город Воронеж |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А14-7925/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Капишниковой Т.И.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК Борей" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2022 по делу N А14-7925/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Борей" (ОГРН 1203600033130, ИНН 3662288481) о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439), об обязании внести сведения в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом, указав срок начала управления многоквартирным домом - с 01 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК Борей" (далее - ООО "УК Борей", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ ВО, Инспекция) о признании незаконными действий ГЖИ по внесению сведений в реестр лицензий Воронежской области об управлении ООО "УК Борей" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76, в части указания сроков начала управления многоквартирным домом - с 01 марта 2022 года, и просит обязать ГЖИ ВО внести сведения в реестр лицензий Воронежской области об управлении многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76, ООО "УК Борей", указав срок начала управления многоквартирным домом - с 01 августа 2021 года.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УК Борей" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Считает, что ГЖИ неверно в реестре лицензий указало начало периода управления ООО "УК Борей" многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76 с даты "с 01 марта 2022 года".
Представители лиц, участвующих в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о расторжении договора управления с ООО "РЭК Центральный", выборе управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключении с последним договора управления (протокол N 1 от 24.05.2021).
24.05.2021был заключен договор управления с новой управляющей организацией - ООО "УК Борей".
26.05.2021 ООО "УК Борей" обратилось в ГЖИ ВО с заявлением о включении сведений об указанном многоквартирном доме в реестр лицензий Воронежской области.
Поводом для обращения ООО "УК Борей" в ГЖИ ВО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, явилось принятие собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76, решения о расторжении в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом, заключенного с действующей управляющей компанией (ООО "РЭК Центральный") и об избрании в качестве управляющей компании и заключении договора управления с ООО "УК Борей".
21.07.2021 на основании заключения Инспекции N 69-05-19/542 по результатам рассмотрения заявления ООО "УК Борей" принято решение N 69-05-20/582 о включении с 01.08.2021 в реестр лицензий Воронежской области сведений о прекращении ООО "РЭК Центральный" управления указанным многоквартирным домом и управлении домом ООО "УК Борей"; о внесении изменений 01.08.2021.
Законность решения Инспекции о внесении изменений в реестр лицензий от 21.07.2021 N 69-05-20/582 оспаривалась в рамках дела N А14-12058/2021.
Судом 30.07.2021 по заявлению ООО "РЭК Центральный" были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения ГЖИ ВО N 69-05-20/582 от 21.07.2021 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2021 по делу N А14-12058/2021, оставленным без изменения Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 в удовлетворении заявления ООО "РЭК Центральный" о признании незаконными решения ГЖИ Воронежской области от 21.07.2021 N N 69-05- 20/582 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области было отказано.
Решение общего собрания собственников о расторжении договора управления с прежней управляющей компанией и о выборе иной - не оспаривалось.
По результатам рассмотрения заявления ООО "УК Борей" Инспекцией 21.07.2021 принято решение N 69-05-20/582 о включении с 01.08.2021 в реестр лицензий Воронежской области сведений о прекращении ООО "РЭК Центральный" управления указанным многоквартирным домом и управлении домом ООО "УК Борей".
ООО "РЭК Центральный", не согласившись с решением ГЖИ ВО от 21.07.2021 N 69-05-20/582, оспорило его в судебном порядке.
При рассмотрении данного заявления (дело N А14-12058/2021) судом 30.07.2021 по заявлению ООО "РЭК Центральный" были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения ГЖИ ВО N 69-05-20/582 от 21.07.2021 до вступления в законную силу судебного акта, принятого по существу заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2021 по делу N А14-12058/2021 в удовлетворении заявления ООО "РЭК Центральный" отказано, принятая обеспечительная мера подлежала отмене после вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022 решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.09.2021 по делу N А14-12058/2021 оставлено без изменения.
Соответственно, обеспечительная мера в виде приостановления действия решения ГЖИ ВО от 21.07.2021 N 69-05-20/582, принятая определением от 30.07.2021, была отменена 09.02.2022.
ГЖИ ВО внесены сведения в Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства о начале управления с 01.03.2022 многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76 ООО "УК Борей".
Полагая, что дата начала управления домом не с 01.03.2022, а с 01.08.2021 (как указано в решении N 69-05-20/582 от 21.07.2021), ООО "УК Борей" обратилось с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями по настоящему делу, ООО "УК Борей" утверждает, что ГЖИ неверно в реестре лицензий указало дату начала ее управления многоквартирным домом по адресу г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 76 с 01.03.2022 (после отмены обеспечительной меры, принятой определением от 30.07.2021 в рамках дела А14-12058/2021), а не с 01.08.2021 (как указано в решении ГЖИ от 21.07.2021 N N 69-05- 20/582).
Суд указал, что Инспекцией правомерно внесены соответствующие изменения с указанием полномочий по управлению с 01 марта 2022 года.
Инспекция, и согласившийся с ней суд первой инстанции, исходили из того, что заявитель не мог приступить к управлению ранее, чем была отменена обеспечительная мера по спору, инициированному прежней управляющей компанией и внесены изменения в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УК Борей".
Однако, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один из трех способов управления жилым домом: непосредственное управление, управление товариществом собственников жилья или специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Основанием для заключения договора управления многоквартирным домом является решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в ходе которого принимается решение о выборе способа управления (п. 4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обязательства у управляющей компании возникают из договора управления многоквартирным домом, который заключается с каждым из собственников помещений (статья 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ, позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
"Таким образом, из совокупности указанных норм, следует, что решение общего собрания собственников помещений с момента заключения договора управления принятия влечет возникновение соответствующих жилищных и гражданских прав и обязанностей для всех собственников помещений в многоквартирном доме, при этом собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время изменить способ управления домом путем проведения общего собрания.
Выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, не означает, что домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ)".
Данная позиция подтверждается выводами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Президиума N 7677/11 от 21.11.2011.
Право одностороннего отказа от исполнения договора возмездного оказания услуг регламентировано пунктом 1 статьи 782 ГК РФ.
Поэтому односторонний отказ домовладельцев от исполнения договора с управляющей компанией (расторжение договора) ни ЖК РФ, ни ГК РФ не противоречит.
Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о расторжении договора управления с ООО "РЭК Центральный", выборе управляющей организацией ООО "УК Борей" и заключении с последним договора управления (протокол N 1 от 24.05.2021).
В установленном гражданским законодательством порядке договор был расторгнут путем направления соответствующего уведомления прежней управляющей компании.
24.05.2021 был заключен договор управления с новой управляющей организацией - ООО "УК Борей".
Таким образом, из этого договора права и обязанности по содержанию и техническому обслуживанию недвижимого имущества в многоквартирном доме возникли у ООО "УК Борей", у жильцов возникла обязанность по оплате предоставляемых услуг.
Заключение договора управления многоквартирным домом с новой управляющей компанией и уведомление о расторжении договора с прежней управляющей организацией АО "УК Ленинского района", прекратило ее права и обязанности, связанные с управлением МКД.
С даты получения такого уведомления договор управления с ней расторгнут, обязательства сторон прекращены. Организация в течение трех рабочих дней со дня расторжения договора обязана разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ.
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 1 мая 2015 информация, указанная в статье 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.dom.gosuslugi.ru).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона о государственной информационной системе в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг.
В статье 198 ЖК РФ определен порядок размещения лицензиатом сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 названного Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Неисполнение этой обязанности с указанной даты, является нарушением лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 196 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства представляет собой единую федеральную централизованную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Одним из принципов создания, эксплуатации и модернизации ГИС ЖКХ является ее полнота, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе (пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства").
"По смыслу изложенных норм, содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему". (Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N АКПИ17-704 "О признании частично не действующим подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр").
Согласно ст. 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" основанием для внесения соответствующей записи в реестр лицензий является решение, принятое лицензирующим органом в установленном настоящим Федеральным законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Указанное решение подписывается уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации исключительно на основании решения органа государственного жилищного надзора.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Порядка в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, право управления спорным многоквартирным домом не обусловлено исключительно внесением изменений в реестр лицензий, поскольку волеизъявление собственников на изменение способа управления многоквартирным домом, либо изменение управляющей компании носит в таком случае приоритетный характер.
Несвоевременное исполнение обязанности по размещению сведений об изменении перечня находящихся в управлении МКД в ГИС ЖКХ, а также по направлению таких сведений в орган государственного жилищного надзора, не может освобождать управляющую организацию и собственников помещений МКД от взаимных прав и обязанностей по договору управления, а является нарушением лицензионных требований, но никак не подтверждает отсутствие права на управление многоквартирным домом".
Вместе с тем, управляющая организация вправе управлять многоквартирным домом при наличии совокупности трех условий, закрепленных в жилищном законодательстве: при условии заключения договора управления домом, выполнения требований о размещении на официальном сайте соответствующих сведений и внесении уполномоченным органом изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат. Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом без включения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации является нарушением лицензионных требований.
Постановление Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 66-АД20-7.
"Определение лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, не находится в причинно-следственной связи с моментом внесения органом государственного жилищного надзора в реестр лицензий сведений о лице, уполномоченном в определенный период времени осуществлять управление конкретным многоквартирным домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации, как и нормы приведенного федерального закона, не устанавливают обязательных судебных процедур признания или подтверждения права на управление многоквартирным домом, возникшего у лицензиата в установленном законом порядке, например, в случаях принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления, и последующего заключения договора управления многоквартирным домом.
Реализация любым заинтересованным лицом права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации, сама по себе не означает недействительность таких решений, договоров, пока в порядке соответствующего судопроизводства подобное обстоятельство не будет установлено вступившим в законную силу решением суда".(Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N АКПИ17-704 "О признании частично не действующим подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр".
Положения части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 31.12.2017, обязывали управляющую организацию приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 N 485-ФЗ указанная норма изложена в иной редакции, согласно которой управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Такое решение было принято Инспекцией в отношении заявителя.
Проверка достоверности документов была проведена.
Дата изменения перечней домов прежней и новой управляющих компаний определена в Решении в соответствии с Порядком.
Запись в реестр лицензий вносится в день принятия решения.(часть 5 статьи 21 Закона N 99-ФЗ "Закона о лицензировании отдельных видов деятельности".
Непрекращение лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения (Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (ред. от 05.02.2022) }
В действующей редакции части 7 статьи 162 ЖК, по сути сокращен срок с 30 дней до срока рассмотрения ГЖИ заявления о внесении изменений в реестр лицензий, который установлен не более 10 дней. Таким образом, приведенные нормы в совокупности направлены на обеспечение непрерывности управления, увязали принцип свободы договора и публично-правовые обязанности, направленые на обеспечение добросовестной конкуренции, не изменяя оснований возникновения и прекращения прав и обязанностей сторон договора Управления.
Между тем, срок исполнения обязанности по передаче технической документации новой управляющей компании исчисляется с даты внесения изменений в Реестр лицензий.
Общество надлежащим образом подтвердило расторжение договора управления с прежней управляющей компанией, представила договор управления и все иные необходимые документы, признаков ничтожности договора управления с ней установлено не было, что подтверждено вступившим в силу судебным актом.
Как разъяснено в п. 35, 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
При выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом (части 4, 6.1, 7 статьи 155, части 1, 1.1 и 7 статьи 162 ЖК РФ). Надлежащим исполнением обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг считается внесение платы предыдущей управляющей организации, если наниматель (собственник), действуя добросовестно при внесении платы, не обладал информацией о выборе новой управляющей организации (части 3 - 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, статья 10 и пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
В таком случае вновь выбранная управляющая организация имеет право требовать взыскания с предыдущей управляющей организации уплаченных нанимателем (собственником) денежных средств по правилам, установленным главой 60 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.10.2017 N Ф10-4475/2017 по делу N А68-11364/2016).
Исходя из совокупного анализа вышеприведенных правовых норм и разъяснений ВС РФ применительно к случаю смены собственниками управляющей компании и приостановления судом исполнения решения ГЖИ о внесении изменений в Реестр лицензий, признанного впоследствии законным, следует:
право управления, как и соответствующие обязательства возникают из договора и прекращаются в порядке, установленном гражданским законодательством;
размещение сведений об управляющих компаниях, о заключении, прекращении, расторжении договоров управления и перечне домов относится к лицензионным требованиям, внесение изменений в Реестр лицензий субъекта - действие по актуализации, обновлению соответствующей информационной системы ЖКХ;
обязанность по обращению с заявлением об изменении перечня домов в Реестре лицензий возникает только у лица, у которого возникли права по управлению конкретным МКД, то есть, по заключении договора управления;
реестр лицензий должен соответствовать волеизъявлению собственников, выраженному и оформленному в соответствии с Законом, проверка его соблюдения и юридической силы решения собственников возложена на ГЖИ;
решение собственников и договор управления является основанием для управления МКД и обращения с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий субъекта, пока решение не будет признано недействительным в судебном порядке;
дата возникновения права управления не обусловлена датой внесения изменений в Реестре лицензий. Эти даты могут не совпадать.
Из содержания части 1 статьи 91 и части 3 статьи 199 АПК РФ приостановление действия оспариваемого акта, решения является обеспечительной мерой.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" приостановление акта, решения государственного или иного органа, должностного лица не влечет их недействительности.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 30.07.2021 было приостановлено исполнение решения ГЖИ о внесении спорного МКД в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УК Борей" с 01.08.2021 года. В связи с чем, действия по внесению таких изменений, правомерно не совершались до отмены обеспечительной меры.
В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда. ст. 198, "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
Однако, обеспечительная мера не приостанавливала решение общего собрания собственников многоквартирного дома, решение общего собрания предметом спора не являлось.
С момента отмены обеспечительной меры решение ГЖИ ВО N 69-05-20/582 от 21.07.2021 подлежало исполнению. Поскольку указанное решение было признано судом законным полностью, то можно сделать вывод, что дом переходил в управление заявителя с 01.08.2021, как указано в пункте 3 решения ГЖИ. Указанная дата была определена как дата изменений в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Порядка N938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Обеспечительная мера отсрочила действия ГЖИ по внесению изменений, но не дату начала периода управления, в связи с чем, указание в реестре датой начала периода управления дату отмены обеспечительной меры при установленных обстоятельствах - неправомерно, не отвечает принципу достоверности, не соответствует фактическим обстоятельствам и результату рассмотрения дела об оспаривании решения ГЖИ.
Недостоверные сведения реестра лицензий о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, могут повлечь нарушение прав как управляющей организации, прекратившей управление многоквартирным домом (домами), так и вновь выбранной в установленном законом порядке управляющей организации, с которой заключен договор управления, а также собственников помещений многоквартирного дома, осуществляющих оплату соответствующих услуг и выполняемых работ (Решение Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N АКПИ17-704 "О признании частично не действующим подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утв. Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр".
Оспариваемыми действиями нарушены права заявителя, поскольку право управления возникло значительно ранее, чем указано в Реестре.
Довод о том, что до рассмотрения дела об оспаривании Решении ГЖИ прежняя управляющая компания обязана обеспечивать непрерывность управления, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания несостоятелен во-первых потому, что договор с ней был расторгнут без нарушений, а следовательно, обязательства подлежали прекращению с даты, указанной в решении ГЖИ.
Во-вторых, "исходя из системного толкования приведенных норм, положения части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие в том числе меры, направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию многоквартирных домов, распространяются на лицензиатов, в отношении которых органом государственного жилищного надзора принято решение об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2021 N 303-ЭС20-23313 по делу N А51-21536/2019.
Таких оснований и обстоятельств в рассматриваемом случае не усматривается. Прекращение полномочий по управлению прежней управляющей компании не связано ни с принятием Инспекцией решения о прекращении деятельности по управлению многоквартирными домами, ни с банкротством Общества.
В данном случае решение общего собрания одновременно предусматривает и расторжение договора управления, и заключение нового. Данное решение фактически реализовано уведомлением о расторжении старого договора и заключением нового договора управления с ООО "Борей". Тем самым и обеспечена непрерывность управления многоквартирным домом, и никаких обязанностей, кроме как по передаче технической документации, инвентаря, ключей, по размещению сведений о расторжении договора на управляющую компанию, от услуг которой отказались собственники помещений в МКД, закон не возлагает.
ООО "УК Борей" фактически приступило к управлению добросовестно, во исполнение сложившихся гражданских правоотношений, в интересах собственников помещений спорного многоквартирного дома и во исполнение их воли, с соблюдением лицензионных требований об обращении с заявлением о внесении изменений в Реестр, при наличии решения ГЖИ о внесении изменений в Реестр лицензий.
01 августа 2021 между ООО "УК Борей" (Заказчик) и ООО Управляющая компания "Высота" (Подрядчик) был заключен договор по комплексному содержанию многоквартирного дома. По условиям договора Подрядчик по заданию Заказчика принял на себя обязательство по выполнению работ и оказанию услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту общедомового имущества в соответствии с перечнем, определенным договором, содержанию (уборке) общедомового имущества многоквартирных домов, которые находятся в управлении Заказчика, в том числе в отношении многоквартирного дома N 76 по ул. Карла Маркса г. Воронежа (пункты 1.1, 1.3, 1.5 договора, приложения N1 и N3 к договору).
ООО УК "Высота" за период с 01 августа 2021 по 28 февраля 2022 в отношении многоквартирного дома N 76 по ул. Карла Маркса работы и услуги были выполнены в полном объеме, что подтверждается актами N 3 от 31.08.2021, N 7 от 30.09.2021, N13 от 31.10.2021, N20 от 30.11.2021, N28 от 31.12.2021, N2 от 31.01.2022.
Указание "01 марта 2022 года" в качестве начала периода управления многоквартирным домом) не соответствует ни нормам гражданского законодательства о возникновении прекращении обязательств сторон договора, ни отсылающим к ним, нормам жилищного законодательства, ни Порядку, вводит в заблуждение собственников многоквартирного дома и иных третьих лиц, относительно организации, которая осуществляет управление и периода правомерного управления, когда надлежащим исполнением обязанности по оплате услуг, является внесение платы новой управляющей компании.
Решение общего собрания сохраняет силу, оно не оспорено в судебном порядке, поэтому факт оспаривания Решения ГЖИ о внесении изменений в Реестр и запрет его исполнения до рассмотрения указанного спора, полномочия прежней управляющей компании не продлевает, исходя из результатов рассмотрения указанного спора.
Поскольку Инспекцией было принято решение о внесении изменений в Реестр лицензий по спорному дому, заявление ООО "Борей" было удовлетворено, то запись в реестр должна быть внесена в тот же день в силу положений статьи 21 Закона N 99-ФЗ с указанием начала периода управления, указанного в Решении, определенного в соответствии с Порядком, на что обоснованно рассчитывали собственники МКД и ООО "УК Борей", фактически приступившая к управлению.
Неверное применение и толкование норм права приводит к злоупотреблению правами со стороны лиц, от услуг которых по управлению МКД отказались собственники, влечет обращения в суд с необоснованными требованиями, нарушает принципы приоритета воли собственников помещений МКД, правовой определенности, достоверности сведений, размещаемых в системе ЖКХ и по сути не способствует созданию условий для управления, целям обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания.
Рассматриваемая ситуация при наличии надлежащего решения общего собрания и решения ГЖИ о внесении изменений породила одновременное выставление счетов обеими управляющими компаниями длительное время, незаконное (после расторжения договора с ней) получение платы прежней управляющей компанией, неоплату жильцами услуг новой избранной ими управляющей компании, возникновение иных споров.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, усматривается совокупность условий для удовлетворения заявленных требований Общества.
Следовательно, решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2022 подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Государственную жилищную инспекцию Воронежской области указать в реестре лицензий Воронежской области начало периода управления обществом с ограниченной ответственностью "УК Борей" многоквартирным домом N 76 по ул. Карла Маркса г. Воронежа с даты "с 01 августа 2021 года", поскольку в договоре не предусмотрено иное.
Согласно п. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
ООО "УК Борей" в первой инстанции за рассмотрение заявления уплатил 3000 рублей госпошлины по платежному поручению от 05.05.2022 N 332.
За рассмотрение апелляционной жалобы ООО "УК Борей" уплатило госпошлину 1500 руб. по платежному поручению от 11.10.2022 N 682.
По результатам рассмотрения дела с Государственной жилищной инспекции Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Борей" подлежит взысканию 4500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.08.2022 по делу N А14-7925/2022 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственной жилищной инспекции Воронежской области по указанию в реестре лицензий Воронежской области начала периода управления обществом с ограниченной ответственностью "УК Борей" многоквартирным домом N 76 по ул. Карла Маркса г. Воронежа с даты "01 марта 2022 года".
Обязать Государственную жилищную инспекцию Воронежской области указать в реестре лицензий Воронежской области начало периода управления обществом с ограниченной ответственностью "УК Борей" многоквартирным домом N 76 по ул. Карла Маркса г. Воронежа с даты "01 августа 2021 года".
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "УК Борей" 4500 руб. государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы Общества.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7925/2022
Истец: ООО "УК БОРЕЙ"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области