г. Красноярск |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А33-12057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "07" декабря 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.
судей: Барыкина М.Ю., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Общества с ограниченной ответственностью "Промтерритория") Бекаревой А.А., представителя по доверенности от 30.06.2022 N 30/06, паспорт, диплом; Коваленко О.Н., представителя по доверенности от 01.11.2022, паспорт, диплом; от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Углова А.А., представителя по доверенности от 23.12.2021 N 119, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промтерритория"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" сентября 2022 года по делу N А33-12057/2022
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промтерритория" (далее - заявитель, ООО "Промтерритория") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - орган, чей акт оспаривается):
- о признании незаконным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска от 15.04.2022 за исх. N 7204ш в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов;
- в порядке части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязании Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Промтерритория" путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9240,0 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в аренду без проведения торгов в целях завершения строительства административно - бытового здания (объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300302:890, площадью застройки 480,6 кв.м.) и ввода его в эксплуатацию в рамках строительства производственно-складской базы строительных материалов и заключения соответствующего договора аренды.
Определением арбитражного суда от 23.05.2022 заявление принято к производству суда.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель - ООО "Промтерритория" обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
От департамента в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.03.2022 N КУВИ-001/2022-39651320 в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, площадью 9240 +/- 33,64 кв.м., дата присвоения кадастрового номера - 01.02.2008, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением, в пределах указанного земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 24:50:0300302:890, 24:50:0300302:918.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.03.2022 N КУВИ-001/2022-40431016, нежилое здание - производственно-складское здание, с кадастровым номером 24:50:0300302:918, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, городской округ город Красноярск, ул. Промысловая, зд. 23, площадью 448,6 кв.м., дата присвоения кадастрового номера - 25.01.2022, зарегистрировано 03.02.2022 на праве собственности за обществом с ограниченной ответственностью "Промтерритория" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2022 и договора аренды земельного участка от 06.03.2017 N 184.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.03.2022 N КУВИ-001/2022-39652978, объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300302:890, местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, площадью застройки 480,6 кв.м., дата присвоения кадастрового номера - 15.10.2020, степень готовности объекта - 34%, принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория".
15.04.2013 обществу с ограниченной ответственностью "ЛКТ" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов (в составе: административно-бытового здания общей площадью 930,6 м2; производственно-складское здание общей площадью 444,1 м2; контрольно-пропускной пункт общей площадью 10,5 м2) по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:55, со сроком действия до 11.04.2016.
21.08.2015 между обществом с ограниченной ответственностью "ЛКТ" (продавец) и обществом с ограниченной ответственностью "Промтерритория" (покупатель) заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства, согласно пункту 1 которого продавец продал, а покупатель купил объект незавершенного строительства, назначение не определено, степень готовности 80%, площадью 444,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, ул.2-Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24:50:0300302:308.
Цена приобретаемого покупателем недвижимого имущества, указанного в пункте 1 договора, составляет 5 000 000 рублей, и включает в себя стоимость заключения договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 2031 от 09.07.2013, стоимость всего имущества переданного продавцом покупателю по акту приема-передачи к договору (приложение N1).
В соответствии с актом приема-передачи объекта незавершенного строительства с земельным участком от 21.08.2015 к договору купли-продажи от 21.08.2015, продавец в соответствии с договором купли-продажи объекта незавершенного строительства от 21.08.2015 передает, а покупатель принимает: объект незавершенного строительства, назначение не определено, степень готовности 80%, площадью 441,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г. Красноярск" Центральный район, ул.2-ая Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24: 50:0300302:308, а также земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300302:55, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-ая Брянская - ул. Караульная (далее - участок), для использования в целях строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, общей площадью 9240 кв.м. (далее недвижимое имущество).
Одновременно с передачей недвижимого имущества продавец передает покупателю следующее имущество, расположенное на указанном земельном участке: Трансформаторную подстанцию на 400 квт. с необходимой и имеющейся документацией к ней (в т.ч. всю техническую, исполнительную и правоустанавливающую документацию); двухтрубную систему водоснабжения с 2 пожарными гидрантами с необходимой и имеющейся документацией к ней (в т.ч. всю техническую, исполнительную и правоустанавливающую документацию); установленное ограждение. Также продавец передает всю имеющуюся техническую, исполнительную, правоустанавливающую и иную документацию на сам отчуждаемый объект незавершенного строительстве и на земельный участок, в т.ч. полный пакет документации, требуемый и предоставляемый заявителем при получении разрешения на строительство согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прав от 24.09.2015 объект незавершенного строительства, назначение не определено, степень готовности 80%, площадью 444,1 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер 24:50:0300302:308, зарегистрировано право собственности за обществом с ограниченной ответственностью "Промтерритория".
Администрацией города Красноярска обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение от 05.05.2016 N RU24308000-01/3484-дг от 15.04.2013 на строительство производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого планируется расположение объекта капитального строительства - 24:50:0300302:55, площадь участка 9 240 кв.м., в состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., контрольно-пропускной пункт площадью 10,5 кв.м. Срок действия разрешения до 15.12.2016.
12.12.2016 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., контрольно-пропускной пункт площадью 10,5 кв.м. Срок действия разрешения - до 15.12.2018.
26.01.2017 заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 без проведения торгов в целях завершения строительства производственно-складской базы.
06.03.2017 между департаментом муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Промтерритория" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 184, согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:50:0300302:55, находящийся в охранной зоне инженерных сетей: водоснабжения, электроснабжения, с наложением на зоны с особыми условиями использования территории: санитарно-защитную зону при размещении, реконструкции промышленных объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека, в составе коммунально-складской зоны (П3), расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, для использования в целях завершения строительства производственно-складской базы в соответствии с градостроительным регламентом зоны в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, который прилагается к договору и является его неотъемлемой частью, общей площадью 9240 кв.м.
Земельный участок передан по акту приема-передачи от 16.01.2007 по договору аренды от 09.08.2007 N 1952.
Срок аренды участка устанавливается с 26.01.2017 по 25.01.2020 (пункт 2.1 договора аренды земельного участка от 06.03.2017 N 184).
Письмом от 05.06.2017 общество с ограниченной ответственностью "Проектная мастерская "Квадрат" сообщило обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" о нецелесообразности размещения административного здания в северной части земельного участка по причине удаленности здания от источников тепло, водо- и электро- снабжения. Кроме того, в данном месте обнаружено подземное захоронение строительных конструкций, что не позволяет выполнить фундаменты в соответствии с проектом.
28.12.2017 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., контрольно-пропускной пункт площадью 10,5 кв.м.
05.02.2018 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., котельная площадью 54 кв.м. Срок действия разрешения - до 15.12.2018.
16.10.2018 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., котельная площадью 54 кв.м. Срок действия разрешения - до 25.01.2020.
16.01.2020 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., котельная площадью 54 кв.м. Срок действия разрешения - до 25.01.2020.
24.01.2020 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на строительство объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул.Караульная. В состав имущественного комплекса входят: административно-бытовое здание 930,6 кв.м., производственно-складское здание площадью 444,1 кв.м., котельная площадью 54 кв.м. Срок действия разрешения -31.12.2020.
25.08.2020 заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 в аренду без проведения торгов для строительства производственно-складской базы строительных материалов.
В ответ на указанное обращение департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска отказал в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 в связи с тем, что ранее земельный участок в с соответствии с договором аренды предоставлялся заявителю для завершения строительства производственно-складской базы.
20.01.2022 обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" выдано разрешение на ввод объекта - производственно-складской базы строительных материалов по адресу: г. Красноярск, Центральный район, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная в эксплуатацию.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска отказал заявителю в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 в собственность за плату без проведения торгов, учитывая, что участок поставлен на кадастровый учет в существующих границах для строительства производственно-складской базы строительных материалов с инженерным обеспечением, а не для строительства одного здания, на которое зарегистрировано право собственности, цель использования земельного участка не достигнута.
Согласно техническому заключению от 02.03.2022, шифр: 058-22, строения, расположенные по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул.2-я Брянская - ул.Караульная на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0300302:55, контрольно-пропускной пункт и трансформаторная подстанция, не имеют прочной связи с землей, а также прочной бетонной основы, объекты не предназначены для самостоятельной эксплуатации для иной деятельности, являются некапитальными строениями вспомогательного использования и имеют пониженный уровень ответственности (КС-1), согласно ГОСТ 27751-2014.
Письмом от 24.03.2022 в ответ на заявление общества с ограниченной ответственностью "Промтерритория" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300305:55 в собственность за плату без проведения торгов департаментом отказано в предоставлении земельного участка в связи с нахождением в границах участка объекта незавершенного строительства.
21.03.2022 заявитель обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 без проведения торгов в целях завершения строительства административного здания с кадастровым номером 24:50:0300302:890 и ввода его в эксплуатацию.
Письмом от 15.04.2022 N 4204ги департамент муниципального имущества и земельных отношений города Красноярска отказал заявителю в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 в связи с тем, что ранее земельный участок в с соответствии с договором аренды предоставлялся заявителю для завершения строительства производственно-складской базы.
Полагая, что отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, выраженный в письме от 15.04.2022 N 4204ги, нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом исходя из бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 45 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета N В-62 от 24.12.1997, в компетенцию департамента муниципального имущества и земельных отношений, как структурного подразделения администрации, входит, в том числе заключение договоров о передаче муниципального имущества в аренду.
Таким образом, заявление обращено к надлежащему ответчику.
Суд апелляционной инстанции полагает, что департамент не доказал законность оспариваемого отказа, а предприниматель подтвердил факт нарушения своих прав и законных интересов, исходя из следующего.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что заявитель уже реализовал право на однократное предоставление спорного земельного участка в аренду на 3 года без проведения торгов, в связи с чем, отсутствуют основания для получения земельного участка в аренду без торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 36.9 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, предоставляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 указанного пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с данным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
При этом в силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения приведенного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения, как в Земельный кодекс, так и в Гражданский кодекс, который дополнен статьей 239.1, в соответствии с пунктом 1 которой в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Правила статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено (пункт 6 статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 171-ФЗ) не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу указанного Закона (часть 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ), то есть до 01.03.2015.
В рассматриваемом случае, земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 24:50:0300302:55 ранее предоставлялся Департаментом для завершения строительства объекта по договору аренды от 06.03.2017 N 184 на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ для завершения строительства автомобильной мойки.
Как указывает Департамента, действующим законодательством закреплено право собственника объекта незавершенного строительства на однократное повторное приобретение в аренду сроком на три года в льготном порядке (минуя процедуру торгов) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с целью завершения строительства такого объекта, что изложено в письме об отказе в предоставлении спорного земельного участка заявителю. Вместе с тем, Департаментом не учтено, что с учетом пункта 33 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, положения статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на договор аренды, заключенный после 01.03.2015 без проведения аукциона, в целях завершения строительства, в порядке подпункта 10 пункта 5 и пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса, пункта 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ. В свою очередь, согласно пункту 8 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Право собственника здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, пользоваться земельным участком, предоставленным таким лицом под эту недвижимость закреплено в пункте 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2022 N 308-ЭС22-3699 по делу N А63-4067/2021, приведенные положения законодательства направлены на реализацию основополагающего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпункта 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении договора аренды публичный собственник земли не может распорядиться объектом незавершенного строительства, созданным в период действия договора аренды, в отсутствие судебного решения.
Требование уполномоченного на распоряжение земельным участком публичной собственности органа о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект (пункты 1 - 3 статьи 239.1 Гражданского кодекса).
То есть закон допускает возможность изъятия такого объекта, но лишь при определенных обстоятельствах, которые подлежат установлению судом в рамках рассмотрения требований публичного собственника участка, заявленных в порядке статьи 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации
При отсутствии такого судебного акта собственник объекта незавершенного строительства вправе требовать заключения с ним договора аренды для завершения строительства.
Из материалов настоящего дела следует, что срок действия договора аренды N 184 спорного земельного участка, заключенного 06.03.2017 с собственником объекта незавершенного строительства, истек 25.01.2020. В свою очередь Департамент, являющийся публичным собственником спорного земельного участка, не воспользовался правом на обращение в суд с иском об изъятии объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды вышеуказанного земельного участка, на котором расположен этот объект, как предусмотрено подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса. При таких обстоятельствах, предприниматель вправе требовать предоставления земельного участка в аренду, минуя процедуру торгов, для завершения строительства объекта незавершенного строительства.
В ходе рассмотрения настоящего дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, предприниматель приводил доводы, указывающие на наличие у него уважительных причин, в связи с наличием которым строительство не было завершено до истечения срока действия договора аренды. В качестве доказательств наличия объективных причин, препятствующих завершению строительства, заявителем представлено письмо ООО "Проектная мастерская "Квадрат", датированное 05.06.2017.
При этом отказ департамента в заключении договора аренды препятствует завершению строительства, введению объекта в эксплуатацию, нарушает право собственности, а также баланс публичных и частных интересов.
В отношении доводов департамента о наличии на спорном земельном участке нескольких объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции указывает на следующее. В соответствии с требованиями статьи 39.6 ЗК РФ, земельный участок предоставляется для завершения строительства объектов незавершенного строительства, расположенных на участке, однако как указано в п.5 ст. 39.6 ЗК РФ, такое предоставление допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Таким образом, применительно к земельному участку, в отношении которого администрацией не предприняты меры по изъятию, речь ведется об одном объекте незавершенного строительством.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.02.2021 по делу N АЗЗ-30360/2020 отказано в иске ООО "Промтерритория" к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска о признании договора аренды земельного участка от 06.03.2017 N184 возобновленным на неопределенный срок (действующим) с целью оформления права собственности на законно возведенный на земельном участке объект недвижимости. Иных возможностей на законном основании владеть земельным участком для завершения строительства у заявителя не имеется.
Согласно разрешению на строительство от 12.12.2016 1Ш24308000-01/3484-дг, с учетом внесенных изменений 24.01.2020, наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией "Производственно-складская база строительных материалов", согласно которому в состав имущественного комплекса в соответствии с проектной документацией в границах участка включены: административно-бытовое здание (II этап), производственно-складское здание (III этап), котельная (I этап). Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 20.01.2022 введен объект недвижимости "Производственно-складское здание" (III этап). Земельный участок ранее не предоставлялся заявителю в аренду для завершения строительства объекта с кадастровым номером 24:50:0300302:308.
Учитывая изложенное в совокупности, отказ департамента в предоставлении заявителю спорного земельного участка в аренду противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, связи с че подлежит признанию недействительным, а решение суда первой инстанции отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.04.2013 N 608-О, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе путем обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации, не вытекает право того или иного лица на судебное разбирательство его дела в определенной процедуре, - такое право закрепляется федеральным законом, в частности Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При этом, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
Суд апелляционной инстанции, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, полагает возможным применить восстановительную меру в виде обязания Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предоставить предпринимателю в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела и апелляционной жалобы в размере 4500 рублей относятся на департамент.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" сентября 2022 года по делу N А33-12057/2022 отменить. Принять новый судебный акт.
Признать незаконным изложенный в письме от 15.04.2022 за исх. N 7204ш отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240,0 кв.м., расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в аренду без проведения торгов в целях завершения строительства административно - бытового здания (объект незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300302:890, площадью застройки 480,6 кв.м.) и ввода его в эксплуатацию в рамках строительства производственно-складской базы строительных материалов и заключения соответствующего договора аренды, в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска предоставить в аренду на три года обществу с ограниченной ответственностью "Промтерритория" земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300302:55 площадью 9 240,0 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. 2-я Брянская - ул. Караульная, в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 24:50:0300302:890.
Взыскать с Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промтерритория" 4500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
М.Ю. Барыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12057/2022
Истец: ООО "ПРОМТЕРРИТОРИЯ"
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2023 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1107/2023
24.03.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7122/2022
07.12.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6049/2022
19.09.2022 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-12057/2022