г. Вологда |
|
22 апреля 2024 г. |
Дело N А66-12496/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зреляковой Л.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. по доверенности о т 23.07.2021, Ковалевой И.И. по доверенности от 06.02.2024, от Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери Ковалевой И.И. по доверенности от 26.03.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 февраля 2024 года по делу N А66-12496/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (адрес: 170034, Тверская область, город Тверь, улица Ерофеева, дом 5; ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" (адрес: 170003, город Тверь, шоссе Петербургское, дом 2, кабинет 12; ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179; далее - общество; ООО "Тверская генерация") о возложении на общество обязанности заключить дополнительное соглашение к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери от 01.11.2015 (объекты: нежилое помещение VI по адресу: город Тверь, проспект Чайковского, д. 46а (тепловой узел, инвентарный номер 110102200001480), центральный тепловой пункт по адресу: город Тверь, улица Достоевского, между домами 7 корпус 1 и 7 корпус 2 (инвентарный номер 110102200001481), в следующей редакции (с учетом уточнения требований, приятого судом):
"ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015
г. Тверь "____"_______________
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице начальника департамента Иванова Павла Владимировича, действующего на основании Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Главы Администрации города Твери от 23.01.2007 N 198, распоряжения администрации города Твери от 13.04.2018 N 287-к, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице исполняющего обязанности генерального директора Яковлева Алексея Александровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Дополнить приложение N 2 "Перечень ЦТП и тепловых узлов" к договору аренды муниципального имущества относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015, объектами теплоснабжения, указанными в приложении N 1 к настоящему соглашению.
2. Установить арендную плату за передаваемое в соответствии с пунктом 1 настоящего соглашения имущество с учетом коэффициента социальной значимости 0,7 в размере 2 410 (две тысячи четыреста десять) рублей 37 копеек в месяц без учета НДС, в соответствии с приложением N 2 к настоящему соглашению.
Основание: приказ департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери от 20.11.2020 N 1693/р, отчет независимого оценщика индивидуального предпринимателя Смирнова А.Г. от 04.12.2023 N 435/12-23, решение Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-12496/2023.
3. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с даты передачи имущества по передаточному акту приложение N 3 к настоящему соглашению и является неотъемлемой частью договора аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015.
4. Настоящее соглашение оформлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, хранящихся у Арендодателя (1экз.) и Арендатора (1 экз.).
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери |
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" |
Приложение 1
к дополнительному соглашению от "_"_________ к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери от 01.11.2015 N б/н
Перечень ЦГП и тепловых узлов
Инвентарный номер |
Наименование |
Год выпуска |
Балансовая стоимость, руб. |
Характеристика |
рмс |
Адрес |
110102200001480 |
Нежилое помещение VI |
1997 |
283 640 |
Тепловой узел, общая площадь 33,8 кв.м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию 1997. Материал стен - кирпичные, приблизительные размеры 6,9 м х 4,9 м. В т.ч. оборудование. Кадастровый номер 69:40:0400096:5671. |
84 995 |
город Тверь, проспект Чайковского, дом 46а |
110102200001481 |
Центральный тепловой пункт |
1997 |
126 770 |
Общая площадь 13,5 кв.м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию 1997. Материал стен- кирпичные, приблизительные размеры 3 м х 5 м. В ЦТП установлено следующее оборудование: бойлер 2-х секционный-1шт; вводная гребенка - 1 шт; ГВУ генератор - 1 шт. Кадастровый номер 69:40:0400043:82. |
87 723 |
город Тверь, улица Достоевского, между домами 7 корпус 1 и 7 корпус 2 |
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери |
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" |
Приложение 2
к дополнительному соглашению от "__"____________
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015
Размер арендной платы за имущество
N п/п |
Инвентарный номер |
Наименование |
Арендная плата за объект, рублей в месяц без НДС |
Арендная плата рублей/месяц с учетом коэффициента социальной значимости 0,7, без НДС |
Арендная плата рублей/год с учетом коэффициента социальной значимости 0,7, без НДС |
1 |
110102200001480 |
Нежилое помещение VI |
2 427,95 |
1 699,57 |
20 394,78 |
2 |
110102200001481 |
Центральный тепловой пункт |
1 015,43 |
710,80 |
8 529,61 |
ИТОГО: |
3 443,38 |
2 410,37 |
28 924,39 |
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери |
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" |
Приложение 3
к дополнительному соглашению от "_"____ 2024
к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице начальника департамента Иванова Павла Владимировича, действующего на основании Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 23.01.2007 N 198, распоряжения администрации города Твери от 13.04.2018 N 287-к, с одной стороны и общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице______________, действующего на основании______________________________________, с другой стороны, подписали настоящий акт о нижеследующем:
1. Арендодатель передает, а Арендатор принимает муниципальное имущество, указанное в приложении 1 к дополнительному соглашению от "___ "_____________ к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015.
2. Муниципальное имущество на момент приема-передачи находится в удовлетворительном состоянии.
3. Настоящий акт подтверждает фактическую передачу указанного муниципального имущества Арендодателем Арендатору.
4. Настоящий акт подписан в 2-х экземплярах и является неотъемлемой частью дополнительного соглашения от "_"___ 2024 к договору аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери N б/н от 01.11.2015.
АРЕНДОДАТЕЛЬ Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери |
АРЕНДАТОР Общество с ограниченной ответственностью "Тверская генерация". |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери (далее - департамент ЖКХ), общество с ограниченной ответственностью "ЗАБОТА-Т", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПРЕСТИЖ", товарищество собственников жилья "ЗАТЬМАЧЬЕ".
Решением суда от 14.02.2024 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении его требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права.
Истец и департамент ЖКХ в отзыве на жалобу и их представители в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей департамента и департамент ЖКХ, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, с целью оказания услуг бесперебойного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) в городе Твери 01.11.2015 обществом (арендатор) и департаментом (арендодатель) по согласованию с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства заключен договор аренды имущества, являющегося собственностью города Твери, относящегося к системе коммунального теплоснабжения города Твери (далее - договор).
После прохождения постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, 15.06.2020 зарегистрировано право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества с инвентарным номером 1101022000001480, нежилое помещение VI, 1997 год выпуска, балансовая стоимость 283 640 руб., тепловой узел, общая площадь 33,8 кв. м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию - 1997, материал стен - кирпичные, приблизительные размеры 6,9 м х 4,9 м, в том числе оборудование, кадастровый номер 69:40:0400096:5671, РМС 84 995, адрес: город Тверь, проспект Чайковского, дом 46а; 24.12.2019; на объект недвижимого имущества с инвентарным номером 1101022000001481, центральный тепловой пункт, 1997 год выпуска, балансовая стоимость 126 770 руб., общая площадь 13,5 кв. м, 1-этажное, расчетный год ввода в эксплуатацию 1997, материал стен - кирпичные, приблизительные размеры - 3 м х 5 м. В центральном тепловом пункте установлено следующее оборудование: бойлер 2-х секционный - 1 шт., вводная гребенка - 1 шт., ГВУ генератор - 1 шт., кадастровый номер 69:40:0400043:82, РМС 87 723, адрес: город Тверь, улица Достоевского, между домами 7 корпус 1 и 7 корпус 2 (далее - спорные объекты). Регистрация права муниципальной собственности подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
ООО "Тверская генерация" наделено статусом единой теплоснабжающей организации города Твери в соответствии с постановлением администрации города Твери от 27.12.2013 N 1652 и решением Тверской городской Думы от 27.04.2016 N 101.
Департамент, со ссылкой на пункт 3.3.17 договора, в соответствии с которым арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях настоящего договора объекты теплоснабжения, принятые арендодателем в муниципальную собственность после заключения настоящего договора в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по настоящему договору, просит обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к договору, предусматривающего включение спорных объектов в договор аренды.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные департаментом исковые требования, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 16 Закона от N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация в границах городского округа теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) осуществление полномочий по организации в границах городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Департамент в соответствии с постановлением администрации города Твери от 10.08.2020 N 921 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет бесхозяйных объектов на территории города Твери" осуществляет мероприятия по выявлению объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования город Твери, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, с последующим оформлением права муниципальной собственности на них.
Право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимого имущества приобретено после прохождения постановки объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества на основании решений Центрального районного суда города Твери от 24.06.2019 по делу N 2-1183/2019 и от 22.01.2029 по делу N 2-449/19.
Постановлением администрации города Твери от 14.06.2023 N 367 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения в административных границах муниципального образования городского округа город Тверь до 2028 года по состоянию на 2023 год" общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения "ТЭЦ-1; ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельный цех, котельная "Южная", котельная "ХБК".
Зоны деятельности единой теплоснабжающей организации - общества - включают зону централизованного теплоснабжения, зоны деятельности котельных закрытого акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" и общества с ограниченной ответственностью "Лазурная", а также зоны действия котельных, эксплуатируемых обществом.
Зона действия централизованного теплоснабжения охватывает потребителей, расположенных во всех районах города Твери. Источниками тепловой энергии в выделенной зоне являются ТЭЦ-1, ТЭЦ-4, ВК-1, ВК-2, котельная "Южная", а также ТЭЦ-3 и котельная "Котельный цех". Основными категориями потребителей являются многоквартирные жилые дома, административные строения и объекты социальной инфраструктуры.
Также судом установлено и из материалов дела следует, что спорные объекты, указанные в заявлении, подключены к централизованной системе теплоснабжения, в которой ООО "Тверская генерация" присвоен статус единой теплоснабжающей организации, и являются частью единых сетей инженерно-технического обеспечения теплоснабжения города (письма Департамента жилищно-коммунального хозяйства от 23.10.2020 N 28/2287-ви и Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Твери от 16.10.2020 N 2912948-ви, схема теплоснабжения города Твери до 2028 года).
Посредством вышеуказанных объектов теплоснабжения ООО "Тверская генерация" отапливает и обеспечивает и горячим водоснабжением многоквартирные дома - на проспекте Чайковского - дом 44 (год постройки 1940) и дом 46 (год постройки 1940); на улице Достоевского - дом 7 корпус 1 (год постройки 1994) и дом 11 корпус 1 (год постройки 1995), использует указанные объекты для проведения гидротехнических испытаний теплосетей, что свидетельствует об эксплуатации спорных объектов ответчиком.
Вышеизложенные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексам или добровольно принятым обязательством.
Как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае общество, заключив договор аренды, обязалась принимать во временное владение и пользование на условиях договора объекты теплоснабжения, поступающие в муниципальную собственность после заключения договора, что отражено в пункте 3.3.17 договора.
В силу норм статьи 15 Закона N 190-ФЗ единая теплоснабжающая организация, которой является ответчик, обязана заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, а также договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к тепловой сети, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N 190-ФЗ по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.
Для осуществления деятельности по передаче тепловой энергии, поддержанием тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами и правилами объективно необходимо владение и пользование объектами коммунальной инфраструктуры.
ООО "Тверская генерация" не может осуществлять реализацию своих обязательств по передаче тепловой энергии абонентам (потребителям) иначе, как эксплуатируя спорные объекты.
Целью договора аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения для потребителей в городе Твери от 01.11.2015 является оказание услуг бесперебойного теплоснабжения в городе Твери.
Для достижения указанной цели сторонами избран механизм использования имущественного комплекса, находящегося в муниципальной собственности, путем заключения договора аренды имущества.
Материалы дела не содержат доказательств возможности изолированного использования спорных объектов теплоснабжения в отрыве от технологически связанной системы теплоснабжения города Твери, а, соответственно, и возможность передачи их на торгах в концессию или на ином виде пользования.
Уклонение ответчика от приема в эксплуатацию спорных объектов ведет к неисполнению обязательств теплоснабжающей организации в части обеспечения надежности теплоснабжения потребителей, неисполнению обязательств, принятых на себя ответчиком при заключении договора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" (далее - Постановление N 49), требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. При этом названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора может быть предусмотрена добровольно принятым обязательством.
Суд первой инстанции обоснованно констатировал, что таким добровольно принятым обязательством является пункт 3.3.17 договора, согласно которому арендатор принял на себя обязанность принимать во временное владение и пользование на условиях указанного договора иные объекты теплоснабжения, поступающие в муниципальную собственность после заключения договора.
Спорные объекты отвечают условиям, предусмотренным пунктом 3.3.17 договора, что подателем жалобы не опровергается.
Истцом представлен отчет независимого оценщика Смирнова А.Г. от 04.12.2023 N 335/12-13, на основании которого определен размер арендной платы, указанный в заявлении. Доводов о несогласии с определенным размером арендной платы ответчиком в апелляционной жалобе не заявлено.
Доводы ответчика о нарушении требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в случае заключения предлагаемого дополнительного соглашения являлись предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных департаментом требований.
Имеющиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, на основании статьи 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 февраля 2024 года по делу N А66-12496/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12496/2023
Истец: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами Администрации города Твери
Ответчик: ООО "Тверская генерация"
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, ООО "ЗАБОТА-Т", ООО "УК ПРЕСТИЖ", ООО "Управляющая компания ПРЕСТИЖ", ООО УК "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17", ООО Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное предприятие-17", ТСЖ "Затьмачье"