г. Саратов |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А06-9130/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей В.В. Землянниковой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Исаева Руслана Ильясовича на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июля 2022 года по делу N А06-9130/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Исаева Руслана Ильясовича (Республика Дагестан, г. Избербаш, ОГРНИП 304302434200019, ИНН 300800057942)
к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 14; ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933)
третьи лица: администрация муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Чернышевского, д. 6; ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178), Управление по архитектуре, строительству и градостроительству администрации муниципального образования "Город Астрахань" (414000, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Советская, д. 8; ОГРН 1063015048821, ИНН 3015074956),
о признании незаконным распоряжения от 06.08.2021 N р-10-02-1648; об обязании устранить нарушения права путем рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 186,86 кв.м, расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Рыбинская, д. 16А, с кадастровым номером 30:12:02275:1 с видом разрешенного использования под эксплуатацию традиционной автозаправочной станции; о признании отсутствующим обременения земельного участка общей площадью 1 186,86 кв.м с кадастровым номером 30:12:02275:1, расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский район, ул. Рыбинская, д.16А в виде ограничения прав на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Исаев Руслан Ильясович (далее - ИП Исаев Р.И., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) к Управлению муниципального имущества администрации АМО "Город Астрахань" о признании незаконным распоряжения N р-10-02-1648 от 06.08.2021; об обязании устранить нарушения права путем рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 186,86 кв.м, расположенного по адресу: г.Астрахань, Ленинский район, ул.Рыбинская, д.16А КН 30:12:02275:1 с видом разрешенного использования под эксплуатацию традиционной автозаправочной станции в соответствии с требованиями закона и заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 1 186,86 кв.м., расположенного по адресу: г.Астрахань, Ленинский район, ул.Рыбинская, д.16А КН 30:12:02275:1; о признании отсутствующим обременения земельного участка общей площадью 1 186,86 кв.м. с кадастровым номером 30:12:02275:1, расположенного по адресу: г.Астрахань, Ленинский район, ул.Рыбинская, д.16А в виде ограничения прав на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.07.2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Исаев Р.И. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок истребован, изъят из оборота, отнесен к землям общего пользования. Обременение земельного участка отсутствует.
В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в Управление муниципального имущества Администрации МО г. Астрахани обратился ИП Исаев Р.И. с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной собственности) площадью 1186,86 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский р-н, ул. Рыбинская, д. 16А, КН 30:12:022075:1, вид разрешенного использования: для эксплуатации традиционной автозаправочной станции, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ИП Исаеву Р.И. на праве собственности, а именно автозаправочная станция КН 30:12:020759:96.
Распоряжением Управления муниципального имущества Администрации МО г. Астрахани от 06.08.2021 N р-10-02-16-48 ИП Исаеву Р.И. отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1186,86 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский р-н, ул. Рыбинская, д. 16 А кадастровый номер 30:12:022075:1 в соответствии с пп. 6 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 г. N 6622 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах от р. Прямая Балда до ер. Казачий по улицам: Балхашской, Фабричной, Славянской, Латвийской, Запорожской в Ленинском районе г. Астрахани", постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 26.04.2016 года N 2847 "Об утверждении документации по планировке территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В. Комарова в Ленинском районе г.Астрахани", ввиду расположения запрашиваемого земельного участка в землях общего пользования, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, ИП Исаев Р.И. обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Обязанность доказывания нарушения прав лежит на заявителе.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По общим правилам продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ. В частности без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и положений статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
При этом, как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 32-КГ18-8, нормами градостроительного, земельного и гражданского законодательства предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель (территорий) общего пользования.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приватизацией земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Согласно ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Таким образом, красные линии отображаются в документации по планировке территории.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Как следует из материалов дела, Исаеву Р.И. на праве собственности принадлежит автозаправочная станция, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 30:12:022075:1 по адресу: г. Астрахань, Ленинский р-н, ул. Рыбинская, д. 16А.
Право собственности на объект зарегистрировано в ЕГРН 23.04.2019 г., что подтверждается данными регистрации на договоре купли-продажи объекта от 18.04.2019 г.
Согласно соглашению от 18.04.2018 г. права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером 30:12:022075:1 по договору аренды от 30.11.2017 г. перешли к новому арендатору - Исаеву Р.И.
ИП Исаев Р.И. обратился в Управление муниципального имущества Администрации МО г. Астрахани с заявлением о предоставлении в собственность без торгов земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности площадью 1186,86 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский р-н, ул. Рыбинская, д. 16А, КН 30:12:022075:1, вид разрешенного использования: для эксплуатации традиционной автозаправочной станции, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ИП Исаеву Р.И. на праве собственности, а именно автозаправочная станция КН 30:12:020759:96.
Распоряжением Управления муниципального имущества Администрации МО г. Астрахани от 06.08.2021 N р-10-02-16-48 ИП Исаеву Р.И. отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1186,86 кв.м., расположенного по адресу: г. Астрахань, Ленинский р-н, ул. Рыбинская, д. 16 А кадастровый номер 30:12:022075:1 в соответствии с пп. 6 ст. 39.16, пп. 3 п. 5 ст. 39.17, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 г. N 6622 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах от р. Прямая Балда до ер. Казачий по улицам: Балхашской, Фабричной, Славянской, Латвийской, Запорожской в Ленинском районе г. Астрахани", постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 26.04.2016 года N 2847 "Об утверждении документации по планировке территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В. Комарова в Ленинском районе г.Астрахани", ввиду расположения запрашиваемого земельного участка в землях общего пользования, испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении.
Судом установлено, что Генеральным планом развития города Астрахани до 2025 года, утвержденным решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" N 82 от 19.07.2007, с изменениями, утвержденными решениями Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 08.09.2011 N140, от 30.05.2013 N 90, от 16.04.2015 N 35, от 26.10.2017 N 153, от 07.06.2018 N 63, от 26.03.2020 N 29, от 26.05.2022 N 57 предусмотрена реконструкция улиц Рыбинской, Славянской, Латвийской с целью приведения их в соответствие с нормативными требованиями.
Постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6622 утвержден Проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах от р. Прямая Болда до ер. Казачий по улицам: Балхашской, Фабричной, Славянской, Латвийской, Запорожской в Ленинском районе г. Астрахани, (Документация N 1), который разработан для определения границ зоны планируемого размещения водопровода с учетом мероприятий по развитию улично-дорожной сети, обозначенных в Генеральном плане.
Постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.04.2016 N 2847 утверждена документация по планировке территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В.Комарова в Ленинском районе г. Астрахани".
Документацией определены красные линии на перекрестке улиц Славянской, Рыбинской, Фабричной в целях реконструкции улиц Славянской и Рыбинской путем их расширения до шести полос движения с устройством разделительной полосы.
Согласно проекту "Комплексная транспортная схема города Астрахани", утвержденному постановлением мэра города Астрахани от 06.11.2009 N 5514-м, данные улицы имеют классификацию "Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения первого класса". Для данной классификации нормативная ширина в красных линиях составляет 60 метров.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного Кодекса, распоряжением Главы администрации МО "Город Астрахань" от 09.06.2015 г. N 60-р-мо, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по вопросу согласования Документации N 1 проведены публичные слушания в период с 11.06.2015 г. по 10.09.2015 г.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована в информационном бюллетене "Астраханский вестник" от 11.06.2015 г. N 24. Заключение о результатах публичных слушаний по Документации N 1 опубликовано в бюллетене "Астраханский вестник" от 10.09.2015 г. N 38.
Документация N 1 утверждена постановлением администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 г. N 6622.
Позднее была разработана документация N 2 по планировке территорий для строительства линейного объекта по ул.Ереванской, ул.Рыбинской от ул.Яблочкова до ул.Славянской и по ул.Латвийской от ул.Запорожской до ул. Косм. В.Комарова в Ленинском районе г. Астрахани, утвержденная распоряжением Администрации МО "Город Астрахань" от 25.04.2016 г. N 2847.
В соответствии со статьей 46 Градостроительного Кодекса распоряжением Главы администрации МО "Город Астрахань" от 12.02.2016 г. N 27-р-мо, в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по вопросу согласования Документации N 2 были проведены публичные слушания в период с 18.02.2016 г. по 31.03.2016 г.
Информация о проведении публичных слушаний опубликована в информационном бюллетене "Астраханский вестник" от 18.02.2016 г. N 6. Заключение о результатах публичных слушаний по Документации N 2 опубликовано в бюллетене "Астраханский вестник" от 31.03.2016 г. N 12.
Заявитель жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок относится к землям общего пользования.
Из представленных Управлением документов судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 30:12:022075:1 указано об утверждении документации по планировке территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В.Комарова в Ленинском районе г. Астрахани", утв. постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.04.2016 N 2847; указано на проект планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах от р. Прямая Болда до ер. Казачий по улицам: Балхашской, Фабричной, Славянской, Латвийской, Запорожской в Ленинском районе г. Астрахани, утв. постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6622.
В градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 30:12:022075:1 указано, что ГрК РФ установлено, что земли общего пользования обозначаются красными линиями, которые утверждаются в составе документации по планировке территории. Согласно проекту планировки территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В.Комарова в Ленинском районе г. Астрахани", утв. постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.04.2016 N 2847, данный земельный участок расположен за границами красной линии и относится к землям общего пользования.
В примечании к чертежу градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования указано, что установлены красные линии согласно утвержденной документации по планировке территории для строительства линейного объекта по ул. Ереванской, ул. Рыбинской от ул. Яблочкова до ул. Славянской и по ул. Латвийской от ул. Запорожской до ул. Косм. В.Комарова в Ленинском районе г. Астрахани", утв. постановлением Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.04.2016 N 2847; согласно проекту планировки и межевания территории для строительства линейного объекта в границах от р. Прямая Болда до ер. Казачий по улицам: Балхашской, Фабричной, Славянской, Латвийской, Запорожской в Ленинском районе г. Астрахани, утв. постановлением Администрации МО "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6622.
Таким образом, в утвержденном градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 30:12:022075:1 указано, что земельный участок полностью располагается в красных линиях на землях общего пользования
Из представленного Управлением фрагмента карты из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Астраханской области следует, что испрашиваемый земельный участок полностью располагается на землях общего пользования (т.2 л.д. 119).
Предоставленные сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Астрахани являются надлежащим доказательством ограничения спорного участка в обороте.
Таким образом, из представленных Управлением документов, в т.ч. градостроительного плана земельного участка, фрагмента карты из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Астраханской области следует, что испрашиваемый земельный участок полностью располагается на землях общего пользования и подпадает под перспективную проезжую часть.
Доказательств обратного, предпринимателем не представлено.
Постановления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6622, от 25.04.2016 N 2847 в установленном законом порядке заявителем не оспорены, являются действующими.
Представитель предпринимателя ссылается на то, что решение о резервировании земель не принималось, сведения об испрашиваемом земельном участке в документации отсутствуют.
Согласно письму Управления муниципального имущества от 26.05.2021 г., работа по резервированию и изъятию земельных участков с расположенными на нах объектами недвижимости, находящихся в границах проектов планировки территории, утв. постановлениями Администрации МО "Город Астрахань" N 6622 от 01.10.2015, N 2847 от 25.04.2016, не проводилась.
Из пояснений Управления следует, что в составе Документации N 1 обозначены сведения о земельных участках (их частей), подлежащих изъятию для муниципальных нужд. В данном случае обозначаются те земельные участки, сведения о границах которых, имелись в Едином государственном реестре недвижимости на момент подготовки Документации N 1. Поскольку земельный участок по ул. Рыбинская, 16А находится в собственности муниципального образования "Город Астрахань" и не был поставлен на кадастровый учет при подготовке проекта планировки и межевания территории данный земельный участок не указан в перечне земельных участков, подлежащих изъятию.
Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие решения о резервировании земельного участка не отменяет предусмотренный законодательством запрет на приватизацию земельных участков, занятых территорией общего пользования и не является основанием для предоставления указанного земельного участка заявителю в собственность, учитывая, что земельный участок расположен на территории общего пользования, в связи с чем, является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на заявленном праве.
Имеющиеся в материалах дела графические документы позволяют сделать вывод о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования, ограниченной красными линиями, в связи с чем, у Управления имелись законные основания для отказа в предоставлении в собственность указанного земельного участка со ссылками на данное обстоятельство, что согласуется с положениями действующего земельного законодательства, из совокупного анализа которого следует невозможность приватизации земельных участков в составе земель общего пользования. При этом само по себе отсутствие доказательств резервирования участка для муниципальных нужд не исключает возможность использования спорного участка в реализации запланированных целей развития населенного пункта (что обусловлено границами красных линий), исходя из документов территориального планирования.
Градостроительным Кодексом РФ установлен принцип первичности генерального плана перед Правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры развития. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с приватизацией земельных участков, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника объекта недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Реализация Генерального плана развития муниципального образования "Город Астрахань" установлена до 2025 года. Постановления Администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 01.10.2015 N 6622, от 25.04.2016 N 2847 приняты в соответствии с Генеральным планом развития муниципального образования "Город Астрахань" установлена до 2025 года.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу о том, что предоставленные документы являются надлежащими доказательствами ограничения спорного участка в обороте. На момент обращения заявителя за выкупом земельного участка действовал генеральный план Астрахани, нормативно правовые акты, согласно которым, спорный земельный участок располагается в пределах территории общего пользования.
При этом заявитель не лишен возможности оспорить нормативные акты в установленном порядке.
При указанных обстоятельствах, распоряжение N р-10-02-1648 от 06.08.2021 об отказе предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований. В удовлетворении требования о признании отсутствующим обременения земельного участка общей площадью 1 186,86 кв.м. с кадастровым номером 30:12:02275:1, расположенного по адресу: г.Астрахань, Ленинский район, ул.Рыбинская, д.16А в виде ограничения прав на земельный участок, судом отказано правомерно, поскольку материалами дела установлено, что спорный земельный участок ограничен в обороте, в связи с его расположением в пределах территории общего пользования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 июля 2022 года по делу N А06-9130/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Исаеву Руслану Ильясовичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 850 рублей, оплаченную платежным поручением от 01.08.2022 N 698. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9130/2021
Истец: ИП Исаев Руслан Ильясович
Ответчик: Управление муниципального имущества администрации АМО "город Астрахань"
Третье лицо: Администрация МО "Город Астрахань", Управление по архитектуре и градостроительству администрации города АСтрахани