гор. Самара |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А65-27176/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 декабря 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Харламова А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2022 года в зале N 7 апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2022, принятое по делу N А65-27176/2021 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло"
к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора:
- Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
- ООО "Энергоресурс",
- Исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
- Управления градостроительных разрешений города Казани
о признании незаконными решений,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Тихомирова Л.А., представитель (доверенность от 27.12.2021);
от ответчика - Фатихов Р.Р., представитель (доверенность от 20.12.2021);
от третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчику - Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконными решений об отказе в переоформлении лицензии от 10.08.2021 N 290-19016 и от 06.10.2021 N 290-25526, об обязании устранить допущенные нарушения путем принятия исчерпывающих мер по устранению выявленных нарушений, выдаче заявителю результатов государственной услуги в виде решения о переоформлении лицензии по заявлениям ООО "УК "Тепло" о переоформлении лицензии в связи с дополнением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и приложенным к ним документам от 30.06.2021 N 381 (вх. N 290/35725) и от 24.08.2021 N 481 (вх. N 290/47783) либо обязании принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений путем повторного рассмотрения заявление ООО "УК "Тепло" о переоформлении лицензии в связи с дополнением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности и приложенным к ним документам от 30.06.2021 N 381 (вх. N 290/35725) и от 24.08.2021 N 481 (вх. N 290/47783).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО "Энергоресурс", Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Управление градостроительных разрешений города Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2022 Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло" в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло", не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 05.12.2022 на 14 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на отмене судебного акта.
Представитель ответчика не согласился с жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "УК "Тепло" имеет лицензию N ВХ-43-006057 от 08.12.2016 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и II классов опасности. Место осуществления лицензируемого вида деятельности: 420087, РТ, гор. Казань, ул. Родины, д. 4, пом. 20.
В связи с дополнением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, 27.05.2021 заявитель обратился в Приволжское управление Ростехнадзора с заявлением о переоформлении лицензии (вх. N 290/29695).
При рассмотрении указанного заявления и прилагаемых к нему документов Управлением установлены нарушения требований пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 8 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661, о чем Заявителю направлено уведомление от 27.05.2021 N 290-12102.
15.06.2021 Общество повторно обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии. Однако, при рассмотрении данного заявления и прилагаемых к нему документов, Управлением были выявлены нарушения пункта 8 Положения N 1661, в связи с чем уведомлением от 17.06.2021 N 290-13771 Заявителю было предложено устранить допущенные нарушения.
30.06.2021 Общество вновь обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии. Распоряжением от 26.07.2021 N РП-290-1014-о Управлением инициирована внеплановая выездная проверка с целью оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
02.08.2021 Управлением составлен акт проверки N 43-13/11-05/44/83-108, которым установлено, что Общество не соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 5 Положения N 1661. В этой связи Управлением принято решение об отказе в переоформлении лицензии, о чем Заявителю направлено уведомление от 10.08.2021 N 290-19016.
24.08.2021 Общество вновь обратилось в Управление с заявлением о переоформлении лицензии.
Распоряжением от 21.09.2021 N РП-290-1059-о Управлением инициирована внеплановая выездная проверка с целью оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.
В ходе проверки административным органом были установлены следующие обстоятельства.
ООО "УК "Тепло" на основании договоров эксплуатации опасного производственного объекта N УКТ 148/11.19 от 19.11.2019, N УКТ 61/07.19 от 05.08.2019, N УКТ 145/11.19 от 18.11.2019, N УКТ 160/12.19 от 24.12.2019, N УКТ 61/06.20 от 30.06.2020, N УКТ 22/02.21 от 20.02.2021 осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов:
- сеть газопотребления ООО"Спецкаучукремстрой", дата регистрации 17.02.2020, рег. N А43-07123-0052;
- сеть газоснабжения ООО "Агрохимсервис Пестречинского района", дата регистрации 24.03.2020, рег. N А43-07123-0053;
- сеть газоснабжения ООО "УК Удачный", дата регистрации 30.03.2020, рег. N А43-07123-0055;
- сеть газоснабжения ООО "ААМ Групп", дата регистрации 28.07.2020, рег. N А43-07123-0059;
- сеть газоснабжения СНТ "Кактус", дата регистрации 28.07.2020, рег. N А43-07123-0061;
- сеть газопотребления ООО "Энергоресурс", дата регистрации 09.02.2021, рег. N А43-07123-0068.
Как установлено административным органом, на опасном производственном объекте Сеть газопотребления ООО "Энергоресурс" (свидетельство о регистрации - А43-07123-0068, дата регистрации - 09.02.2021) ООО "УК "Тепло" допустило нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "к", "н", "р", "с" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661, а именно:
- не проведена экспертиза промышленной безопасности сооружения на опасном производственном объекте Сеть газопотребления ООО "Энергоресурс", а именно: дымовые трубы с металлической несущей мачтой высотой 40 м, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения, чем нарушены требования части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 N 420 (пункт 5 (к) Положения);
- не верно указан год ввода в эксплуатацию объекта (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 16-RU16301000-180-2017 от 02.10.2017, полученное ООО "Строительная компания "УнистройДом" на построенный объект капитального строительства: "Блочномодульная котельная", расположенный по адресу: РТ, гор. Казань, Советский район, ул.Азата Аббасова, д. 6, корп. 2, выданное Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани), чем нарушены требования части 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 5 (р) (с) Положения).
По результатам проведенной проверки, ответчиком составлен акт проверки N 43-15-83-107-118 от 27.09.2021.
На основании указанного акта Управлением Ростехнадзора принято решение об отказе в переоформлении лицензии от 08.12.2016 N ВХ-43-006057, о чем заявителю направлено уведомление об отказе в переоформлении лицензии от 06.10.2021 исх. N 290-25526.
В качестве основания для отказа административный орган сослался на несоответствие лицензиата, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктами "к", "р", "с" пункта 5 Положения о лицензировании от 12.10.2020 N 1661.
Не согласившись с отказами Управления Ргостехнадзора в переоформлении лицензии от 08.12.2016 N ВХ-43-006057, выраженными в уведомлениях от 10.08.2021 N 290-19016 и от 06.10.2021 N 290-25526, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Закон о промышленной безопасности определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее - ОПО), обязана соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями. Указанное состояние промышленной безопасности достигается в результате принятия мер по неукоснительному исполнению установленных законодательством Российской Федерации обязательных требований, в том числе и требований в области промышленной безопасности.
Согласно требованиям статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности отнесена к лицензируемым видам деятельности. Согласно пункта 2 статьи 6 Закона N 99-ФЗ обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, которое определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - объекты), осуществляемой юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Тепло" имеет лицензию N ВХ-43-006057 от 08.12.2016 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и II классов опасности. Место нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности: 420087, РТ, гор. Казань, ул. Родины, д. 4, пом. 20.
В связи с дополнением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, 27.05.2021 заявитель неоднократно обращался в Приволжское управление Ростехнадзора с заявлениями о переоформлении лицензии.
По результатам рассмотрения заявлений, административным органом принято решение об отказе в переоформлении лицензии от 08.12.2016 N ВХ-43-006057, о чем заявителю направлено уведомление об отказе в переоформлении лицензии от 06.10.2021 исх. N 290-25526.
В качестве основания для отказа административный орган сослался на несоответствие лицензиата, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям, предусмотренным подпунктами "к", "р", "с" пункта 5 Положения о лицензировании от 12.10.2020 N 1661.
В соответствии с подпунктами "к", "р", "с" пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1661, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
- наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (к);
- соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (р);
- эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта (с).
Отказывая в переоформлении лицензии административный орган указал, что в нарушение вышеуказанных положений, заявителем не проведена экспертиза промышленной безопасности сооружения на опасном производственном объекте сеть газопотребления ООО "Энергоресурс", а именно: дымовые трубы с металлической несущей мачтой высотой 40 м, в связи с отсутствием в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения; не верно указан год ввода в эксплуатацию объекта (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 16-RU16301000-180- 2017 от 02.10.2017, полученное ООО "Строительная компания "УнистройДом" на построенный объект капитального строительства: "Блочно-модульная котельная", расположенный по адресу: РТ, гор. Казань, Советский район, ул. Азата Аббасова, д. 6, корп. 2, выданное Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани).
Как установлено административным органом, Заявителем эксплуатируется на основании заключенного между ним и ООО "Энергоресурс" договора эксплуатации опасного производственного объекта N УКТ 22/02.21 от 20.02.2021 зарегистрированный 09.02.2021 опасный производственный объект "сеть газопотребления" ООО "Энергоресурс", свидетельство о регистрации - А43-07123-0068.
Согласно Сведениям, характеризующим ОПО, в состав данного ОПО "Участок сети газопотребления" входят: внутренний газопровод среднего давления от ввода в котельную до газоиспользующего оборудования: Труба стальная, горелки комбинированные (4 шт.), котлы водогрейные (4 шт.) (т. 3 л.д. 51 - 54).
Между тем, согласно пункту 1.1 договора эксплуатации опасного производственного объекта N УКТ 22/02.21 от 20.02.2021 ООО "УК "Тепло" получило во владение и пользование для целей эксплуатации опасный производственный объект "сеть газопотребления" с земельным участком, кадастровый номер 16:16:120602:3738, помещение котельной с кадастровым номером 16:16:120602:3087 (далее в совокупности, именуемые - ОПО).
Объект расположен по адресу: РТ, гор. Казань, ул. Мамадышский тракт, жилой комплекс "Весна". Котельная, кадастровый номер 16:16:120602:3087, является объектом недвижимости - нежилое здание, наименование "Блочно-модульная котельная для нужд ЖК "Весна" и принадлежит на праве собственности ООО "Энергоресурс", что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 3 л.д.55 - 57).
Таким образом, заявитель получил во владение и пользование для целей эксплуатации не только входящие в состав ОПО "Участок сети газопотребления" внутренний газопровод среднего давления от ввода в котельную до газоиспользующего оборудования: Труба стальная, горелки комбинированные (4 шт.), котлы водогрейные (4 шт.), но также и здание котельной с земельным участком.
Согласно Положительного заключения экспертизы проектной документации на объект капитального строительства "Блочно-модульная котельная для нужд ЖК "Весна" от 17.08.2016 N 16-2-1-2-0024-16, в составе данного объекта имеется расположенная вне здания котельной 4-х ствольная дымовая труба на свайном фундаменте диаметром 4 х 630 высотой 40 м от 4-х водогрейных котлов, которая предназначена для отвода газов.
Котельная в целом предназначена для снабжения теплом (отопления) Жилого комплекса "Весна", состоящего из тринадцати многоквартирных жилых домов и являющегося частью населенного пункта город Казань.
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности" (статья 2 Закона).
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: в том числе III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности (пункт 3 статьи 2 Закона).
В соответствии с пунктом 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 N 471 опасными производственными объектами газоснабжения являются "Сеть газопотребления" и "Система теплоснабжения". Опасный производственный объект "Система теплоснабжения" идентифицируется по признаку использования и транспортирования опасного вещества - газа.
В составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы всех технологически связанных газифицированных котельных, теплообеспечивающих организаций муниципального образования. При идентификации указывается граница объекта: территория населенного пункта (части населенного пункта), муниципального образования (нескольких).
При этом, опасный производственный объект "Система теплоснабжения" может состоять из одной газифицированной котельной, снабжающей теплом часть населенного пункта.
На основании изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что эксплуатируемая заявителем котельная "Блочно-модульная котельная для нужд ЖК "Весна" является опасным производственным объектом "Система теплоснабжения" и в силу пункта 2 статьи 2 Закона подлежит регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иное понимание закона позволяло бы не регистрировать газифицированную котельную, снабжающую теплом часть населенного пункта как опасный производственный объект и соответственно не соблюдать в отношении такого объекта требования промышленной безопасности.
Как установлено арбитражным судом, в отношении опасного производственного объекта "Система теплоснабжения" - котельная "Блочно-модульная котельная для нужд ЖК "Весна", неотъемлемой частью которой являются дымовые трубы, экспертиза промышленной безопасности не проведена.
Установив, что заявителем существенно нарушены требования промышленной безопасности, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Общества об отсутствии оснований для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отклоняются арбитражным апелляционным судом.
Согласно подпункту "к" пункта 5 Положения N 1661, одним из требований, предъявляемых к лицензиату, является наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Пунктом 3 статьи 13 Закона N 116-ФЗ установлено, что экспертиза промышленной безопасности проводится в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420.
Согласно пункту 5 Правил N 420, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Здания и сооружения на опасном производственном объекте предназначены для осуществления технологических процессов, характеризующихся получением, хранением, транспортированием и использованием опасных веществ, использованием подъемных сооружений и оборудования, работающего под избыточным давлением, и иными признаками опасности, установленными в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
К таким сооружениям относятся в том числе и дымовые трубы с присоединенными к ним газоходами, отводящие дымовые газы из котельных агрегатов для обеспечения нормального ведения технологического процесса по получению водяного пара или нагрева воды.
В представленном Обществом паспорте на автоматизированную модульную котельную "Универсал" (АМК-У) АМК-У-30ГД технические характеристики, в том числе расчетный срок службы, указаны только для самой котельной, без учета дымовых труб, дефлекторов и газоходов.
Кроме того, в договоре на эксплуатацию опасного производственного объекта от 20.02.2021 N УКТ 22/02.21, заключенного между ООО "Энергоресурс" и ООО "УК "Тепло" (далее - Договор от 20.02.2021 N УКТ 22/02.21), в пункте 1.1 перечислен состав оборудования и сооружений объекта, в числе которых дымовые трубы отсутствуют.
Также дымовые трубы отсутствуют и в акте приема-передачи от 20.02.2021, который является неотъемлемой частью указанного договора.
В Акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, подписанного представителем Общества 16.11.2020, дымовые трубы среди смонтированного оборудования и сооружений также отсутствуют.
В проектной документации на Блочно-модульную котельную для нужд ЖК "Весна" данные о сроке эксплуатации дымовых труб отсутствуют.
Данной проектной документацией предусматривается отдельное устройство фундамента для установки несущей металлической конструкции для крепления элементов сборных дымовых труб (лист 9, Том 4 N 0404-01.01-КР "Конструктивные и объемно-планировочные решения").
Фундамент под дымовые трубы представляет собой железобетонный ростверк на свайном основании с использованием буронабивных свай (лист 10, Том 4 N 0404-01.01-КР "Конструктивные и объемно-планировочные решения").
По периметру котельной и фундамента под несущую конструкцию дымовых труб предусматривается устройство отмостки, перед входами в здание котельной устраивается входная бетонная площадка и пандус. Дымоотведение выполняется от каждого котла через индивидуальную дымовую трубу. Трубы крепятся на специальную несущую конструкцию, которая монтируется на фундаменте (лист 11, Том 4 N 0404-01.01-КР "Конструктивные и объемно-планировочные решения").
Отвод продуктов сгорания топлива от водогрейных котлов осуществляется металлическими надземными газоходами. Дымовые трубы являются продолжением газоходов. Дымовые трубы крепятся к металлической мачте, которая устанавливается на фундаменте (лист 18, Том 5.6 N 0404-01.01-ИОС6 "Система газоснабжения. Внутренние устройства").
Таким образом, дымовые трубы непосредственно участвуют в технологическом процессе опасного производственного объекта "Сеть газопотребления" ООО "Энергоресурс" блочно-модульной котельной для нужд ЖК "Весна", поскольку через них осуществляется отвод опасных веществ - продуктов сгорания топлива и дымовых газов от водогрейных котлов.
В связи с тем, что проектными решениями предусмотрено участие дымовых труб в технологическом процессе опасного производственного объекта, а данные о сроке их эксплуатации отсутствуют в проектной документации, то Обществу необходимо провести их экспертизу в соответствии с пунктом 5 Правил N 420.
Кроме того, исходя из перечисленных выше положений нормативно-технической документации, дымовые трубы являются объектом, отдельно расположенным от самой котельной, так как имеют собственный свайной фундамент.
Указанное обстоятельство свидетельствует о прочной связи с землей, что не позволяет переместить объект без несоразмерного ущерба.
Доводы Общества об отсутствии требований промышленной безопасности к дымовым трубам котельных, которые являлись бы предметом экспертизы промышленной безопасности, отклоняются арбитражным апелляционным судом.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 531 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
Согласно пункту 2 Правил N 531 указанные правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления, а также предназначены для применения при эксплуатации (включая техническое обслуживание, техническое диагностирование, текущий и капитальный ремонт, техническое перевооружение), реконструкции, консервации и ликвидации.
Пунктом 6 Правил N 531 установлено, что организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме соблюдения требований, предусмотренных Законом N 116-ФЗ, должны, в том числе, обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
При отсутствии в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения, организация должна провести их экспертизу в соответствии с пунктом 5 Правил N 420.
Кроме того, о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений указано в пункте 3.2.8 Договора от 20.02.2021 N УКТ 22/02.21.
Таким образом, действующим законодательством в области промышленной безопасности предусмотрены требования о проведении экспертизы зданий и сооружений сетей газораспределения и газопотребления по достижении ими предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией.
В случае отсутствия такого срока в проектной документации, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в соответствии с пунктом 5 Правил N 420, обязана провести их экспертизу.
Доводы о неправомерном применении к Обществу требований подпункта "р" пункта 5 Положения N 1661 отклоняются арбитражным апелляционным судом.
Подпунктом "р" пункта 5 Положения N 1661 установлено лицензионное требование к лицензиату в части соблюдения требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 N 1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, пунктом 4 которого определено, что Ростехнадзор является уполномоченным органом, ответственным за ведение и формирование реестра опасных производственных объектов.
Приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 N 140 утвержден Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Административный регламент N 140).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 20 Административного регламента N 140 для регистрации опасного производственного объекта в Реестре эксплуатирующая организация прилагает к заявлению, в том числе, сведения, характеризующие объект, оформленные согласно приложению N 2 к настоящему регламенту, подписанные руководителем юридического лица и заверенные печатью.
Согласно пункту 5 статьи 2 Закона N 116-ФЗ, руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представленных Обществом сведениях, характеризующих опасный производственный объект "Сеть газопотребления ООО "Энергоресурс" (рег. N А43-07123-0068), представлены недостоверные сведения в части ввода объекта в эксплуатацию, а именно указано, что объект введен в эксплуатацию в 2020 году.
Вместе с тем в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N 16-RU16301000-180-2017 указано, что объект введен в эксплуатацию 02.10.2017.
Кроме того, в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 18.12.2017 в "Сведениях об основных характеристиках объекта недвижимости" указано, что блочно-модульная котельная для нужд ЖК "Весна" введена в эксплуатацию в 2017 году.
Таким образом, Обществом не обеспечено соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, что является нарушением подпункта "р" пункта 5 Положения N 1661.
Ссылка Общества на письмо Ростехнадзора от 26.08.2021 N 14-00-09/2166 является необоснованной.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 4 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Согласно части 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы, в частности:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка;
2) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории;
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения;
г) проект организации строительства объекта капитального строительства;
3) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство объекта капитального строительства;
4) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
29.12.2016 Исполнительным комитетом муниципального образования гор. Казани выдано разрешение на строительство N 16-RU16301000-788-2016.
Проектная документация на блочно-модульную котельную для нужд ЖК "Весна", а также положительное заключение экспертизы от 17.08.2016 N 16-2-1-2-0024-16 относят автоматизированную модульную котельную "Универсал" (АМК-У) АМК-У-30ГД к отдельно стоящему объекту капитального строительства.
02.10.2017 Исполнительным комитетом муниципального образования г. Казани выдано разрешение N 16-RU16301000-180-2017 на ввод блочно-модульной котельной для нужд ЖК "Весна" в эксплуатацию.
Таким образом, учитывая комплектность разрешительной документации, а также принимая во внимание конструктивные и объемно-планировочные решения, отраженные в проектной документации, блочно-модульная котельная отвечает признакам объекта капитального строительства.
Применительно к рассматриваемой ситуации письмо Ростехнадзора от 26.08.2021 N 14-00-09/2166 не может быть учтено, так как не относится к блочно-модульной котельной, а также не конкретизирует какую дату необходимо считать началом эксплуатации опасного производственного объекта - дату выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию или дату подписания акта приемки сети газораспределения и газопотребления приемочной комиссией.
Ссылка Общества на письмо Управления от 25.09.2020 N 290-21325 также не может быть принята во внимание, так как в данном письме речь идет о результатах рассмотрения исполнительно-технической документации по испытанию водогрейных котлов Bosch, а не полностью законченного объекта капитального строительства.
Доводы Общества об отсутствии оснований проверки лицензиата на предмет соответствия подпункту "с" пункта 5 Положения N 1661 также отклоняется арбитражным апелляционным судом.
Подпунктом "с" пункта 5 Положения N 1661 установлено лицензионное требование к лицензиату в части эксплуатации объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта.
Согласно части 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (в редакции, действовавшей в период предоставления государственной услуги), предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
В данном случае состояние зданий, сооружений, технических устройств, равно как и срок их безопасной эксплуатации, определяется посредством проведения экспертизы промышленной безопасности, которая определяет исправность и возможность дальнейшей эксплуатации данных сооружений и технических устройств. Экспертиза проводится в соответствии с утвержденными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (Правила N 420).
Обществом не проведена экспертиза промышленной безопасности на дымовые трубы с металлической несущей мачтой высотой 40 м опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ООО "Энергоресурс" (рег. N А43-07123-0068).
Отсутствие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности свидетельствует о необеспечении безопасной и безаварийной эксплуатации опасного производственного объекта, что представляет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.
Кроме того, при регистрации данного объекта Обществом были представлены недостоверные сведения в части даты ввода объекта в эксплуатацию, что свидетельствует о его неверной идентификации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что опасный производственный объект "Сеть газопотребления ООО "Энергоресурс" (рег. N А43-07123-0068) эксплуатируется в нарушение требований промышленной безопасности, что свидетельствует о несоответствии лицензиата требованиям подпункта "с" пункта 5 Положения N 1661.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемые отказы Управления Ргостехнадзора в переоформлении лицензии от 08.12.2016 N ВХ-43-006057, выраженные в уведомлениях от 10.08.2021 N 290-19016 и от 06.10.2021 N 290-25526 являются законными, не противоречащими нормам действующего законодательства.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.09.2022, принятое по делу N А65-27176/2021, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тепло" (ИНН 1660274539) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 13.10.2022 N 557.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27176/2021
Истец: ООО "Управляющая компания "Тепло", г. Казань
Ответчик: Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, ООО Энергоресурс, Управление градостроительных разрешений города Казани, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору