г. Ессентуки |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А22-1221/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1221/2022, по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Калмыкия" к Управлению Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН: 0814055778, ОГРН: 1020800765094) о признании недействительным пункта 1 представления от 24.03.2022 N05-09-17-08-ДСП2359-ДСП, при участии в судебном заседании представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Калмыкия" Цебековой Л.В. (доверенность от 14.04.2022), представителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Сангаджиевой О.М. (доверенность от 06.09.2022),
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Калмыкия" (далее - ФКУ "Военный комиссариат РК", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (далее - УФК по РК, управление) от 24.03.2022 N 05-09-17-08-ДСП-2359-ДСП.
Решением суда от 24.08.2022 требования учреждения удовлетворены. Суд первой инстанции установил, что выводы управления о нарушении учреждением требований абзаца 5 пункта 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Порядок N 1010) при представлении военнослужащему дополнительной выплаты по результатам службы за 2021 год в размере 20 000,00 руб. (17 400, 00 руб. без учета НДФЛ) на основании приказа учреждения от 01.12.2021 N 1034 "О дополнительной выплате по результатам службы за 2021 год военнослужащим военного комиссариата Республики Калмыкия" являются ошибочными.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по РК подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что учреждение в 2021 году неправомерно выплатило дополнительное материальное стимулирование Чимидову В.Г., который допустил нарушение в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшее ущерб для Вооруженных Сил, что отражено в акте проверки от 01.03.2021.
От ФКУ "Военный комиссариат РК" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФК по РК просил решение суда первой отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат РК" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1221/2022 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия от 14.01.2022 N 7 "О назначении плановой выездной проверки в Федеральном казенном учреждении "Военный комиссариат Республики Калмыкия" в отношении учреждения проведена выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на выплату денежного довольствия военнослужащим территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в бюджетных и автономных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации (идентификатор контрольного мероприятия 2022-ПВ.027.1010-0500.005 за период с 01.01.2017 01.02.2022).
По результатам проведенного контрольного мероприятия в отношении учреждения составлен акт выездной проверки от 16.02.2022 и вынесено представление от 24.03.2022 N 05-09-17-08-ДСП-2359-ДСП.
Как следует из пункта 1 представления от 24.03.2022 в ходе контрольных мероприятий должностными лицами управления выявлено, что в нарушение статьи 70, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Порядка N 1010, учреждением в 2021 году допущено неправомерное использование бюджетных средств на сумму 17 400,00 руб. (без учета НДФЛ), выразившееся в начислении и выплате дополнительного материального стимулирования по результатам службы военнослужащему, который допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил, что отражено в акте ревизии (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Учреждению необходимо обеспечить устранение нарушения, указанного в пункте 1 настоящего представления, а именно: обеспечить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 17 400, 00 руб. по коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации в срок до 29 апреля 2022 года.
Считая пункт 1 указанного представления незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ФКУ "Военный комиссариат РК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач, руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, выводившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка N 1010 дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
В соответствии с абзацем 5 пункта 11 Порядка N 1010 не представляются к дополнительному материальному стимулированию военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Согласно пункту 7 Порядка N 1010 конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Учитывая изложенное, единственным критерием определения конкретного размера дополнительного материального стимулирования, причитающегося работнику, в силу пункта 7 Порядка N 1010 является результат исполнения этим работником должностных обязанностей в периоде, за который работодателем производится такая стимулирующая выплата.
Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) в 2021 году проведена проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в ФКУ "Военный комиссариат Республики Калмыкия" за период с 01.01.2019 по 31.01.2021, по результатам проверки составлен акт проверки от 01.03.2021.
Согласно акту проверки от 01.03.2021 начальник отдела (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) Чимидов В.Г., при временном исполнении обязанностей военного комиссара подписал приказ N 585-к об установлении размера и выплате самому себе дополнительного материального стимулирования за август 2019 года (выплата составила 5 520,00 руб. без учета НДФЛ) и приказ N 584-к об установлении размера и выплате самому себе премии за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за август 2019 года на сумму 3 506 руб.00 коп. Общая сумма неположенной выплаты (переплата) премии составила 8 726 руб. (5 520 руб. + 3 506 руб.).
Работник Чимидов В.Г. в ходе контрольных мероприятий возместил ущерб в размере 8 726 руб., что подтверждается копией чек-ордера от 26.02.2021.
На основании приказа военного комиссара учреждения от 01.12.2021 N 1034 "О дополнительной выплате по результатам службы за 2021 год военнослужащим военного комиссариата Республики Калмыкия" майору Чимидову В.Г., начальнику отдела (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов), произведена дополнительная выплата по результатам службы за 2021 год в размере 20 000,00 руб. (17 400, 00 руб. без учета НДФЛ).
Полагая, что Чимидов В.Г. допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил, управление пришло к выводу, что в нарушение требований абзаца 5 пункта 11 Порядка N 1010 военнослужащему Чимидову В.Г. необоснованно выплачено дополнительное материальное стимулирование в размере 20 000 руб. (17 400, 00 руб. без учета НДФЛ) по результатам службы за 2021 год.
При таких обстоятельствах, по мнению УФК по РК учреждением нарушены положений статей 70, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка N 1010, в связи с чем учреждению необходимо обеспечить возврат в доход федерального бюджета 17 400 руб.
Вместе с тем, управлением не учтено, что выплата дополнительного материального стимулирования производится военнослужащим и лицам гражданского персонала по результатам добросовестного исполнения ими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Чимидов В.Г. допустил нарушение в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил, которое было совершено должностным лицом учреждения в 2019 году, данные нарушения выявлены и отражены в акте проверки от 01.03.2021. При этом, должностное лицо учреждения возместило причиненный ущерб в полном объеме 26.02.2021, т.е. до составления акта проверки от 01.03.2021.
Как следует из материалов дела, дополнительная выплата в размере 20 000 руб. выплачена военнослужащему Чимидову В.Г. по результатам службы за 2021 год.
Управлением не представлено доказательств, что Чимидов В.Г. в 2021 году допустил нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, верно установил, что выводы управления о нарушении учреждением требований абзаца 5 пункта 11 Порядка N 1010 при представлении военнослужащему дополнительной выплаты по результатам службы за 2021 год в размере 20 000,00 руб. (17 400, 00 руб. без учета НДФЛ) на основании приказа военного комиссара Учреждения от 01.12.2021 N 1034 "О дополнительной выплате по результатам службы за 2021 год военнослужащим военного комиссариата Республики Калмыкия" являются ошибочными, в связи с чем посчитал необходимым удовлетворить требования учреждения о признании недействительным пункта 1 предписания от 24.03.2022 N05-09-17- 08-ДСП-2359-ДСП.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Соответственно, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно удовлетворил заявленные требования. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Апелляционный суд полагает необходимым отметить, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах, изложенных в ней доводов, арбитражный апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие заявителя жалобы с соответствующими выводами суда первой инстанции связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1221/2022 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.08.2022 по делу N А22-1221/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1221/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ", ФКУ "Военный комиссариат РК"
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Цебекова Людмила Владимировна