город Омск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А46-3293/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котляров Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Коноваловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13290/2022) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2022 по делу N А46-3293/2022 (судья Ярковой С.В.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес: 644043, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хасановой Сумбель Ильсуровне (ИНН 550306928899, ОГРН 319554300027292) о взыскании денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, в размере 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Белянина Маргарита Игоревна по доверенности от 24.01.2022 N 371 сроком действия по 31.01.2023,
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасановой Сумбель Ильсуровны - Дуденко Максим Александрович по доверенности от 10.03.2022 сроком действия 3 года,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хасановой Сумбель Ильсуровны (далее - ответчик, предприниматель, ИП глава КФХ Хасанова С.И.) 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2022 по делу N А46-3293/2022 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Минсельхозпрод Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что ИП главой КФХ Хасановой С.И. нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные подпунктами 5.1, 5.2 пункта 17 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (приложение N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития") государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (далее - Порядок).
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.04.2019 ИП главой КФХ Хасановой С.И. подана заявка на участие в конкурсе для предоставления грантов.
Между Министерством и предпринимателем 20.06.2019 заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам N 30-НФ (далее - соглашение).
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 26.06.2019 на счет ИП главы КФХ Хасановой СИ. N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
Установив в ходе проверки нарушение условий предоставления гранта, предусмотренных подпунктами 5.1, 5.2 пункта 17 Порядка, Министерство направило в адрес предпринимателя уведомление от 15.12.2022 N ИСХ-21/МСХ-8343 о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта в сумме 3 000 000 руб.
Поскольку требования истца оставлены ответчиком без исполнения, Министерство обратилось в суд с соответствующим иском.
03.10.2022 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, установлен Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм (приложение N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития").
Порядком определяется цель предоставления грантов из областного бюджета главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм (далее - грант на развитие фермы) критерии отбора глав КФХ для предоставления грантов на развитие фермы, условия и порядок предоставления грантов на развитие фермы, а также порядок возврата остатков средств гранта на развитие фермы, не использованных в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы (далее - остатки гранта), порядок возврата грантов на развитие фермы в случае нарушения условий их предоставления.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта на поддержку начинающих фермеров.
Согласно подпункту 5.2 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является обеспечение в отчетном году среднемесячного уровня оплаты труда каждого работника, принятого в соответствии с подпунктом 5 пункта 17 Порядка, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Омской области на последний календарный день отчетного года и увеличенного на районный коэффициент в течение 4 лет с года, следующего за годом получения гранта на поддержку начинающих фермеров.
Как указано выше, между ИП главой КФХ Хасановой С.И. и Министерством 20.06.2019 заключено соглашение о предоставлении гранта в размере 3 000 000 руб. на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам.
В обоснование заявленных требований Министерство указало, что работники предпринимателя (Есакова Н.А., Сафралеев Ф.А., Таштимиров Р.Д.) в период с января по октябрь 2021 года отработали от 8 до 12 часов в месяц, при этом согласно справкам о доходах (форма КНД 1175018) указанных лиц заработная плата в 2021 году составила 10 000 руб. При этом планируемый ежегодный фонд оплаты труда согласно плану расходов бизнес-плана составляет 467 000 руб.
Данное обстоятельство в качестве основания возврата субсидии было указано как в уведомлении о возврате от 15.12.2022 N ИСХ-21/МСХ-8343, так и в исковом заявлении.
Между тем суд первой инстанции, учитывая, что с 01.01.2021 Федеральным законом от 29.12.2020 N 473-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в размере 12 792 руб., а также принимая во внимание фактически отработанное время работниками КФХ, установил, что выплаченная заработная плата соответствует минимальному размеру оплаты труда, при этом стороной истца не доказан факт не сохранения ответчиком постоянных рабочих мест.
Указанные выводы суда первой инстанции подателем жалобы не опровергнуты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что постановлением Правительства Омской области от 01.04.2020 N 116-п пункт 5.2 Порядка исключен.
Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.3 соглашения субсидия предоставлена на обеспечение затрат на приобретение: трактора Беларус 82.1 - 1 шт., погрузчика универсального ПКУ-0,8 - 1 шт., вил с тремя иглами для рулонов и Биг-бэгов ПКУ-0,8-16 - 1 шт., ковша 0,8 м3 - 1 шт., пресс-подборщика рулонного ПРФ-145 - 1 шт., телят крупного рогатого скота порода Герефорд (11 телок + 20 бычков) - 31 гол.
При этом обеспечение затрат ответчика по выплате заработной платы работникам за счет средств субсидии не предусмотрено.
Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения денежные средства освоены ИП главой ИП главой КФХ Хасановой С.И. и использованы в соответствии с целями, определенными условиями соглашения.
Факта нецелевого использования субсидии в ходе проверки Министерством не установлено и из материалов дела не усматривается.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10 по делу N А56-43988/2008).
Целью предоставления грантов является софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений Омской области семейных животноводческих ферм, включая: разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм; строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства; комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж; покупку сельскохозяйственных животных (пункт 2 Порядка).
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2022 по делу N А46-3293/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3293/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП ХАСАНОВА СУМБЕЛЬ ИЛЬСУРОВНА
Третье лицо: МИФНС N12 по Омской обл., Отдел адресно-справочной работы УФМС по Омской области