г. Саратов |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А57-5001/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Емелиной Оксаны Владимировны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2022 года по делу N А57-5001/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Емелиной Оксаны Владимировны (ОГРНИП 318645100073530, ИНН 644306369186),
заинтересованные лица: Администрация Энгельсского муниципального района (ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567, 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, д. 30), филиал публичного акционерного общества "Газпром Газораспределение Саратовская область" в г. Энгельсе (413115, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Смоленская, д. 19 А),
о признании недействительным постановления,
при участии в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Емелиной Оксаны Владимировны - Бурой Н.А., действующей на основании доверенности от 30.06.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Администрации Энгельсского муниципального района - Саловой А.Н., действующей на основании доверенности от 21.06.2022 N 02-02-01/77, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась индивидуальный предприниматель Емелина Оксана Владимировна (далее - ИП Емелина О.В., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Энгельсского муниципального района (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 01.10.2021 N 3610 "О внесении изменений в постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" в части исключения в приложении к постановлению позиции 634, об обязании Администрации Энгельсского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Емелиной О.В. путем включения указанного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Энгельс".
Решением суда первой инстанции от 06 октября 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Емелина О.В. не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 10.11.2022.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 01.10.2021 N 3610 внесены изменения в постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198. В частности, исключена позиция 634 в отношении объекта - павильона по реализации промышленных товаров, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта).
Приложением N 1 к постановлению является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области".
Данный список сформирован путем добавления и исключения в ранее утвержденный список нестационарных объектов.
Уведомлением о необходимости освобождения земельного участка, вынесенным заместителем главы Администрации по экономике и управлению имуществом от 07.10.2021 N 1663/05-01-03 в адрес ИП Емелиной О.А. со ссылкой на постановление от 01.10.2021 N 3610 Администрации Энгельсского муниципального района "О внесении изменений в постановление администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" Предпринимателю сообщено, что место размещения нестационарного торгового объекта по адресу (адресному обозначению): Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта), исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс, и предложено в течение 14 дней осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта.
ИП Емелина О.В., полагая, что постановление Администрации от 01.10.2021 N 3610 в части исключения позиции 634 является незаконным, нарушает ее права и охраняемые законом интересы, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (пункт 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 1 статьи 3 и части 1 статьи 6 Закона N 381-ФЗ отношения в области торговой деятельности регулируются законодательством Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом N381-ФЗ.
Таким образом, законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них НТО, допустив размещение указанных объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании схемы размещения НТО.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района сроком на 5 лет.
06 декабря 2018 ИП Емелиной О.В., по заявлению предпринимателя, выдано разрешение N 658 на размещение нестационарного торгового объекта - павильона для реализации промышленных товаров Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта). Срок его действия определен до 01.06.2020 (т.1, л.д. 56).
В Схеме размещения НТО в редакции, с учетом изменений, утвержденной постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 20.02.2021, указанное место установлено позицией 634.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Решением Энгельсского городского Совета депутатов от 23.06.2020 N 1783/37-02 "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" были приняты меры экономической поддержки, согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства, имеющие разрешение на размещение нестационарного торгового объекта в местах, предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, срок действия которых истек с 20 марта 2020 года, после введения на территории Энгельсского муниципального района режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, имеют право продолжать осуществление деятельности без получения новых разрешений на размещение нестационарного торгового объекта до 01 октября 2021 года (в редакции Решения Энгельсского городского Совета депутатов от 30.06.2021 N 252/52-02).
Поскольку срок действия разрешения на размещение НТО от 06.12.2018 N 658, выданного ИП Емелиной О.В., истек 01.06.2020, она имела право продолжать осуществление деятельности без получения нового разрешения до 01.10.2021.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района от 31.12.2019 N 5890 утвержден Временный порядок включения нестационарных торговых объектов в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района (исключения из нее) (далее - Временный порядок).
Согласно пункту 1.9 Временного порядка выработку рекомендаций по вопросу о включении нестационарных торговых объектов (исключении из нее) осуществляет постоянно действующая комиссия по вопросам потребительского рынка на территории поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района, в соответствии с постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 04.04.2012 N 1906 "О создании комиссии по вопросам потребительского рынка на территории поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района".
Протоколом N 11 от 30.09.2021 заседания комиссия по вопросам потребительского рынка на территории Энгельсского муниципального района в целях устойчивого формировании территории рекомендовано исключить из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района торговый павильон для реализации промышленных товаров Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта). При этом учтено, что срок разрешения истек 30.09.2021, договор на размещение не заключен. Установлено, что объект расположен над подземными коммуникациями.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 01.10.2021 N 3610 внесены изменения в постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198.
В частности, исключена позиция 634 в отношении объекта - павильона по реализации промышленных товаров, расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта).
В письме от 16.11.2021 ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" сообщило в Администрацию, что в отношении торгового объекта по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, 2-й квартал, в районе д. 35, 10 метров от границ НТО до здания магазина "Гроздь", расположенного по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, р.п. Приволжский, ул. Гагарина, д. 33а (остановка общественного пассажирского транспорта) не выдержаны нормативные расстояния до существующих инженерных коммуникаций, а именно: нестационарный объект установлен в трех метрах от газопровода высокого давления, что является нарушением постановления Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны распределительных сетей".
Пункт 1.11 Временного порядка предусматривает возможность исключения нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов в случае установления ограничения использования земельного участка, предусмотренного Схемой размещения нестационарных торговых объектов, препятствующего размещению на нем нестационарного торгового объекта.
ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" указывает, что спорный нестационарный объект находится в месте прохождения газопровода высокого давления, введенного в эксплуатацию в 1975 году.
Довод апелляционной жалобы, изложенный в жалобе, о том, что сам по себе факт нахождения нестационарного объекта в охранных зонах не свидетельствует о правомерности оспариваемого постановления, отклоняется судебной коллегией, поскольку в охраной зоне запрещается: строить объекты гражданского и производственного назначения, устраивать склады и свалки, препятствовать допуску сотрудников эксплуатирующей организации на территорию для технического обслуживания и ремонта газопровода, огораживать и перегораживать охранную зону газопровода и т.д., а также в соответствии с СП 62.13330.2011 "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", приложение В - расстояние от подземных газопроводов до зданий и сооружений без фундамента должно быть за пределами охранной зоны газопровода и из условия безопасного производства работ при строительстве и эксплуатации газопровода.
Ссылка подателя жалобы на акт осмотра территории от 26.09.2022, согласно которому нестационарный торговый объект находится на расстоянии 3,17 м. от оси газопровода высокого давления, не может являться основанием для отмены судебного акта в силу следующего.
Прежде всего, данный акт подписан со стороны Предпринимателя его представителем с замечаниями, согласно которым он оспаривает установление точного расположения газопровода и указывает на замеры несертифицированной рулеткой.
В свою очередь, как следует из материалов дела, ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область", как эксплуатирующая организация, возражает против размещения данного нестационарного объекта, указывает на его нахождение в охранной зоне газопровода (т.1, л.д. 104-111, 118-120).
ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" указывает, что согласно СП 62.13330.2011. Свод правил. "Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002", утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 г. N 780, минимальное расстояние по горизонтали (в свету) при давлении в газопроводе свыше 0,3 до 0,6 Мпа включительно должно составлять 7,0 м.
Довод заявителя о том, что ранее АО "Газпром газораспределение Саратовская область" согласовало размещение объекта, отклоняется судебной коллегией, поскольку представленное согласование имеет оговорку "при условии письменного уведомления на производство работ в охранной зоне газопровода".
Кроме того, дача такого согласования не свидетельствует о незаконности исключения спорного объекта из Схемы с учетом доводов ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" о небезопасной эксплуатации объекта с учетом охранной зоны газопровода высокого давления.
Согласно выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 1915-О правовой позиции, установление охранных зон, которые обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических, тепловых сетей, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, направлены не только на обеспечение сохранности указанных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и, тем самым, на защиту жизни и здоровья граждан.
Судебная коллегия учитывает, что Администрация как орган местного самоуправления, отвечающая за обеспечение устойчивого развития территорий, с учетом поступившей от ПАО "Газпром газораспределение Саратовская область" информации о небезопасной эксплуатации объекта с учетом газопровода высокого давления, а так же того факта, что срок действия разрешения на размещение объекта от 06.12.2018 N 658, выданного ИП Емелиной О.В., истек 01.06.2020 и она имела право продолжать осуществление деятельности без получения нового разрешения до 01.10.2021, с заявлением о получении нового разрешения до 01.10.2021 не обращалась, обоснованно вынесло 01.10.2021 оспариваемое постановление в рассматриваемой части.
Постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 01.10.2021 N 3610 "О внесении изменений в постановление Администрации Энгельсского муниципального района от 15.05.2018 N 2198 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" в части исключения в приложении к постановлению позиции 634 является законным и не нарушает права Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2022 года по делу N А57-5001/2022 оставить без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-5001/2022
Истец: ИП Емелина Оксана Владимировна
Ответчик: Администрация Энгельсского МР Саратовской области, Администрация Энгельсского МР СО
Третье лицо: ПАО " Газпром Газорасрпеделение Саратовская область" филиал в г.Энгельсе, ПАО "Газпром Газораспределение Саратовская область ", ПАО Филиал Газпром Газораспределение СО в Энгельсе, ПАО Филиал Газпром Газорасрпеделение СО в г.Энгельсе