г. Чита |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А19-1365/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.С. Ниникиной, Е.А. Венедиктовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подойницыной М.А., рассмотрел, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДВП" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2022 года по делу N А19-1365/2022 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к обществу с ограниченной ответственностью "ДВП" (ОГРН 1143817000271, ИНН 3817043991) о взыскании 3 081 873 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Алексейцева Т.Г., представитель по доверенности от 03.08.2020;
от ответчика: не было
УСТАНОВИЛ:
Истец, ОАО "РЖД", обратился с иском в суд к ответчику, ООО "ДВП", с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании штрафа за искажение сведений о наименовании груза в транспортной железнодорожной накладной в размере 2 832 680 руб. 00 коп., добора тарифа в размере 245 593 руб. 00 коп., расходов на проведение экспертизы в размере 3 600 руб. 00 коп., а также расходов по уплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 20 сентября 2022 года требования истца удовлетворены частично.
Суд взыскал с ответчика в пользу истца 2 266 144 руб. штрафа, 245 593 руб. добора тарифа, 3 600 руб. расходы на проведение экспертизы, а также 38 409 руб. расходы по уплате государственной пошлины, применив положения ст. 333 ГК РФ.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда являются ошибочными, сделаны без учета фактических обстоятельств и действующего правового регулирования.
Снижение неустойки судом не учитывает, что оставшаяся сумма штрафа остается несоразмерной содеянному нарушению, поскольку имеется возможность большего ее снижения.
Представитель истца в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 08.11.2022.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно пункту 5 статьи 268 АПК РФ и в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя истца, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как установил суд первой инстанции ОАО "РЖД" приняло от ООО "ДВП" по электронным транспортным железнодорожным накладным N ЭВ243050, ЭВ297804, ЭВ240797 вагоны N 829690096, 52688223, 90855727 с грузом "Опилки древесные. Опилки, отходы древесные и скрап, агломерированные в виде гранул", для перевозки по маршруту Усть-Илимск Восточно-Сибирской железной дороги - Выборг (эксп.) Октябрьской железной дороги.
В транспортных железнодорожных накладных N ЭВ243050, ЭВ297804, ЭВ240797 по вагону N 829690096, 52688223, 90855727 указан груз "опилки, отходы древесные и скрап, агломерированные в виде гранул" (код товара 103048).
По результатам проверки истцом установлено, что в вагоне перевезен груз "пеллеты (гранулы) древесные", соответствующий 2 тарифному классу, код товара по ЕТСНГ 111025.
Факт несоответствия наименования груза, указанного в перевозочном документе, фактически перевезенному грузу, занижения стоимости перевозки груза в вагонах N 829690096, 52688223, 90855727 зафиксирован в коммерческих актах N ОКТ2112958/73 от 07.09.2021, N ОКТ2112961/75 от 07.09.2021, N ОКТ2112892 от 07.09.2021 и экспертном заключении, выполненном ООО "Бюро экспертиз" Дзенковского В.Г. N 452-21 от 18.10.2021.
Согласно заключению эксперта N 452-21 от 18.10.2021, исследованная партия товара является брикетами и пеллетами (гранулами) из отходов древесины.
Экспертом ООО "БЮРО ЭКСПЕРТИЗ" определен не только код по ЕТСНГ, но и тарифный класс груза: код ЕТСНГ 111025 "Брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины", тарифный класс груза - 2.
В связи с указанным истцом ответчику начислен штраф за в соответствии с пунктом 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 2 832 680 руб. 00 коп., а так же добор тарифа в размере 245 593 руб. 00 коп.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 784, 785 ГК РФ, ст. 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (далее - СМГС), ЕТСНГ (Единой Тарифно-Статистической Номенклатурой Грузов) и ГНГ (Гармонизированная Номенклатура Грузов), Прейскурантом N 10-01, пришел к выводу о неверном указании ответчиком сведений о наименовании перевозимого груза и его классификации, что привело к искажению сведений в транспортных железнодорожных накладных и, с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, частично удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Оценивая доводы жалобы о том, что невозможно указать код ЕТСНГ 111025 - "брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины" при оформлении транспортных железнодорожных накладных, поскольку соответствие для кода не определялось ГНГ и ЕТСНГ, в связи с чем ответчик правомерно указал в транспортных железнодорожных накладных код по ЕТСНГ 44013100, суд апелляционной отклоняет исходя из следующего.
Для автоматизированного учета и таксировки провозной платы все грузы собраны в две номенклатуры. ЕТСНГ (Единая Тарифно-Статистическая Номенклатура Грузов) и ГНГ (Гармонизированная Номенклатура Грузов).
ЕТСНГ - Код используется для расчета провозной платы по территории дорог ОАО "РЖД". Применяется для внутри-российских перевозок и экспортно/импортных. Код ЕТСНГ - 111025 Брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины, класс груза 2.
ГНГ - Гармонизированная Номенклатура Грузов. Код используется для расчета провозной платы по территории дорог СНГ. Применяется для транзитных и экспортно/импортных перевозок. (Первые четыре знака кода совпадают с ТНВЭД). Гармонизированная номенклатура грузов (далее - ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран - членов ОСЖД, участвующих в СМГС или применяющих положения СМГС. ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной Организации (далее - WCO) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог. Код ГНГ - 44013100 - гранулы древесные, класс груза 2.
Согласно протокола 59 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества были внесены изменения в Единую тарифно-статистическую номенклатуру грузов (ЕТСНГ) и введен код 111025 - брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины.
Поскольку в данном случае необходимо руководствоваться кодами ЕТСНГ и ГНГ то ответчику необходимо было указать код ЕТСНГ 111025, так как товар относится к товарам класса 2 и по ЕТСНГ и по ГНГ.
Кроме того в экспертном заключении N 452-21 от 18.10.2021 сделан вывод о том, что код перевозимого груза по ЕТСНГ - 111025 который соотнесен с кодом ГНГ - 44013100 является товаром класса 2.
То обстоятельство, что в протоколе имеется таблица, в соответствии с которой были дополнены соответствия кодов груза по ЕТСНГ для грузов с кодами ГНГ, соответствия кода ЕТСНГ 111025 не производилось, отклоняется судом апелляционной инстанцией, поскольку код ЕТСНГ 111025 - брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины, указанный в п. 1.2. приложения 16 протокола 59 был дополнительно утвержден.
Одному коду ГНГ могут соответствовать несколько кодов ЕТСНГ, относящихся к разным тарифным классам. Однако, в случае, если груз не может быть отнесен к определенной позиции при выборе кода, грузоотправитель, руководствуясь подпунктом "б" пункта 2.2.2. Прейскуранта N 10-01 должен указать код груза соответствующий высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе.
Доводы жалобы о невозможности указания ответчиком кода ЕТСНГ 111025 - "брикеты и пеллеты (гранулы) из отходов древесины" при оформлении транспортных железнодорожных накладных, поскольку при производстве перевозимых топливных гранул отходы древесины не использовались, а в алфавитном списке ЕТСНГ отсутствует позиция топливные гранулы либо пеллеты, изготовленные без использования отходов древесины, были рассмотрены судом первой инстанцией и им дана надлежащая правовая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции недостаточно снизил размер неустойки при применении ст. 333 Гражданского кодекса РФ, суд апелляционной инстанции отклоняет.
Статьей 333 Гражданского кодекса РФ установлено, что уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды (ч.2)
Ответчик не представил в суд доказательств, что взыскание неустойки в размере определенной судом может привести к получению истцом необоснованной выгоды.
Сам по себе факт того, что ответчик не понес в результате выявленного нарушения убытков, не свидетельствует о том, что при взыскании неустойки им будет получена необоснованная выгода. Более того, при взыскании неустойки, истец не обязан доказывать факта несения им ущерба из-за противоправных действий должника.
Между тем суд первой инстанции при применении положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ принял во внимание, что действия ответчика причинили истцу минимальный ущерб в размере недовнесенной провозной платы.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 16549/12).
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "20" сентября 2022 года по делу N А19-1365/2022 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1365/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ООО "ДВП"