г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А56-36355/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Чечеткой С.С.,
при участии:
от заявителя: Клименко Н.А. по доверенности;
от ответчика: Свайкина Т.Г. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32259/2022) ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2022 по делу N А56-36355/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Невского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Невского района" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - административный орган, Инспекция, ГЖИ) от 10.01.2022 N 12/21/660-Р, почтовых расходов, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 15.09.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Обществом подана апелляционная жалоба. Податель жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Общество указывает, что многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, потребленной только на отопление. В связи с истечением межповерочного интервала общедомовой прибор учета тепловой энергии 28.05.2021 был демонтирован и направлен на поверку. Поскольку прибор учета учитывает только тепловую энергию, потребляемую для отопления, начало его функционирования совпадает с датой начала отопительного сезона, то есть с 20.09.2021. А поскольку ОДПУ установлен и вновь введен в эксплуатацию 12.11.2021, то потребление тепловой энергии для нужд отопления без ОДПУ осуществлялось менее 3 месяцев. Таким образом, Общество полагает правомерным начисление платы за отопление в октябре 2021 года исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в МКД за предыдущий отопительный сезон 2020-2021. Также Общество полагает, что суд первой инстанции неправомерно не рассмотрело ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Инспекции выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Седова, д.84, лит. А, находится в управлении ООО "Жилкомсервис N 2 Невского района" на основании договора управления.
10.01.2022 Инспекцией на основании Распоряжения N 12/21/660-Р от 29.12.2021 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований.
В ходе проверки Инспекцией выявлено выведение из строя узла учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), установленного в МКД, в связи с его ремонтом, а также отсутствие акта допуска ОДПУ на отопительный сезон 2021-2022 гг.
При этом расчет платы за отопление в октябре 2021 года произведен Обществом исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в МКД за предыдущий отопительный сезон 2020-2021, что не соответствует требованиям пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354).
Инспекция полагает, что в связи с отсутствием акта допуска ОДПУ плата за отопление должна производиться Обществом в соответствии с абзацем 2 пункта 42 (1) Правила N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и с учетом подпункта "в(1)" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 10.01.2022 N 12/21/660-Р.
Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 10.01.2022 N 12/21/660-Р, согласно которому Обществу в срок до 10.03.2022 предписано устранить выявленные нарушения и определить плату за отопление для квартиры N 27 в МКД за октябрь 2021, исходя из норматива потребления тепловой энергии, установленного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2016 N 119-р.
Не согласившись с вынесенным предписание, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Раздел VI Правил N 354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Так, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:
- в течение отопительного периода;
- равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) Приложения N 2 к настоящим Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Обществом, что многоквартирный дом N 84 лит. А по ул. Седова в г. Санкт-Петербурге оборудован ОДПУ тепловой энергии, потребленной только на отопление. Указанный ОДПУ выведен из строя 28.05.2021 в связи с его межинтервальной поверкой, при этом на момент проведения проверки - 10.01.2022 акт допуска ОДПУ на отопительный сезон 2021- 2022 отсутствовал.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что в связи с истечением межповерочного интервала ОДПУ тепловой энергии 28.05.2021 был демонтирован и отправлен на поверку. Поскольку прибор учета учитывает только тепловую энергию, потребляемую для отопления, начало его функционирования совпадает с датой начала отопительного сезона, то есть с 20.09.2021. Поскольку ОДПУ установлен и вновь введен в эксплуатацию 12.11.2021, то потребление тепловой энергии для нужд отопления без ОДПУ осуществлялось менее 3 месяцев. Следовательно, Общество полагает правомерным начисление платы за отопление в октябре 2021 года исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в МКД за предыдущий отопительный сезон 2020-2021.
Между тем, указанный подход Общества не соответствует требованиям пункта 42 (1) Правил N 354.
Поскольку в ходе проведения проверки был установлен факт выхода из строя ОДПУ, а также отсутствовал акт допуска ОДПУ на отопительный период 2021-2022 года, отвечающий требованиям действующего законодательства, то плата за отопление должна рассчитываться по нормативам потребления, что предусмотрено вторым абзацем пункта 42(1) Правил N 354.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "в(1)" пункта 21 Правил N 124, объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:
где:
NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
Si - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
При этом, согласно подпункту "в(2)" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, (для отопления - менее 3 месяцев отопительного периода), то в отношении тепловой энергии - определяется в соответствии с подпунктом "в(1)" пункта 21 Правил N 124.
Ссылка Общества на то, что ОДПУ установлен и вновь введен в эксплуатацию 12.11.2021, является необоснованной, поскольку на момент проведения проверки (10.01.2022) акт допуска ОДПУ отсутствовал. Представленный в материалы дела акт от 12.11.2021 (л.д. 21) свидетельствует лишь о его монтаже. Доказательства принятия ОДПУ теплоснабжающей организацией в материалы дела не представлены.
Также необоснованной является ссылка Общества на то, что теплоснабжающая организация выставляла платежи управляющей организации с учетом показаний ОДПУ, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, Общество в апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции неправомерно не рассмотрел ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица - ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
Между тем согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Целью участия третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
Лицо, чтобы быть привлеченным в качестве третьего лица, должно иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия оснований для привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица. Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о том, что обжалуемое решение повлияло на права или обязанности этого лица по отношению к одной из сторон.
Более того, письменное мотивированное ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица Обществом в суде первой инстанции не заявлялось.
При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, в связи с чем правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А56-36355/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Невского района" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36355/2022
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N2 НЕВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"