город Омск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А46-23316/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Еникеевой Л.И., Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13345/2022) общества с ограниченной ответственностью "Экостроймонтаж" на решение от 27.09.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-23316/2021 (судья Шмаков Г.В.), по иску акционерного общества "Омскэлектро" (ОГРН 1135543015145) к обществу с ограниченной ответственностью "Экостроймонтаж" (ОГРН 1155543006255), при участии в деле в качестве третьих лиц: Управления Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530), индивидуального предпринимателя Ильина Александра Игоревича (ОГРНИП 315554300091932), департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН 1035507001199), о взыскании 127 330 руб. 80 коп.,
при участии в судебном заседании:
представителя акционерного общества "Омскэлектро" Черкасовой Ю.В. по доверенности от 02.09.2022 N 06-10/165юр сроком действия на один год,
представителей общества с ограниченной ответственностью "Экостроймонтаж" Тимофеева И.В. по доверенности от 20.10.2020 сроком действия на три года, Аксеновой А.В. по доверенности от 25.10.2021 сроком действия на три года,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Экостроймонтаж" (далее - ООО "Экостроймонтаж", ответчик) о взыскании 127 330 руб. 80 коп. неосновательного обогащения по договору от 25.02.2020 N 312-15/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федерального казначейства по Омской области (далее - УФК по Омской области), индивидуальный предприниматель Ильин Александр Игоревич (далее - ИП Ильин А.И.), Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Решением от 27.09.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-23316/2021 от 22.09.2022 исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ответчик в жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что истец ошибочно ссылается на необходимость лицензирования такого вида деятельности как утилизация отходов 5 класса опасности. Ответчик и его субподрядчики могли самостоятельно осуществить утилизацию отходов 5 класса (рециклинг, регенерацию, рекуперацию), путем переработки или повторного использования, в том числе, для личных нужд. По мнению подателя жалобы, АО "Омскэлектро" осознавало, что при производстве работ будет образовываться мусор только 5 класса. Ответчик считает, что предъявление АО "Омскэлектро" к ООО "Экостроймонтаж" возможно только после выплаты АО "Омскэлектро" возмещения вреда потерпевшему, если факт такого вреда имел место. Однако материалы дела не содержат требований УФК по Омской области (или иного лица) к истцу о возмещении вреда, равно как и не содержат доказательств его возмещения. Истцом умалчивается тот факт, что работы по выставленным им самим на конкурсный отбор ЛСР, в которые им же была включена указанная строка работ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу АО "Омскэлектро" просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании апелляционного суда представители ООО "Экостроймонтаж" поддержали требования апелляционной жалобы, представитель АО "Омскэлектро" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд считает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 N 907-865/2019 АО "Омскэлектро" Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат истца на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества. В рамках освоения субсидии АО "Омскэлектро" (заказчик) и ООО "Экостроймонтаж" (подрядчик) заключен договор от 25.02.2020 N 312-15/20 по условиям которого заказчик поручает подрядчику выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и выполнении строительно-монтажных работ на объекте "Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов: ул. Марка Никифорова, д. 3, ул. Химиков, д. 4, ул. Химиков, д. 4Б", обязуется принять и оплатить за счет средств полученных заказчиком по соглашению надлежащим образом выполненные подрядчиком работы в сроки, в порядке и на условиях, оговоренных в настоящем договоре, а подрядчик обязался выполнить порученные заказчиком работы с надлежащим качеством в объеме и сроки, предусмотренные договором. Цена договора включает в себя стоимость работ, расходы по приобретению и транспортировке необходимых материалов и оборудования, налоги, сборы и другие обязательные платежи, оплата всех необходимых заключений органов государственного надзора и эксплуатационных служб и иные расходы, которые подрядчик должен оплачивать в соответствии с исполнением договора.
АО "Омскэлектро" оплатило выполненные работы по платежным поручениям, также имеются уведомления о зачете встречных требований.
По результатам внеплановой выездной проверки АО "Омскэлектро", проведенной УФК по Омской области, составлен акт от 25.12.2020, в соответствии с которым, АО "Омскэлектро" неправомерно произведена подрядчику оплата за не предусмотренные сборниками федеральных единичных расценок работы по договору от 25.02.2020 N 312-15/20 по утилизации строительных отходов на сумму 127 330 руб. 80 коп.
Поскольку требования претензии истца оставлены ответчиком без исполнения, АО "Омскэлектро" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило причиной для подачи ООО "Экостроймонтаж" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой апелляционный суд учел следующее.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании части 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
В соответствии с частью 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно статье 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работы выполнена надлежащим образом и в согласованны срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (часть 1 статьи 720 ГК РФ).
Как следует из части 4 статьи 753 ГК РФ, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно разъяснениям, данным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 Информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - Информационное письмо N 51), основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Апелляционный суд учитывает, что представленные в материалы дела акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 подписаны обеими сторонами без замечаний к качеству, объему, сроку выполненных работ, скреплены печатями организаций.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 2 Информационного письма N 51, подписание акта заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него выполненных работ и желании ими воспользоваться, при таких обстоятельствах понесенные подрядчиком затраты подлежат компенсации.
Вместе с тем подписание актов выполненных работ без возражений и замечаний не препятствует заказчику впоследствии оспаривать качество выполненных работ (пункт 13 Информационного письма N 51).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на выплате ответчику денежных средств за работы, которые фактически не были выполнены ООО "Экостроймонтаж".
На основании статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании части 1 статьи 1102, части 2 статьи 1105 ГК РФ истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
При этом для удовлетворения требований истца о взыскании неосновательного обогащения необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Согласно пункту 8.3.14 договоров подрядчик обязан обеспечить за свой счет уборку строительного мусора на объекте, на котором производятся работы, и прилегающей непосредственно к ним территории на протяжении всего периода выполнения работ, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, производить платежи за загрязнение окружающей природной среды от выбросов, сбросов, размещения отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Заключить договоры на утилизацию отходов строительного производства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В свою очередь, утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Аналогичное определение утилизации содержится в приказе Минприроды России от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации", согласно пункту 2 указанной комплексной стратегии, утилизация отходов - это применение отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, включая: повторное использование, повторное использование по прямому назначению (рециклинг), возврат после соответствующей подготовки в производственный цикл (регенерация), извлечение ценных компонентов для их повторного использования.
Утилизация как деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечения повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий, определена в пункте 5.38 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст).
Из пункта 3.2 "ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов", утвержденного Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст, следует, что строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Таким образом, образование отходов является закономерным и неотъемлемым результатом строительной деятельности по капитальному ремонту многоквартирных домов, что свидетельствует об образовании строительных отходов в период выполнения ответчиком работ по договорам.
Следовательно, указанные условия договора и положения согласованных локально-сметных расчетов ("Услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО "Магнит") возлагают на ответчика обязанность по принятию мер по направлению строительных отходов на повторное применение (например, путем рециклинга, регенерации, рекуперации).
На основании соглашения с Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 17.08.2018 общество с ограниченной ответственностью "Магнит" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Омской области, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Закона N 89-ФЗ и Правил обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Из части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями
Вместе с тем ООО "Экостроймонтаж" каких-либо достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих об исполнении подрядчиком обязанности по принятию мер по направлению строительных отходов на повторное применение, в частности, подтверждающих заключение с региональным оператором договора на утилизацию отходов, в материалы настоящего дела не представлено.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", отходы строительства и ремонта (блок 8) отнесены к 3-5 классам опасности, что предполагает необходимость их разделения, а также лицензирование деятельности по утилизации (3-4 классы) (ГОСТ Р 57678-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов, утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 19.09.2017 N 1163-ст).
Возражая против предъявленных исковых требований, ответчик представил в материалы дела договор на утилизацию строительного мусора 5 класса от 09.01.2020 N 1 с ИП Ильиным А.И., предметом которого является предоставление услуг по утилизации мусора 5 класса.
Приведенные в пояснениях ИП Ильина А.И. отходы могут относиться как к 3-4 классам опасности, так и к 5 классу, следовательно, для осуществления деятельности по их утилизации требуется лицензия. В частности, локальными сметными расчетами предусмотрены работы по отбивке штукатурке с поверхностей: стен и потолков кирпичных, в результате которых могут образовываться отходы штукатурки затвердевшей малоопасные (4 класс опасности), разборка асфальтобетонных покрытий, что, в свою очередь, приводит к появлению лома асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (4 класс опасности). Между тем, лицензией на утилизацию отходов ИП Ильин А.И. не обладает.
В обоснование своей позиции ответчик, кроме того, ссылается на протокол по результатам анализа отходов производства и потребления от 25.03.2020 N 07-04-346, проведенного судебно-экспертным учреждением СФО НАЛ, в соответствии с которым для анализа представлены бой кирпича, лом бетона, песок, стекло, полипропилен, древесина, лом камней, керамика, черный металл, бумага, картон, полиэтилен, цемент кусковой.
Между тем, представленный протокол не имеет привязки к конкретному объекту, работы на котором выполнялись ответчиком. Как верно отмечено судом первой инстанции в производстве Арбитражного суда Омской области имеются дела N N А46-12549/2021, А46-12551/2021 с аналогичным предметом спора, в которых приведенный протокол был представлен в качестве доказательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств фактической утилизации отходов строительства ООО "Экостроймонтаж", суд апелляционной инстанции приходит к выводу об оплате АО "Омскэлектро" ответчику по договорам подряда в сумме больше, чем фактически выполнено работ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает доказанным факт возникновения на стороне ООО "Экостроймонтаж" неосновательного обогащения за невыполненные работы в размере 127 330 руб. 80 коп., что составляет разницу между суммой, перечисленной заказчиком подрядчику, и стоимостью фактически выполненных ответчиком работ.
Обстоятельства исполнения истцом соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 N 907-865/2019, равно как и включение в локальные сметные расчеты к договору от 25.02.2020 N 312-15/20 спорных работ, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку не наделяют подрядчика правом получения и удержания оплаты стоимости работ, которые фактически им не выполнены.
Таким образом, доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, удовлетворив исковые требования АО "Омскэлектро", суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2022 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-23316/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Л. И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-23316/2021
Истец: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: ООО "ЭКОСТРОЙМОНТАЖ"
Третье лицо: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, ИП Ильин Александр Игоревич, МИФНС N12 по Омской области, УМВД по вопросам миграции по Омской области, УФК по Омской обл, ПАО "Сбербанк" Омское отделение N 8634