город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2022 г. |
дело N А32-20320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Воробьевой Е.Ю. по доверенности от 10.01.2022,
от АО "АТЭК": Гришиной В.С. по доверенности от 01.09.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.10.2022 по делу N А32-20320/2021
по заявлению акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания"
(ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420)
к региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - АО "АТЭК", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 13.04.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.05.2022 судебные акты по делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Суд кассационной инстанции указал, что суды не учли, что пункт 1 предписания от 30.11.2020 не конкретизирован, не содержит указание на то, какие именно законы Российской Федерации надлежит прекратить нарушать обществу. Предписав обеспечить выполнение мероприятий инвестиционной программы (пункт 2 предписания от 30.11.2020), департамент установил срок исполнения - до 15.03.2021, в то время как инвестиционная программа подлежит реализации до 2023 года. Признав общество не исполнившим пункт 3 предписания от 30.11.2020, департамент не указал, что именно подразумевается под необходимостью обеспечения обществом выполнения "только предусмотренных инвестиционной программой мероприятий". Пункты 1, 2, 3 предписания от 30.11.2020 содержат формулировки общего характера, не установлено, какие именно меры, предусмотренные пунктом 4 указанного предписания, департамент предписал принять обществу в целях устранения выявленных нарушений (и каких именно). Суды не оценили доводы общества о том, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено не в связи с невыполнением инвестиционной программы в отопительный период, а за неисполнение предписания в срок с 30.11.2021 по 15.03.2021, когда общество в силу объективных причин не может производить какие-либо работы на теплотрассах, в котельных и т. д.; отопительный период 2020 - 2021 годов завершен 20.04.2021, однако в предписании от 30.11.2020 срок его исполнения департамент установил до 15.03.2021 и не учел при этом специфику беспрерывной работы объектов теплоэнергетики в отопительный период. Решением департамента из НВВ 2019 года исключены денежные средства, не израсходованные на реализацию мероприятий инвестиционных программ прошлых периодов, в то время как для финансирования мероприятий по исполнению инвестиционной программы заложенные в тариф денежные средства сначала должны быть оплачены потребителями, однако в связи с неудовлетворительной платежной дисциплиной потребителей образовалась дебиторская задолженность. Для возможности реализации таких мероприятий должны быть поданы заявки на подключение перспективными потребителями, однако такие заявки не поданы. Таким образом, источники финансирования инвестиционной программы сформированы не в полном объеме, что исключает возможность исполнения предписания от 30.11.2020 в срок до 15.03.2021.
Принятым по результатам нового рассмотрения решением суда первой инстанции от 24.10.2022 признано незаконным и отменено постановление региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13.04.2021 о привлечении к административной ответственности АО "АТЭК" в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что предписание от 30.11.2020 обществом не обжаловалось, наоборот, во исполнение указанного предписания им письмом от 18.03.2021 представлены документы на 148 листах, что свидетельствует о понимании обществом требований не только действующего законодательства, но и понимания самого предписания от 30.11.2020. Департамент не принял представленные документы, поскольку они не подтверждали принятие обществом мер в целях выполнения мероприятий инвестиционной программы 2019 года. Общество, являясь разработчиком инвестиционной программы, зная перечень мероприятий по годам, предоставив в рамках исполнения предписания от 30.11.2020 документы и при этом судебных заседаниях настаивая на том, что департамент не указал какие конкретно действия необходимо выполнить обществу, злоупотребляет правом. В преамбуле предписания от 30.11.2020 перечислены законы Российской Федерации, соблюдение которых обществом могло быть достигнуто при надлежащем и своевременном исполнении мероприятий инвестиционной программы. В инвестиционную программу включаются только те мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов. Мероприятия инвестиционной программы должны выполняться в соответствии с утвержденным графиком и планом финансирования на каждый год, для каждого года инвестиционной программы свой перечень мероприятий и свой финансовый план. Согласно приказу департамента от 09.10.2020 N 31/2020-км проверка исполнения инвестиционной программы проводилась на основании документов за 2019 год. В акте проверки от 30.11.2020 N 31/2020-км указано, какие мероприятия не выполнило общество в 2019 году. Таким образом, из материалов дела, а также оспариваемого постановления о назначении административного наказания от 13.04.2021 следует, что проводилась проверка исполнения инвестиционной программы за 2019 год. Вывод о несоответствии пункта 2 предписания сделан без учета того обстоятельства, что общество не выполнило мероприятия инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования г. Краснодар на период 2019 - 2023 годы, утвержденные в соответствии с графиком выполнения и планом финансирования в 2019 году. Департамент установил, что в 2019 году общество самостоятельно изменило финансовый план инвестиций, утвержденных объемов освоения инвестиционной программы и нарушило график реализации инвестиционной программы, при этом соответствующая корректировка инвестиционной программы не проводилась. В акте проверки от 30.11.2020 указано, что общество в 2019 году выполнило ряд мероприятий, реализация которых запланирована в последующих периодах (2022 - 2023 годы) инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения муниципального образования г. Краснодар на период 2019 - 2023 годы. В приложении 3 к акту проверки от 30.11.2020 указан перечень мероприятий, проведенных обществом в 2019 годы, не предусмотренных утвержденной инвестиционной программой. Общество не представило доказательств неоплаты потребителями тепловой энергии в 2019 году на сумму, уменьшающую НВВ в 2021 году. Источниками финансирования программы являются целевые средства. Организация не представила доказательств, что дебиторская задолженность потребителей за 2019 год состоит именно из размера снятой из тарифа 2021 суммы, не представлены доказательства, что приняты все меры по взысканию дебиторской задолженности. Согласно приложению N 2 к акту проверки от 30.11.2020 общество в 2019 году заключило договоры на технологическое присоединение на общую сумму 424 738 160 руб., не считая договоры, по которым плата осуществляется в индивидуальном порядке. При этом, ни одно мероприятие инвестиционной программы, финансируемое за счет платы за технологическое подключение не выполнено.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "АТЭК" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В материалы дела от региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, которое удовлетворено с учетом положений абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Определением от 01.12.2022 суд удовлетворил ходатайство региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края о проведении онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель АО "АТЭК" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 09.10.2020 N 31/2020-км департамент провел плановую проверку общества, в ходе которой установил, что приказом от 30.10.2018 N 15/2018 в соответствии со схемой теплоснабжения (приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 05.07.2018 N 535) для общества утверждены мероприятия инвестиционной программы на период реализации 2019 - 2023 годов. Инвестиционная программа содержит перечень мероприятий, необходимых для выполнения в каждом году долгосрочного периода, график реализации мероприятий, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования.
Департамент установил, что в 2019 году общество самостоятельно изменило финансовый план инвестиций утвержденных объемов освоения инвестиционной программы и нарушило график реализации инвестиционной программы, при этом соответствующая корректировка инвестиционной программы не проводилась.
По результатам проверки департамент составил акт от 30.11.2020 N 31/2020-км и выдал обществу предписание от 30.11.2020 о прекращении нарушения законодательства при выполнении инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, согласно которому обществу необходимо обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой по развитию системы теплоснабжения муниципального образования город Краснодар на 2019 - 2023 годы, утвержденной приказом департамента от 30.10.2018 N 15/2018, принять меры по устранению выявленных нарушений и о выполнении предписания письменно сообщить в департамент в срок до 15.03.2021.
Во исполнение предписания от 30.11.2020 общество 18.03.2021 представило департаменту документы на 148 листах, подтверждающие выполнение мероприятий.
По результатам изучения представленных обществом документов департамент сделал вывод о ненадлежащем выполнении предписания от 30.11.2020, в связи с чем составил протокол от 29.03.2021 и вынес постановление от 13.04.2021 о привлечении общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Часть 5 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона N 190-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 410 утверждены Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющий регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике) (далее - Правила N 410).
В соответствии с п. 12 Правил N 410 инвестиционная программа должна содержать график выполнения мероприятий инвестиционной программы по годам с указанием отдельных объектов, планируемых сроков и объемов выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, выводу из эксплуатации, консервации или демонтажу отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения, объемов финансирования мероприятий, а также график ввода отдельных объектов системы централизованного теплоснабжения в эксплуатацию по годам.
Из материалов дела следует, что общество привлечено к административной ответственности за неисполнение предписания от 30.11.2020.
Как ранее правомерно отмечено судом первой инстанции, в невыполненном обществом предписании отсутствуют указания на конкретные нормы, которые были им нарушены. Указание в предписании перечня нормативных правовых актов не свидетельствует о конкретизации нарушенных норм и уточнении выявленных нарушений. Предписание от 30.11.2020 содержит формулировки общего характера (п. 1,2,3 предписания).
Срок исполнения предписания установлен до 15.03.2021.
Мероприятия инвестиционной программы должны выполняться в соответствии с утвержденным графиком и планом финансирования на каждый год, для каждого года инвестиционной программы свой перечень мероприятий и свой финансовый план.
Вместе с тем, департаментом не учтено, что перечисленные в предписании мероприятия, в том числе по реконструкции частей тепловых сетей подлежат исполнению в период с 30.11.2021 по 15.03.2021, который является отопительным периодом, когда общество не может допускать перерыв в подаче теплоносителя и ухудшение качества теплоснабжения потребителей, что существенно снижает сроки реализации мероприятий по выполнению инвестиционной программы.
Предписав обеспечить выполнение мероприятий инвестиционной программы по развитию системы теплоснабжения, департамент установил срок исполнения - до 15.03.2021, в то время как инвестиционная программа подлежит реализации до 2023 года. В предписании не указано, в какой срок и какие мероприятия обществу надлежало исполнить.
Доводы апелляционной жалобы о том, что источниками финансирования программы являются целевые средства, и иные доводы относительно финансирования, не принимаются судом. Как ранее указано судом кассационной инстанции, решением департамента из НВВ 2019 года исключены денежные средства, не израсходованные на реализацию мероприятий инвестиционных программ прошлых периодов, в то время как для финансирования мероприятий по исполнению инвестиционной программы заложенные в тариф денежные средства сначала должны быть оплачены потребителями, однако в связи с неудовлетворительной платежной дисциплиной потребителей образовалась дебиторская задолженность. Кроме того, источником финансирования большей части мероприятий инвестиционной программы является плата за подключение теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения. Соответственно, для возможности реализации таких мероприятий должны быть поданы заявки на подключение перспективными потребителями, однако такие заявки не поданы. Таким образом, источники финансирования инвестиционной программы сформированы не в полном объеме, что исключает возможность исполнения предписания от 30.11.2020 в срок до 15.03.2021.
Действующее законодательство, устанавливающее основы регулирования тарифов организаций, обеспечивающих теплоснабжение, и определяющее принципы и методы регулирования тарифов на услуги указанных организаций, в частности, Закон N 190-ФЗ, также не предусматривает в качестве ответственности за невыполнение инвестиционной программы возложение на теплоснабжающую организацию обязанности выполнения мероприятий инвестиционной программы в отсутствие средств для ее финансирования.
Относительно доводов о неисполнении мероприятий в 2019 году, суд считает необходимым указать на то, что в рамках настоящего производства оспаривается постановление о привлечении общества к ответственности за неисполнение предписания от 30.11.2020.
С учетом вышеизложенного, поскольку требования предписания являлись неисполнимыми, в том числе в указанный в нем срок, то общество не подлежало привлечению к административной ответственности за его неисполнение. Из чего следует, что оспариваемое постановление от 13.04.2021 о привлечении АО "АТЭК" к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.5 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судом доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2022 по делу N А32-20320/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20320/2021
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания", АО "АТЭК"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов КК, Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1848/2023
13.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19934/2022
24.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20320/2021
22.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2784/2022
01.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23330/2021
01.12.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-20320/2021