьсот) руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9655/2022
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "КОМПЛЕКТ АВТО"