г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А56-68766/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Казаковой К.Е.
при участии:
от заявителя: Нагорнов А.В. по доверенности от 01.04.2024,
Огородникова А.В. генеральный директор на основании приказа N 10 от 01.12.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-4659/2024) УФАС по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2023 по делу N А56-68766/2023, принятое
по заявлению ООО "Эктум"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: МКУ "Лахта-Ольгино"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эктум" (ОГРН: 1147847544239, адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, пр-кт Советский, д. 1, лит. А, кв. 17; далее - ООО "Эктум", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган) от 26.06.2023 N РНП-78-844/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное казенное учреждение "Лахта-Ольгино" (ОГРН: 1187847179849, адрес: 197228, Санкт-Петербург, пр-кт Юнтоловский, д. 43, к. 1, стр. 1, пом. 20-Н; далее - МКУ "Лахта-Ольгино", Учреждение, третье лицо).
Решением от 28.12.2023 суд первой инстанции признал недействительным решение УФАС по Санкт-Петербургу от 26.06.2023 N РНП-78-844/23; обязал Управление в течение десяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу в установленном законом порядке исключить из реестра недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Эктум"; взыскал с Управления в пользу Общества 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представителя Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление и Учреждение, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Учреждением (Заказчик) 14.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, размещено извещение N 0872600000623000003 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации и проведению интерактивного автогородка для жителей муниципального образования Лахта-Ольгино в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта - 354 800 руб.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 N ИЭА1 победителем аукциона признано Общество.
По результатам закупки Учреждением с ООО "Эктум" заключен государственный контракт N МК-4-2023 от 07.03.2023 на сумму 353 026 руб.
В связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по контракту, Заказчик в соответствии с условиями контракта (пункт 11.3) и статьей 95 Закона о контрактной системе принял решение от 07.06.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, направил соответствующие сведения в Управление.
Решением УФАС от 26.06.2023 N РНП-78-844/23 сведения в отношении Общества включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основанием для включения в РНП является ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта в результате существенных нарушений условий его исполнения.
Включение сведений о лице в РНП по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении законодательства о закупках.
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
Подпунктом 2 пункта 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (подпункт 3 пункта 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 16 статьи 95 Закона N 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном названным Законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В силу пункта 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Реализация антимонопольным органом приведенных норм Закона N 44-ФЗ и Правил N 1078 требует комплексной оценки действий (бездействия) заказчика и его контрагента с учетом критерия добросовестного стремления сторон к надлежащему исполнению условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно Контракту, его предметом является оказание услуг по организации и проведению интерактивного автогородка для жителей муниципального образования Лахта-Ольгино в 2023 году (пункт 1.1).
Условиями заключенного контракта (пункты 4.1, 4.2) предусмотрено, что его исполнение осуществляется поэтапно. Предусмотрено два этапа исполнения Контракта.
Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта):
1 Этап (мероприятие 1) - с 01.04.2023 по 30.06.2023;
2 Этап (мероприятие 2) - с 01.07.2023 по 30.09.2023.
В целях исполнения пункта 4.2 Контракта 15.05.2023 Заказчиком в адрес Участника направлено уведомление о времени, дате и месте проведения первого мероприятия (03.06.2023 с 12:00 до 17:00 по адресу: Санкт-Петербург, ЖК "Юнтолово", пр-кт Юнтоловский, д. 42, корп. 2 (площадь)) с просьбой указать ответственного сотрудника за выполнение Контракта.
Учреждение указало на то, что по состоянию на 07.06.2023 представители ООО "Эктум" на запрос не ответили, на связь с Заказчиком не вышли. Обязательства по проведению мероприятия - интерактивного автогородка 03.06.2023 Участником не исполнены.
На заседании Комиссии УФАС установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 19.06.2023.
Общество пояснило, что точная дата и время проведения мероприятий определяется Заказчиком и согласовывается в письменном виде не позднее чем за 5 дней до даты их проведения. Таким образом, Обществу заранее не были известны сроки необходимости проведения мероприятия.
Как пояснило Общество, в указанный период (май, июнь 2023) ООО "Эктум" проводило достаточно большое количество мероприятий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе на основании заключенных государственных контрактов, в связи с чем, для того, чтобы услуги оказывались своевременно и надлежащим образом, со стороны ООО "Эктум" были привлечены дополнительные специалисты.
Для исполнения Контракта 10.03.2023 между ООО "Эктум" и гр. Коротеевой Н.А. заключен соответствующий Договор оказания услуг. На основании указанного Договора на Коротееву Н.А. возложены услуги руководителя проекта по организации мероприятия для жителей муниципального образования Лахта-Ольгино.
Общество пояснило, что после того, как Контракт был заключен, Коротеева Н. связывалась с представителями Заказчика, обсуждала основные моменты, связанные с проведением мероприятия. На тот момент дата проведения мероприятия была неизвестна, но Заказчиком были представлены контакты организации, у которой имеется необходимое оборудование для проведения мероприятия - ЧОУ ЮАШ "Автоград". Указанная организация на протяжении последних лет оказывала для МКУ "Лахта-Ольгино" аналогичные услуги. В дальнейшем между ООО "Эктум" и ЧОУ ЮАШ "Автоград" осуществлялось взаимодействие по вопросу предоставления оборудования и проведения мероприятия, Коротеева Н. согласовывала условия как с директором ЧОУ ЮАШ "Автоград" Коноваленко А., так и с его помощницей - Анной. Силами ООО "Эктум" составлен предварительный договор оказания услуг с ЧОУ ЮАШ "Автоград", однако впоследствии сотрудники указанной организации фактически немотивированно отказались от какого-либо взаимодействия с ООО "Эктум".
Заказчиком 15.05.2023 было сообщено о том, что 1-ый этап проведения мероприятия планируется 03.06.2023.
На Коротееву Н.А. было возложено одновременно несколько проектов, и по причине нехватки свободных людей, с учетом высокой нагрузки ООО "Эктум" в указанный период (с 25.05.2023 по 10.06.23 проходили выпускные в начальных классах), и отказом ЧОУ ЮАШ "Автоград" осуществлять взаимодействие для исполнения Контракта, у ООО "Эктум" имелись сложности, связанные с проведением мероприятия для Заказчика 03.06.2023.
Со стороны ООО "Эктум" было сообщено Заказчику об еще одном ответственном лице - Большакове М.
Общество указало, что действительно, 03.06.2023 не имело возможности провести мероприятие, не отказываясь его провести на безвозмездной основе в любой другой день до истечения исполнения 1-го этапа (до 30.06.2023).
В данном случае пунктом 4.2. Контракта предусмотрено, что точная дата и время проведения мероприятий определяется Заказчиком и согласовывается в письменном виде не позднее чем за 5 дней до даты их проведения.
Таким образом, стороны должны согласовать дату и время проведения мероприятия.
В данном случае со стороны ООО "Эктум" не была согласована возможность проведения мероприятия 03.06.2023, при этом сроки проведения 1-го этапа мероприятия нарушены не были (до 30.06.2023).
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что повышенная загруженность сотрудников Общества не может являться уважительной причиной ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств в рамках государственного контракта.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Обществом 09.06.2023 в адрес Заказчика было направлено письмо с указанием того, что ООО "Эктум" не отказывается от исполнения Контракта, указав о готовности оплатить начисленные штрафы, а также ООО "Эктум" сообщило о том, что указанные Техническом задании автомобили имеются в наличии у ЧОУ ЮАШ "Автоград", с которой ООО "Эктум" осуществлялось взаимодействие по заключению договора.
ООО "Эктум" также сообщило о готовности на безвозмездной основе провести еще мероприятие "Светофор", а также произведена презентация указанного мероприятия с фотографиями.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, а одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение.
Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489, недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель предпринял возможные меры, направленные на исполнение контракта.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно заключил, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестности, поскольку Общество стремилось к исполнению контракта, осуществляло действия для его исполнения.
Кроме того судом первой инстанции правомерно учтен факт добровольной оплаты ООО "Эктум" штрафа по контракту платежным поручением от 13.06.2023 в сумме 35302.60 руб., а также предыдущий длительный период исполнения заявителем государственных контрактов без нарушения законодательства о контрактной системе, что подтверждено представленными в дело доказательствами (л.д.50-148, 178-193), в частности благодарственными письмами государственных заказчиков, адресованными ООО "Эктум".
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Обществом предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта, на основании чего согласно абз. 2 пп. "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 информация об Исполнителе не подлежит включению в Реестр.
При таких конкретных обстоятельствах и доказательствах суд первой инстанции правомерно счел оспариваемое решение Управления не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2023 года по делу N А56-68766/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68766/2023
Истец: ООО "ЭКТУМ", ООО "ЭКТУМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Лахта-Ольгино"