город Омск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А46-2235/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котляров Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13218/2022) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.09.2022 по делу N А46-2235/2021 (судья Яркова С.В), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю Макжанову Калижану Бекмагамбетовичу (ИНН 554001401304, ОГРНИП 321554300070112) о взыскании 9 800 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Белянина Маргарита Игоревна по доверенности от 24.01.2022 N 371 сроком действия по 31.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Макжанова Олжаса Калижановича (далее - ответчик, предприниматель, ИП глава КФХ Макжанов О.К.) 9 800 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.09.2022 по делу N А46-2235/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Министерство в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт о взыскании в пользу Министерства 9 800 000 руб. - денежные средства, полученные из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ответчиком нарушены условия предоставления гранта, а именно: не приобретены зерноплющилка, измельчитель-смеситель раздатчика кормов; в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы не использованы средства полученного гранта на развитие фермы, а также собственные, в том числе заемные, средства в соответствии с планом расходов бизнес-плана; создано менее трех постоянных рабочих мест; допущено нецелевое использование полученного гранта в размере 60 000 руб. на оплату транспортных услуг.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя Министерства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 28.04.2018 ИП главой КФХ Макжановым О.К. подана заявка на участие в конкурсе для предоставления из областного бюджета гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
По результатам рассмотрения указанной заявки между Министерством и ИП главой КФХ Макжановым О.К. 19.06.2018 заключено соглашение N 1-СЖФ о предоставлении из областного бюджета гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - соглашение).
Средства гранта в общей сумме 9 800 000 руб. зачислены 28.06.2018 на счет ИП главы КФХ Макжанова O.К., открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
В соответствии с планом расходов бизнес-плана "Развитие животноводства молочного направления в Любинском районе" общая стоимость проекта составила 16 416 673 руб., в том числе за счет собственных и заемных средств фермера в сумме 6 616 673 руб., за счет гранта - 9 800 000 руб.
На основании заявления ИП главы КФХ Макжанова О.К. в конкурсную комиссию о внесении изменений в план расходов бизнес-плана, сторонами заключено дополнительное соглашение от 26.06.2019 N 1 к соглашению о предоставлении гранта от 19.06.2018 N 1-СЖФ.
На основании распоряжения Министерства о проведении контрольного мероприятия от 29.07.2020 N Р-20-117, распоряжения о внесении изменений в распоряжение Министерства от 29.07.2020 N Р-20-117, от 14.10.2020 N Р-20-172 истцом проведена внеплановая проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта на развитие семейных животноводческих ферм Макжановым О.К.
По результатам проверки составлен акт от 02.11.2022, в котором зафиксировано следующее.
В соответствии с пунктом 3.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 23.06.2019 N 1) предусмотрено приобретение:
1) племенной молодняк крупно-рогатого скота молочного направления красно-степной породы (телки) сибирского типа - 50 голов;
2) комплекс сеялок-культиваторов для полосового сева КСКП-2.1 БхЗ -1 шт.;
3) трактор Слобожанец ХТА 208.1 СХ с кондиционером - 1 шт.;
4) пресс-подборщик ПР-145С - 1 шт.;
5) грабли ворошилки валкообразователи ГВВ-6А - 1 шт.;
6) трактор Беларус 82.1-23/12 (ПВМ балочного типа) - 1 шт.;
7) лущильник дисковой гидрофицированный ЛДГ-15 - 1 шт.;
8) сцепка гидрофицированная складная VELES СГС 15 метров - 1 шт.;
9) косилка роторная - 2 шт.;
10) зерноуборочный комбайн - 1 шт.;
11) зерноплющилка H789ZP7510 - 1 шт.;
12) измельчитель-смеситель-раздатчик кормов ИСРК-8 "Хозяин" - 1 шт.
В нарушение плана расходов бизнес-плана ИП главой КФХ Макжановым O.K. не приобретены зерноплющилка H789ZP510, измельчитель-смеситель раздатчика кормов ИСРК-8 "Хозяин".
ИП главой КФХ Макжановым O.K. приобретен молодняк крупного рогатого скота молочного направления красной-степной породы (телок) в количестве 50 голов на сумму 4 200 000 руб. по договору купли-продажи от 02.06.2020 N 5, заключенному с сельскохозяйственным перерабатывающим кооперативом "Большевик".
В ходе проведения проверки не предоставлены документы, подтверждающие факт получения молодняка крупного рогатого скота молочного направления красной-степной породы (телок) в количестве 50 голов.
Срок использования полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных, средств истек 28.06.2020.
Одним из условий предоставления гранта на развитие фермы является оплата без использования средств гранта на развитие фермы не менее 40 процентов стоимости затрат, закрепленных в плане расходов бизнес-плана, в том числе не менее 10 процентов затрат за счет собственных средств.
Согласно предоставленному предпринимателем в Министерство отчету о расходовании средств гранта по состоянию на 01.01.2020 (далее - отчет) в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы на реализацию проекта "Развитие животноводства молочного направления в Любинском районе" в соответствии с планом расходов бизнес-плана собственные и заемные средства не использовались.
Согласно показателям результативности, указанным в приложении N 1 к Соглашению о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществлявших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки, указано как плановое значение показателя результативности - 7 новых рабочих мест.
Среднегодовая численность наемных работников ИП главы КФХ Макжанова O.K. составляла в 2017 году - 3 рабочих места, в 2018 году - 3 рабочих места, в 2019 году - 3 рабочих места.
При этом Министерством производился запрос о предоставлении документов для проведения камеральной проверки трудовых договоров, заключенных в 2018-2020 годы, в ходе проведения проверки сведения не предоставлены.
Кроме того, установлено нецелевое использование полученного гранта на развитие фермы в виде оплаты транспортных услуг, которое составило 60 000 руб. (платежное поручение от 09.07.2018 N 19).
Усмотрев нарушение ответчиком условий предоставления гранта, предусмотренные подпунктами 3, 4, 6 пункта 22 Порядка, подпунктом 2 пункта 22.1 Порядка, а также пунктами 5.3.3, 5.3.9 соглашения, Министерством в адрес предпринимателя 02.12.2020 направлено уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
01.07.2022 Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области и индивидуальный предприниматель Макжанов Калижан Бекмагамбетович (далее - ИП Макжанов К.Б., получатель) заключили дополнительное соглашением N 2 к соглашению о предоставлении гранта от 19.06.2018 N 1-СЖФ о нижеследующем.
В связи со смертью ИП главы КФХ Макжанова O.K. и произведенным правопреемством стороны договорились о принятии всех обязательств получателя по соглашению ИП Макжановым К.Б.
ИП Макжанов К.Б. вступает в права и принимает обязанности получателя по соглашению с момента подписания настоящего дополнительного соглашения N 2 к соглашению.
Определением от 26.04.2022 суд произвел процессуальное правопреемство по делу N А46-2235/2021, заменив выбывшего из спорного правоотношения ИП главу КФХ Макжанова O.K. его правопреемником - ИП главой КФХ Макжановым К.М. (далее - предприниматель, ответчик).
29.09.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок и условия предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм, установлен Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской Области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" (Приложение N 2 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области") (далее - Порядок).
Условиями предоставления грантов на развитие фермы в соответствии с пунктом 22 Порядка являются: использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие фермы, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством (п.п. 3); оплата без использования средств гранта на развитие фермы не менее 40 процентов стоимости затрат, закрепленных в плане расходов бизнес-плана, в том числе не менее 10 процентов затрат за счет собственных средств (п.п. 4); создание не менее 3 постоянных рабочих мест в КФХ в год получения гранта на развитие фермы (п.п. 6).
Судом первой инстанции установлено, что ИП главой КФХ Макжановым О.К. приобретено за счет средств гранта следующее имущество:
1) сцепка гидрофицированной СГС 15 метров на сумму 420 000 руб.;
2) две косилки роторные на общую сумму 198 000 руб.;
3) лущильник ЛДГ-15 на сумму 690 966 руб. 07 коп.;
4) трактор Слобожанец ХТА208.1СХ с кондиционером на сумму 4 500 000 руб., трактора Беларус 82.1-23/12 (ПВМ балочного типа) на сумму 1375 000 руб., грабли-ворошилки валкообразователи ГВВ-6А на сумму 135 000 руб., пресс-подборщик ПР-145С на сумму 420 000 руб.;
5) зерноуборочный комбайн Енисей на сумму 1 258 620 руб. 93 коп.;
6) комплекс сеялок-культиваторов для полосового сева КСКП-2,1 БхЗ на сумму 742 413 руб.
Согласно подпункту 4 статьи 22 Порядка и пункту 5.3.9 соглашения одним из условий предоставления гранта на развитие фермы является оплата без использования средств гранта на развитие фермы не менее 40 процентов стоимости затрат, закрепленных в плане расходов бизнес-плана, в том числе не менее 10 процентов затрат за счет собственных средств.
В соответствии с планом расходов бизнес-плана "Развитие животноводства молочного направления в Любинском районе" общая стоимость проекта составила 16 416 673 руб., в том числе за счет собственных и заемных средств фермера в сумме 6 616 673 руб., за счет гранта - 9 800 000 руб.
При этом судом первой инстанции установлено, что предпринимателем за счет собственных средств приобретено имущество, предусмотренное планом расходов бизнес плана и пунктом 3.4 соглашения, а именно: зерноплющилка Н789ZP510, молодняк крупного рогатого скота молочного направления красной-степной породы (телки) в количестве 50 голов, измельчитель-смеситель раздатчика кормов ИСРК "Хозяин", на общую сумму 6 729 587 руб.
Ввиду изложенного, учитывая приобретение предпринимателем за счет собственных средств имущества на общую сумму 6 729 587 руб., судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о соблюдении ответчиком требований подпункта 4 статьи 22 Порядка и пункта 5.3.9 соглашения.
Кроме того, в качестве основания для возврата субсидии Министерством указано, что зерноплющилка H789ZP510 и измельчитель-смеситель раздатчика кормов ИСРК-8 "Хозяин" не приобретены истцом, однако судом первой инстанции установлено, что указанное оборудование приобретено по истечении срока использования гранта, что не повлекло использование средств гранта не в соответствии с планом расходов бизнес-плана и пунктом 3.4 соглашения.
Судом первой инстанции также установлено, что на 01.06.2022 у ИП Макжанова К.Б. поголовье скота составляет 150 голов, за 5 месяцев 2022 хозяйством произведено 162,5 тонн молока, что на 86 тонн больше аналогичного периода 2021 года, реализовано на молокоперерабатывающее предприятие 149,8 тонн, что на 76 тонн больше уровня 2021 года; за счет собственных средств предпринимателем дополнительно в целях развития КФХ приобретены жатка прицепная ДонМар-2009 на сумму 250 000 руб., ПКУ-0,8 погрузчик к тракторам МТЗ-82, ков 2-м. для легких материалов на сумму 140 000 руб., линейный молокоотвод на сумму 99 687 руб., молокоопорожнитель АДС 09.00.00, агрегат вакуумный водокольцевой АВВ-70 на сумму 71 400 руб., отвал на сумму 72 000 руб.
В этой связи приобретение предпринимателем предусмотренных планом расходов бизнес-плана сельскохозяйственного оборудования за переделами срока, установленного подпунктом 3 пункта 22 Порядка предоставления грантов, само по себе, в отсутствие доказательств недостижения целей предоставления гранта в соответствии с условиями соглашения, не является достаточным основанием для квалификации действий ответчика в качестве нецелевого расходования средств гранта или в качестве основания для возврата таких средств в областной бюджет.
Кроме того, в исковом заявлении Министерство указывает на то, что ответчиком нарушено условие, предусмотренное подпунктом 6 статьи 22 Порядка, а именно не создано не менее трех постоянных рабочих мест в КФХ в год получения гранта на развитие фермы.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящий момент ответчиком проведена работа по созданию новых рабочих мест, что подтверждается представленными в материалы дела трудовыми договорами (трудовой договор от 01.09.2022 N 1 с Герасимовой З.В., трудовой договор от 01.09.2022 N 2 с Касымовой М.В., трудовой договор от 01.09.2022 N 3 с Шамсуденовой М.А., трудовой договор от 01.04.2022 N 5 с Гавриным А.В., трудовой договор от 01.04.2022 N 6 с Анисимовым С.В.).
Мотивированных доводов в отношении данных обстоятельств истец не приводит, о фальсификации документов в порядке статьи 161 АПК РФ не заявляет.
Таким образом, представленные в материалы дела приказы свидетельствуют о выполнении предпринимателем условий подпункта 6 пункта 22 Порядка, после получения гранта ответчиком реализованы доступные ему способы привлечения работников для создания постоянных рабочих мест, направленные на достижение установленного соглашением показателя результативности "количество новых постоянных рабочих мест, созданных КФХ, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки", и в отсутствие опровержения Министерством фактических правоотношений главы КФХ с работниками не может являться основанием для возврата гранта.
Кроме того, в качестве основания для возврата субсидии Министерством указано на нарушение предпринимателем подпункта 3 пункта 22 Порядка, выразившееся в нецелевом использовании выделенных в рамках гранта денежных средств (оплате транспортных услуг на сумму 60 000 руб.).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доказательств несения указанных расходов за счет субсидии Министерством в материалы дела не представлено.
Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения денежные средства освоены предпринимателем и использованы в соответствии с целями, определенными условиями соглашения, бизнес-планом "Развитие животноводства молочного направления в Любинском районе".
Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств спора, сделаны без учета выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.09.2022 по делу N А46-2235/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2235/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП МАКЖАНОВ ОЛЖАС КАЛИЖАНОВИЧ, Макжанов Калижан Бекмагамбетович
Третье лицо: Нотариальная палата Омской области, Нотариус Шевченко Сергей Николаевич