г. Саратов |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А12-13757/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Борисовой Т.С., Котляровой А.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильчиковой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2022 года по делу N А12-13757/2022
по исковому заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889, 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д.2Б)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 3443120207; ОГРН 1156196000883; 107140, 400107, город Волгоград, проспект им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, дом 81)
о взыскании задолженности,
в отсутствие представителей федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного бюджетного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец) к федеральному государственному бюджетному учреждению "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по контракту N 02-11-34-02-03/45 от 17.02.2020 за июль- декабрь 2020 в сумме 105 615 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2022 года по делу N А12-13757/2022 с федерального государственного бюджетного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 3443120207; ОГРН 1156196000883; 107140, 400107, город Волгоград, проспект им. Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, дом 81) в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745 ОГРН 1027700430889, 105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д.2Б) взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июль- декабрь 2020 в сумме 105 615 руб. 77 коп.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Между ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ФГБУ "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) 17.02.2020 заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2-11-34-02-03/45.
Согласно условиям указанного контракта организация ВКХ обязалась осуществлять холодное водоснабжение и прием сточных вод абонента на объектах военного городка 318, расположенного по адресу Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, а также в здание поликлиники г/п 338, помещение аптеки г/п33 военного городка N 3 р. Октябрьский.
Заказчик обязуется оплачивать холодную (питьевую) и (или) холодную (техническую) воду в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия установленного качества в объеме, определенном настоящим договором, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 7 контракта расчетным периодом является один календарный месяц. Оплата оказанных услуг осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 10 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением заказчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения регулируется условиями договора и нормами Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.20.11г. N 416-ФЗ, а также Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644.
Истец в периоды с июля 2020 г. по декабрь 2020 г. оказал ответчику услуги водоснабжения и водоотведения.
Согласно срочным донесениям за исковой период объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам на объекте.
В соответствии с требованиями п. 119 Правил N 644, ответчику предъявлены счета для внесения платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, а также счета-фактуры (письмо исх. N 370/У/5/11-5031 от 22.10.2021 г.) за период июль - декабрь 2020 года на общую сумму 105 615 руб. 77 коп.
Счета на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения выставляются на основании объемов водоотведения, указанных в срочных донесениях абонента за прошедший месяц и после проведения расчетов по формуле, установленной п. 123(4) Правил N 644.
Оплата счетов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не произведена.
Ссылаясь на наличие задолженности ответчика за период июль - декабрь 2020 года по плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения в размере 105 615 руб. 77 коп. и, при соблюдении претензионного порядка урегулирования спора, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона РФ от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416), положениями Постановления Правительства РФ N 728, Правил N 644, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.09.13 г. N 776 (далее - Правила N 776), условиями контракта холодного водоснабжения и водоотведения N 2-11-34-02-03/45, пришёл к выводу о наличии оснований для полного удовлетворения исковых требований.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, ФГБУ "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе указывает на то, что истец после получения сведений от ответчика своевременно не направил счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, тем самым нарушил условия государственного контракта.
Согласно подписанному акту сверки взаимных расчетов между сторонами претензий у сторон нет, о чем известно истцу. Данное обстоятельство оставлено судом без внимания.
Кроме того, срок действия контракта закончился согласно п. 53 раздела XVI 31.12.2020, согласно акту сверки взаимных расчетов между сторонами все обязательства по контракту сторонами исполнены, задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2020 год не имелось.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 (далее - Правила N 728), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет договор водоотведения как публичный договор, по которому организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (статья 14).
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктами "и", "ж" пункта 35 Правил N 644 установлено, что абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований; производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Признавая правомерность исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что 03.06.2020 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 г. N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым утверждены новые Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод и внесены существенные изменения в Правила N 644.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 728 пункты 1 - 5, 8, 9 (в части признания утратившими силу пунктов 1 и 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ в сфере водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.2015 N 3 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере водоотведения") и 10 перечня утративших силу актов Правительства РФ, являющегося приложением к настоящему постановлению, вступают в силу 01.07.2020 г.
Вышеуказанный пункт 4 Постановления Правительства РФ N 728, не касается вступления в силу пункта 3 Изменений, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ N 728. Именно данным пунктом 3 пункт 123(4) Правил N 644 изложен в новой редакции.
Порядок расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения указан в пункте 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, и, соответственно, действует с момента вступления в силу Постановления N 728 - то есть с 03.06.2020 г.
Как установлено судом, ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, соответствует условию: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб, м/сутки, что подтверждается срочными донесениями.
Пунктом 123 (4) Правил N 644, изложенным в редакции Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 728, предусмотрено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Указанный способ расчета применяется, в том числе, в отношении сточных вод абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта.
Пункт 123 (4) Правил N 644 предусматривает формулу расчета размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод для объектов абонентов, при наличии любого из приведенных в нем условий. Изменения, внесенные в Правила, определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенный в пункте 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях. Положения нормативного правового акта предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Указанный вывод сформулирован в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.12.2020 N АКПИ20-722 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.
Таким образом, законодатель определил, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, может быть произведен исключительно в случаях, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минстроя России от 28.01.2021 N 2812- ИА/04 "О плате за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения".
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Проверив представленный истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, принимая во внимание, что арифметическая правильность расчета ответчиком не опровергнута, доказательств оплаты ответчиком в материалы дела не представлено, учитывая, что задолженность в сумме 105 615 руб. 77 коп. за период июль - декабрь 2020 подтверждена материалами дела, суд пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы, приведенные со ссылкой на прекращение действия спорного контракта, подписание акта сверки и отсутствие бюджетных денежных средств для оплаты, судебной коллегией отклоняются.
В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Вместе с тем, заключенный между сторонами контракт условие о прекращении обязательств сторон с окончанием срока его действия не содержит, в связи с чем действовал до определенного в нем момента окончания исполнения обязательств сторон (абзац 2 пункта 3 статьи 425 ГК РФ).
Согласно пункту 53 контракта настоящий государственный контракт заключен на срок по 31.12.2020, а в части финансовых обязательств до полного их исполнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Согласно п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 N 104 Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств, если иное не вытекает из соглашения сторон, расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
Таким образом, даже с учетом прекращения действия контракта, ответчик не освобожден от исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в силу контракта и положений действующего закона.
Ссылка заявителя жалобы на несвоевременное выставление счетов на оплату, и отсутствие финансирования на оплату контракта за пределами срока контракта и в отсутствие на это законных оснований, не может быть принята судом во внимание.
Согласно абзацу 4 пункта 119 Правил N 644 оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что денежное обязательство возникает у заказчика в силу оказания услуг независимо от наличия или отсутствия выставленных в его адрес счетов-фактур, поэтому само по себе отсутствие таких документов не освобождает ответчика от обязанности по внесению платы. Ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и действуя добросовестно и разумно, не был лишен права обратиться к истцу за получением счетов на оплату оказанных услуг, либо произвести расчет самостоятельно.
Ответчик является юридическим лицом и самостоятельно отвечает по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 56, 123.22 ГК РФ. Недостаточное финансирование учреждения не является основанием для прекращения договорных обязательств, предусмотренных главой 26 ГК РФ.
Из изложенного следует, что недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим о наличии оснований для освобождения ответчика от платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2022 года по делу N А12-13757/2022 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба федерального государственного бюджетного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2022 года по делу N А12-13757/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13757/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГБУ "413 ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ