г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
дело N А19-13287/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Букасовой Татьяны Владимировны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2022 года по делу N А19-13287/2022 по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Киренский" (ОГРН 1023802601272, ИНН 3831001263) к индивидуальному предпринимателю Букасовой Татьяне Владимировне (ОГРНИП 313381811900032, ИНН 381805692524) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Киренский" (далее - заявитель, административный орган или отдел МВД РФ "Киренский") обратился в Арбитражный суд Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Букасовой Татьяны Владимировны (далее - предприниматель, ИП Букасова Т.В.) с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2022 года в удовлетворении заявленного требования отказано. Изъятая согласно протоколу изъятия вещей и документов от 19 мая 2022 года алкогольная и спиртосодержащая продукция направлена на уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Порядок N 1027).
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обжаловала его в апелляционном порядке. Предприниматель полагает, что имеются основания для изменения решения в части указания оснований для отказа. Предприниматель считает, что алкоголь должен быть возвращен законному владельцу - ИП Букасовой Т.В. согласно пункту 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
ИП Букасова Т.В. просит изменить обжалуемое решение, указав в мотивировочной части на отсутствие в действиях предпринимателя события административного правонарушения.
Отдел МВД РФ "Киренский" отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ИП Букасова Т.В. и Отдел МВД РФ "Киренский" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19 мая 2022 года в ходе проверки сведений о том, что ИП Букасова Т.В. осуществляет незаконную реализацию алкогольной продукции, уполномоченным должностным лицом административного органа выявлен факт оборота (перевозки) предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, что отражено в протоколе осмотра от 19 мая 2022 года.
По факту выявленного нарушения Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) уполномоченным должностным лицом административного органа в пределах полномочий, представленных статьей 28.3 КоАП РФ, в отношении ИП Букасовой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении от 17 июня 2022 года АП N 243304 по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Усматривая в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, административный орган на основании статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Букасовой Т.В. к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Выводы суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении от 17 июня 2022 года в отсутствие извещения в установленном порядке лица, привлекаемого к административной ответственности являются верными, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Законом N 171-ФЗ.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена статьей 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 данной статьи ответственность наступает, в частности, в случае оборота этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Пунктом 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ к числу алкогольной продукции отнесена пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе пива и пивных напитков) без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Пунктом 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Оборот алкогольной продукции в понимании пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.
Таким образом, для признания алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие указанные требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона 171-ФЗ).
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за
оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
При этом субъектами данного административного правонарушения признаются должностные лица (то есть и индивидуальные предприниматели) и юридические лица.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, розничная продажа и хранение розничным продавцом алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.
Из материалов дела следует, что 19 мая 2022 года в ходе проверки сведений о том, что ИП Букасова Т.В. осуществляет незаконную реализацию алкогольной продукции, уполномоченным должностным лицом административного органа выявлен факт оборота предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, что отражено в протоколе осмотра от 19.05.2022.
В протоколе осмотра также отражено, что из г. Усть-Кута, Иркутской области, вышло судно "Чайка-3", которое перевозило алкогольную продукцию в с. Коршуново, Киренского района, Иркутской области для ИП "Букасова Т.В." без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота. Также такие документы не были представлены и на момент составления протокола об административном правонарушении.
Согласно протоколу изъятия от 19.05.2022 выявленная алкогольная продукция административным органом изъята, а именно:
N |
Наименование |
объём |
Количество (шт.) |
Всего литров |
1 |
Водка "Хортица" |
1 л |
48 |
48 |
2 |
Коньяк "Monte Cnoco" |
0,5 л |
12 |
6 |
3 |
Вино "Изабелла" |
0,75 |
3 |
2,25 |
4 |
Вино "Каберне" |
0,75 |
3 |
2,25 |
5 |
Водка "Мороша" |
0,5 |
12 |
6 |
6 |
Вино "Авторское" красное |
0,75 |
6 |
4,5 |
7 |
Вино "Авторское" белое |
0,75 |
6 |
4,5 |
8 |
Шампанское "Oreanqa" |
0,75 |
6 |
4,5 |
9 |
"Графский замок" 4 звезды |
0,5 |
6 |
3 |
10 |
"Графский замок" 5 звезд |
0,5 |
12 |
6 |
11 |
Коньяк 5 лет "Father" |
0,5 |
16 |
8 |
12 |
Коньяк Берикони |
0,5 |
12 |
6 |
13 |
Водка "Крепков" |
0,5 |
24 |
12 |
14 |
Коньяк "Кизляр" 5 звезд |
0,5 |
6 |
3 |
15 |
Коньяк "Кизляр" 7 лет |
0,5 |
6 |
3 |
16 |
Жемчужин |
0,75 |
6 |
4,5 |
17 |
Коньяк "Шустоф" |
0,5 |
6 |
3 |
18 |
Бренди "Шустоф" |
0,5 |
6 |
3 |
|
Итог |
|
|
129,5 литров |
Таким образом, совокупностью имеющихся материалов дела подтверждается, что
на момент проведения проверки была выявлена перевозка предпринимателем алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
-обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
-характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательства по делу об административном правонарушении согласно частям 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ -это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из пояснений представителя предпринимателя, выявленная алкогольная продукция к ИП Букасовой Т.В. отношения не имеет, она была приобретена для личного использования Букасовой А.К., в подтверждение чего представил кассовые чеки.
Из объяснений Светлолобовой Л.А., Маликовой Л.И. от 28 мая 2022 года, Емельяновой А.Ю., Емельянова А.С., Пономаревой О.Д., Однокурцевой И.С., Округиной Т.М. от 29 мая 2022 года следует, что с 2000 года Букасова Т.В. начала торговлю в доме своего отца по адресу: с. Коршуново, ул. Ленская, 6. В доме одна комната была предназначена под магазин, в котором от имени ИП Букасовой Т.В. осуществлялась реализация продуктов питания, товаров повседневного спроса, алкогольной продукции (пиво, вино, водка, шампанское) и сигарет. В летний период товар в магазин завозили на судне "Чайка-3", в зимний период товар завозили на личном транспорте предпринимателя. В магазине осуществляли торговлю Рютина Г.М. (мать Букасовой Т.В.), Букасова А.К. (дочь Букасовой Т.В.).
Учитывая объем изъятой алкогольной продукции, принимая во внимание свидетельские показания, суд критически относится к доводу представителя предпринимателя о том, что выявленная алкогольная продукция была приобретена для личного использования Букасовой А.К.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что факт совершенного ИП Букасовой Т.В. правонарушения, выразившегося в обороте алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом, установлен и подтвержден материалами дела.
Названные действия ИП Букасовой Т.В. образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях предпринимателя события административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, а такие документы в данном случае обязательны.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной
ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Привлечение лица к административной ответственности за совершение им административного правонарушения возможно только при соблюдении процедуры такого привлечения, регламентированной КоАП РФ.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Из взаимосвязанных положений статей 26.2, 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 17 постановления от 27 января 2003 годаN 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно абзацу 4 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума N 10) при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
То есть, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы.
При этом доказательства надлежащего извещения должны иметься у административного органа ко времени составления протокола об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 17 июня 2022 года АП N 243304 составлен должностным лицом административного органа в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, а также в отсутствие доказательств его надлежащего извещения.
В качестве доказательства извещения ИП Букасовой Т.В. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении заявителем представлено уведомление о необходимости явиться 17 июня 2022 года в 11 час. 00 мин. для составления протокола направленное заказным письмом 07 июня 2022 года (почтовый идентификатор N 80080373709539) по адресу предпринимателя.
Согласно общедоступным сведениям официального сайта ФГУП "Почта России", содержащимся в разделе "Отслеживание почтовых отправлений", отправление с почтовым идентификатором N 80080373709539 прибыло в место вручения 17 июня 2022 года, состоялась одна неудачная попытка вручения 17 июня 2022 года, почтовое отправление вручено адресату почтальоном 01 июля 2022 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что на момент составления протокола об административном правонарушении 17 июня 2022 года административный орган не располагал данными о вручении предпринимателю уведомления о составлении протокола.
В соответствии с пунктом 34 Приказа Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение 30 дней со дня поступления почтового отправления в объект почтовой связи. При неявке адресата за почтовым отправлением и почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.
Из вышеприведенных положений Правил оказания услуг почтовой связи следует, что надлежащей процедурой доставки, вручения почтовых отправлений является процедура, при которой попытка вручения почтовых отправлений осуществляется два раза.
Сведения сайта ФГУП "Почта России" не содержат информацию о вторичной попытке вручения отправления N 80080373709539, вместе с тем имеется информация о вручении почтового отправления адресату только 01 июля 2022 года.
Учитывая, что на момент составления протокола административный орган не располагал информацией о вторичной доставке корреспонденции предпринимателю, у заявителя отсутствовали основания 17 июня 2022 года рассматривать дело и составлять протокол об административном правонарушении в отношении лица привлекаемого к административной ответственности в отсутствие доказательств его надлежащего извещения.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Иных доказательств, на основании которых административный орган 17 июня 2022 года при составлении протокола об административном правонарушении мог сделать обоснованный вывод о надлежащем, соответствующем требованиям законодательства, уведомлении ИП Букасовой Т.В., в материалы дела также не представлено.
Сам факт направления в адрес предпринимателя почтовой корреспонденции не может быть признан надлежащим уведомлением, поскольку не является доказательством ее вручения (получения).
Следовательно, ИП Букасова Т.В. не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола, ни предприниматель, ни его представитель не присутствовал при его составлении, в связи с чем указанное лицо не могло реализовать свое право на защиту, ввиду отсутствия информации о событии вменяемого ему правонарушения и его квалификации.
Протокол об административном правонарушении, оформленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в силу статьи 64 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ не может быть признан надлежащим доказательством по делу, следовательно, не может подтверждать наличие события вменяемого административного правонарушения и служить основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие извещения в установленном порядке предпринимателя.
Указанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются безусловным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности, независимо от наличия либо отсутствия в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Таким образом, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование заявителя о привлечении ИП Букасовой Т.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ удовлетворению не подлежит.
Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ также предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В рассматриваемом случае у суда отсутствуют правовые основания для конфискации предметов административного правонарушения, поскольку последняя может быть применена судом только при удовлетворении заявленного административным органом требования о привлечении лица к административной ответственности и назначении основного административного наказания.
Вместе с тем, как следует из пункта 15.1 Постановления Пленума N 10 в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции") (пункт 15.1 Постановления Пленума N 10).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без соответствующих лицензий, либо без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Документов, подтверждающих легальность производства и оборота изъятой алкогольной продукции в материалах дела не имеется и предпринимателем суду не представлено.
Конфискация изъятых из оборота предметов административного правонарушения в силу статьи 3.7 КоАП РФ, статьи 25 Закона N 171-ФЗ не может быть применена в данном случае.
При этом изъятые из незаконного оборота предметы административного правонарушения подлежат уничтожению.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд первой инстанции, алкогольная продукция, обнаруженная в ходе проверки и изъятая согласно протоколу изъятия от 19.05.2022, признается находящейся в незаконном обороте, является предметом административного правонарушения, что является основанием ее передачи соответствующей организации для уничтожения в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2022 года по делу N А19-13287/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13287/2022
Истец: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел РФ "Киренский"
Ответчик: Букасова Татьяна Владимировна