г. Саратов |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А57-2325/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 06 " декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 06 " декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 октября 2022 года по делу N А57-2325/2022
по иску Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405301954, ИНН 6453015253), г. Саратов,
к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (ОГРН 1146400001351, ИНН 6450999440), г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", ООО "Весна Поволжье", ООО "Каркас", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, г. Саратов, Прокуратура Саратовской области, г. Саратов,
о взыскании 126 334 руб.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - истец) к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области (далее - Фонд капитального ремонта, ответчик) о взыскании денежных средств за компенсацию расходов на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением части кирпичной кладки стены многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, Сокурский тракт, подстанция N 23, в размере 126 334 руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика денежные средства за компенсацию расходов на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением части кирпичной кладки стены многоквартирного дома по адресу: г. Саратов, Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие в Ленинском районе г. Саратова, в сумме 126 334 руб. Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Весна Поволжье", ООО "Каркас", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Прокуратура Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2022 по делу N А57-2325/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не приняты во внимание положения частей 2, 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 166 ЖК РФ, статьи 4 Закона Саратовской области от 27.06.2013 N 103-ЗСО "О региональном операторе в Саратовской области"; не дана правовая оценка доводам истца, изложенным в отзыве на возражения ответчика.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,
в соответствии с Положением об Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" является территориальным структурным подразделением Администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от ее имени исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, в создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств является одной из задач, поставленных перед Администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", связанных с решением вопросов местного значения.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие в Ленинском районе г. Саратова, с 12.07.2019 находился в управлении временной управляющей организации ООО "ИННОВАЦИЯ", с 23.11.2020 - в управлении временной управляющей организации ООО "Весна Поволжья", что подтверждается распоряжением Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 23.11.2020 N 503-р.
Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В многоквартирном доме имеются жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "Город Саратов", держателем которых, как объектов имущественной части муниципальной казны, является Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов".
Данные помещения значатся в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводном реестре муниципальной казны.
12.03.2019 произошло внезапное частичное обрушение кирпичной кладки наружной несущей стены многоквартирного жилого дома по адресу: Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие Ленинского района г. Саратова.
На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 01.04.2019 N 17 распоряжением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.04.2019 N 108-р Администрации Ленинского района из резервного фонда Администрации муниципального образования "Город Саратов выделены денежные средства в сумме 126 334 руб. на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанной с внезапным обрушением части кирпичной кладки несущей стены многоквартирного дома по адресу: Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие Ленинского района г. Саратова.
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (заказчик) и ООО "Каркас" (подрядчик) заключили муниципальный контракт от 22.04.2019 N 3-19 на выполнение работ по проведению ремонтных и неотложных аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением части кирпичной кладки несущей стены многоквартирного дома по адресу: Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие Ленинского района г. Саратова, в соответствии с локальным сметным расчетом (приложением N 1 к контракту) на сумму 126 334 руб.
Работы по контракту были выполнены 20.05.2019, что подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 20.05.2019 N 1.
Платежными поручениями от 05.06.2019 N N 8829, 8230 Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" перечислила на счет ООО "Каркас" денежные средства в общей сумме 126 334 руб.
Учитывая, что восстановление кладки кирпичной части несущей стены требовалось выполнить в рамках ремонтных и аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, т. к. в случае их невыполнения сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома, а также для жителей города Саратова, оказывающихся к данному дому в непосредственной близости, Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" выполнила восстановительные работы по ремонту фасада здания.
Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" ссылается на то, что в соответствии с частями 2, 3 статьи 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на эти помещения.
Вместе с тем, расходы на проведение капитального ремонта имущества собственников помещений многоквартирного дома понесены Администрацией Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" за счет средств резервного фонда Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Истец направил в адрес Фонда капитального ремонта претензию от 20.01.2022 с требованием о перечислении в пользу Администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" денежных средств за компенсацию расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением несущей стены многоквартирного дома по адресу: Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие Ленинского района г. Саратова, в сумме 126 334 руб.
Претензия не была удовлетворена, поэтому Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" обратилась в суд первой инстанции с настоящим иском.
Суд первой инстанции, принимая во внимания все доводы, изложенные истцом и произведя их надлежащую правовую оценку, правомерно отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В силу статьи 4 Закона Саратовской области от 27.06.2013 N 103-ЗСО "О региональном операторе в Саратовской области" региональный оператор в случае формирования фонда капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирных домах, на счете, открытом в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 180 ЖК РФ. Региональный оператор открывает счет в кредитной организации, указанной в части 2.1 настоящей статьи, победившей в конкурсе, не позднее семи рабочих дней после дня подведения итогов такого конкурса.
Судом первой инстанции установлено, что областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 800-П, запланирован капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, Сокурский тракт, подстанция N 23, общежитие в Ленинском районе г. Саратова, на 2025 год.
Согласно части 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
В силу части 4 статьи 81 БК РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
Кроме того, согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ утвержден исчерпывающий перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, который включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Работы по проведению ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации не являются работами, проводимыми в рамках реализации программы капитального ремонта, а также данный вид работ не предусмотрен региональной программой капитального ремонта.
Кроме того, как следует из содержания Постановления Администрации города Саратова от 31.03.2008 N 376 "О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации муниципального образования "Город Саратов", бюджетные ассигнования резервного фонда Администрации муниципального образования "Город Саратов" направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Выполнение аварийно-восстановительных работ носит разовый характер и направлено исключительно на устранение внезапно произошедшей аварии, чрезвычайной ситуации и их последствий, что косвенно подтверждается фактом наличия возможности осуществить закупку определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании положений пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т. е. ввиду исключительности ситуации - в целях сокращения сроков неконкурентным способом и без публикации извещения об осуществлении такой закупки, и заключить контракт в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации возникших последствий.
Таким образом, вышеуказанные денежные средства носят целевой характер и их выделение предусмотрено законом. При этом закон не предусматривает возможность их последующей компенсации за счет средств регионального оператора капитального ремонта.
Постановление Администрации города Саратова от 31.03.2008 N 376 "О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации муниципального образования "Город Саратов" также не содержит положений о порядке возмещения затрат на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Фонда капитального ремонта отсутствует правовая обязанность по выплате истцу компенсации расходов на проведение ремонтных и неотложно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обоснованность заявленных истцом требований в ходе судебного разбирательства дела не нашла своего подтверждения, поэтому отказал в удовлетворении иска. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2022 г. по делу N А57-18653/2021.
Согласно статье 168 АПК РФ при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу пункта 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты госпошлины.
На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Поскольку судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении иска, судебные расходы по уплате государственной пошлины за счет ответчика возмещению не подлежат, истец освобожден от уплаты государственной пошлины в качестве органа местного самоуправления.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 октября 2022 года по делу N А57-2325/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2325/2022
Истец: Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов"
Ответчик: НК "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области"
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, ООО "Весна Поволжья", ООО "Каркас"