г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А56-41127/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Масенковой И.В., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шахрзаевым М.И.
при участии:
от заявителя: Юдин А.Б. по доверенности от 10.09.2021
от заинтересованного лица: Кочерова Е.В. по доверенности от 17.12.2021
от 3-х лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30349/2022) общества с ограниченной ответственностью "Стронг-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2022 по делу N А56-41127/2022(судья Чекунов Н.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стронг-Сервис"
к Правительству Ленинградской области
3-и лица: 1) Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области; 2) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; 3) Ленинградское областное казенное предприятие "Ленобллесхоз"
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стронг-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Стронг-Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Правительство) о признании недействительным Распоряжения Правительства Ленинградской области от 06.12.2021 N 744-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 10 по Ленинградской области (далее - Инспекция), Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) и Ленинградское областное казенное предприятие "Ленобллесхоз" (далее - Предприятие).
Решением суда от 03.08.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что предельный срок ликвидации казенного предприятия законодательством не установлен и, следовательно, учредитель вправе его продлевать неограниченное количество раз. В жалобе указано на отсутствие документального подтверждения доводов заинтересованного лица о необходимости продления срока ликвидации относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в нарушение требований законодательства сведения о продлении срока ликвидации, указанные в Распоряжении Правительства Ленинградской области от 06.12.2021 N 744-р не были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс), а также не опубликованы в "Вестнике государственной регистрации".
05.11.2022 от Правительства в электронном виде поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 30.11.2022 представитель заявителя поддержал доводы своей апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица против удовлетворения жалобы возражал.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства третьи лица явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Ленинградское областное казенное предприятие "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - ЛОКП "Ленобллесхоз") создано в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 23.06.2005 N 222-р как ЛОГУ "Ленинградское областное управление лесного хозяйства", которое в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 31.05.2007 N 210-р реорганизовано путем присоединения к нему в качестве филиалов, а затем преобразовано в ЛОКП "Ленобллесхоз" согласно распоряжению Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 604-р.
Учредителем ЛОКП "Ленобллесхоз" является Ленинградская область (пункт 1.2 Устава ЛОКП "Ленобллесхоз", утвержденного распоряжением комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 22.06.2016 N 550, далее - Устав ЛОКП "Ленобллесхоз").
По пункту 1.7 Устава полномочия собственника имущества ЛОКП "Ленобллесхоз" осуществляет Правительство Ленинградской области в лице отраслевого органа и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом
Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества (пункт 1 статьи 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В соответствии с пунктом 9.2 Устава ЛОКП "Ленобллесхоз" может быть ликвидировано в соответствии с решением Правительства Ленинградской области или по решению суда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.04.2015 N 138 утвержден Порядок принятия решения о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации государственных унитарных предприятий Ленинградской области, координации, регулирования и контроля их деятельности (далее - Порядок).
В силу пункта 1.3 Порядка решение о создании, реорганизации, изменении вида и ликвидации предприятия принимается Правительством Ленинградской области путем издания соответствующего распоряжения
В соответствии с изложенными положениями законодательства в рамках имеющихся полномочий Правительством Ленинградской области принято распоряжение от 07.09.2020 N 635-р "О ликвидации Ленинградского областного казенного предприятия "Ленинградское областное лесное хозяйство" (далее - Распоряжение от 07.09.2020 N 635-р).
На основании пункта 1 Распоряжения от 07.09.2020 N 635-р в первоначальной редакции надлежало ликвидировать ЛОКП "Ленобллесхоз" в срок не позднее 31.12.2021. Распоряжением от 06.12.2021 N 744-р в Распоряжение от 07.09.2020 N 635-р внесены изменения, срок ликвидации ЛОКП "Ленобллесхоз" продлен до 30.12.2023.
Полагая, что Распоряжение о продлении срока ликвидации ЛОКП "Ленобллесхоз" нарушает права и законные интересы кредиторов Предприятия, ООО "Стронг-Сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иными нормативными правовыми актами (пункт 6 статьи 35 Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Примечательно, что действующим законодательством, регулирующим процедуру ликвидации унитарного предприятия, не установлен предельный срок ликвидации казенного предприятия, а также запрет на внесение изменений в решение о ликвидации казенного предприятия.
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения от 07.09.2020 N 635-р в первоначальной редакции надлежало ликвидировать ЛОКП "Ленобллесхоз" в срок не позднее 31.12.2021. Распоряжением от 06.12.2021 N 744-р в Распоряжение от 07.09.2020 N 635-р внесены изменения, срок ликвидации ЛОКП "Ленобллесхоз" продлен до 30.12.2023.
Изменения в Распоряжение Правительства Ленинградской области вносятся в течение срока его действия путем принятия распоряжения Правительства Ленинградской области (часть 5 статьи 6 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-ФЗ "О правовых актах Ленинградской области").
В статье 25 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержится запрет на внесение изменений в ранее принятое решение о ликвидации унитарного предприятия.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии нарушений при ликвидации ЛОКП "Ленобллесхоз" со стороны учредителя ЛОКП "Ленобллесхоз" и ликвидационной комиссии ЛОКП "Ленобллесхоз".
Согласно положениям статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации аналогия закона применяется в случаях когда сходные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
В приведенной ООО "Стронг-Сервис" судебной практике вопрос о возможности применения срока ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по аналогии к казенным предприятиям судами не рассматривался.
Таким образом, применение по аналогии срока ликвидации общества с ограниченной ответственностью, установленного пунктами 6, 7 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в качестве срока ликвидации казенного предприятия.
Кроме того, статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные; принципы создания и прекращения деятельности корпоративных и унитарных предприятий существенно отличаются, не являются сходными.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о нарушении требований законодательства о внесении сведений о продлении срока ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц, Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также опубликовании в "Вестнике государственной регистрации", поскольку заявителем не указана норма закона, предусматривающая такие требования, кроме того данный довод по мнению суда не может повлечь признание недействительным ненормативного правового акта.
В отсутствие положений закона и доказательств нарушения таких положений со стороны Правительства Ленинградской области оснований для удовлетворения заявления ООО "Стронг-Сервис" не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на заявителе.
В силу части 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2022 по делу N А56-41127/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41127/2022
Истец: ООО "Стронг-Сервис"
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, Ленинградское областное казенное предприятие "Ленобллесхоз", МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ