г. Саратов |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А57-12178/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 13 " декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 13 " декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рубцовой Юлии Сергеевны, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 ноября 2022 года по делу N А57-12178/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
к индивидуальному предпринимателю Рубцовой Юлии Сергеевне (ОГРНИП 312645529800013, ИНН 645503944285), г. Саратов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Гордиенко Елена Алексеевна, г. Саратов,
о взыскании 100 828 руб. 34 коп.,
при участии в судебном заседании представителей: от АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности от 21.03.2022 N 23, от ИП Рубцовой Ю.С. - Сальникова Ю.Б. по доверенности от 18.08.2022 N 5, в отсутствие третьего лица, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Ситиматик" (далее - АО "Ситиматик", истец) в лице Саратовского филиала с иском к индивидуальному предпринимателю Рубцовой Юлии Сергеевне (далее - ИП Рубцова Ю.С., ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с декабря 2020 года по январь 2022 года в размере 100 828 руб. 34 коп., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 4 025 руб.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 30.05.2022 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 25.07.2022 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в соответствии с пунктом 5 статьи 227 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 17.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гордиенко Елена Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 02.11.2022 по делу N А57-12178/2022 с ИП Рубцовой Ю.С. в пользу акционерного АО "Ситиматик" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с декабря 2020 года по январь 2022 года в размере 100 828 руб. 34 коп., а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 4 025 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Рубцова Ю.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить частично, принять новый судебный акт о взыскании с нее в пользу истца задолженности в размере 33 475 руб.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка представленным ответчиком доказательствам (акту осмотра от 14.10.2022, фотографиям помещений, которые подтверждают неиспользование ответчиком 134,8 кв. м в качестве продовольственного магазина, а использование в качестве оптовых складов в соответствии с зарегистрированными у ответчика ОКВЭД 46.34 и 46.90 (выписка из ЕГРИП с указанными ОКВЭД имеется в материалах дела); не обоснован вывод суда первой инстанции об использовании ответчиком всей площади нежилого здания в качестве продовольственного магазина со ссылкой на приобщенный истцом акт обследования от 14.12.2020, в котором сказано, что объектом (источником) образования ТКО по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, 128А, является продовольственный магазин площадью 181,4 кв. м; не указано, по каким причинам не приняты во внимание замечания ответчика в отношении акта обследования от 14.12.2020; неотражение судом и неопровержение доводов ответчика о необходимости критического отношения к акту от 14.12.2020 привело к принятию неправильного судебного акта, подлежащего отмене; истцом, требующим начисления нормативов накопления ТКО как для розничного магазина ко всей площади нежилого здания, не доказано, что вся площадь нежилого здания используется как розничный магазин; ответчиком представлены убедительные доказательства того, что часть нежилого здания площадью 134,8 кв. м не используется в качестве розничного магазина; фактический вывод суда о недопустимости ведения предпринимателем нескольких различных видов деятельности в одном нежилом здании противоречит законодательству в сфере обращения ТКО и привел к принятию неправильного судебного акта, подлежащего отмене; расчет задолженности произведен истцом неверно, размер задолженности ответчика составляет 33 475 руб.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т. к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменных пояснениях истца, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, считает, что судебный акт не подлежит изменению или отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименованное в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключили Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с частями 1, 2, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (далее - Правила N 1156) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 8.1 Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Региональный оператор Саратовской области (истец) подготовил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.09.2020 N 56/411/00012217 с ИП Рубцовой Ю.С. с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, который был получен ответчиком.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Правовая оценка договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10.09.2020 N 56/411/00012217 дана судами первой ин апелляционной инстанций при рассмотрении дела N А57-14879/2021 (решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 мая 2022 года по делу N А57-14879/2021, оставленное без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 N 12АП-6540/2022 по делу N А57-14879/2021). Факты заключения названного договора на условиях типового по регулируемой цене и наличия обязательственных правоотношений между сторонами преюдициально установлены вышеуказанными судебными актами по делу N А57-14879/2021, поэтому не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении дела N А57-12178/2022, в котором участвуют те же лица, в силу положений части 2 статьи 69 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.04.2019.
Пунктами 2.1 и 2.4 договора предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене в размере тарифа, утвержденного Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 N 28/1, Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 N 35/111.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 4 договора содержит права и обязанности сторон.
В приложении к договору сторонами согласованы объекты, расчетные единицы, количество расчетных единиц, объем принимаемых ТКО. Перечень объектов, в отношении которых оказываются услуги по обращению с ТКО, расчетные единицы, количество расчетных единиц, объем принимаемых ТКО согласованы сторонами в приложении к договору на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22.09.2016 N 707, определен перечень согласованных контейнерных площадок в отношении, которых осуществляются Региональным оператором услуги по обращению с ТКО.
Порядок определения объема оказанных услуг регулируется Правилами коммерческого учета и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Единый тариф на услугу регионального оператора Саратовской области - филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности N 1 утвержден Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18.12.2020 N 35/111 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru от 01.08.2018).
Публичный характер договора с региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
В пункте 5.1 договора указано о произведении учета объема ТКО расчетным способом исходя из нормативов накопления.
Суд первой инстанции установил, что ответчиком не оборудована индивидуальная контейнерная площадка, исключающая доступ третьих лиц, поэтому порядок определения объема оказанных услуг в спорный период осуществлялся истцом расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18.03.2020 N 134 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области".
Наименование и адрес объекта |
Количество расчетных единиц (кв. м) |
Норматив накопления, куб. м/год |
Объем принимаемых ТКО, куб. м/год |
Продуктовый магазин по адресу: 410071, Саратовская область, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 128А |
181,40 |
0,98 |
177,77 |
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения ГК РФ о подряде.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно нормам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доводы апеллянта относительно того, что им используются под магазин только 46,6 кв. м, а 134,8 кв. м занимают складские помещения под оптовую базу, произведенный истцом расчет задолженности является неверным, уже были им заявлены при рассмотрении иска и правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные по следующим основаниям.
Ответчик представил в материалы дела отзыв на исковое заявление, в котором просил частично отказать в удовлетворении исковых требований, представил контррасчет задолженности, дополнительное соглашение от 01.12.2020 N 1 к договору аренды нежилого помещения от 01.07.2019, акт осмотра нежилого помещения по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 128А (составлен 14.10.2022). Как утверждает ответчик, из общей площади здания 181,4 кв. м им используются под магазин только 46,6 кв. м, а 134,8 кв. м используются в качестве складских помещений под оптовую базу.
Истец представил в материалы дела письменные пояснения, подробный расчет суммы задолженности в соответствии с утвержденной формулой, а также договор аренды нежилого помещения от 01.07.2019, заключенный арендодателем Гордиенко Е.А. и арендатором ИП Рубцовой Ю.С., свидетельство о государственной регистрации права от 03.08.2005, согласно которому объектом права является здание - магазин, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 128А. Кроме того, истцом представлен акт обследования от 14.12.2020, в котором указано, что объектом (источником) образования ТКО по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 128А, является продовольственный магазин площадью 181,4 кв. м.
Оспаривая объем оказанных услуг, ответчик указал, что расчет задолженности должен быть произведен исходя из фактически занимаемых ответчиком площадей на основании договора аренды: 46,6 кв. м - магазин и 134,8 кв. м - оптовая база. С учетом изменения назначения части помещений его задолженность перед истцом составляет 33 475 руб. Данный довод ответчика отклонен судом первой инстанции как несостоятельный по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.08.2005 объектом права собственности Гордиенко Е.А. является здание - магазин площадью 184,1 кв. м.
Из акта инспекционного обследования от 14.12.2020 по адресу: г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 128А, следует, что вид деятельности объекта - продовольственный магазин в отдельно стоящем здании.
В силу статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Понятие "торгового объекта" также определяется в Национальном стандарте ГОСТ Р 51303-2013, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст, как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 14).
Магазин относится к стационарному торговому объекту, предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения (пункт 38).
Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации аналогичным образом определяет, что магазином является специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
В свою очередь, на территории Саратовской области нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов торговли, в том числе магазинов, утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 18.03.2020 N 134 (ранее Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05.02.2018 N 47) в расчете на 1 кв. м общей площади помещения, включающей в себя площадь имеющихся подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Применение утвержденных нормативов является обязательным для участников соответствующих правоотношений. Изменение норматива посредством его уменьшения или увеличения региональным оператором и (или) потребителем по соглашению или в одностороннем порядке не допускается.
Как следствие, отсутствуют основания для уменьшения площади принадлежащих потребителю объектов.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, сделал верный вывод о том, что используемое предпринимателем здание по вышеуказанному адресу относится к объекту торговли - магазину, в котором ответчиком осуществляется купля-продажа товара. С учетом этого суд первой инстанции обоснованно посчитал, что региональным оператором правомерно определен норматив накопления ТКО для объекта ответчика "продуктовый магазин" с применением расчетной единицы "1 кв. м общей площади".
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, материалы дела не содержат надлежащих доказательств (первичных бухгалтерских учетных документов)использования части помещения магазина под оптовую базу (склад).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что истец произвел начисление платы за оказанные им услуги по обращению с ТКО в соответствии с условиями договора и требованиями действующего законодательства.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
Ответчик не представил доказательства отсутствия задолженности перед региональным оператором (платежные документы, подтверждающие оплату задолженности с назначением платежа за спорный период).
Факт оказания АО "Ситиматик" услуг ИП Рубцовой Ю.С. по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с декабря 2020 года по январь 2022 года в размере 100 828 руб. 34 коп. подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, поэтому иск правомерно удовлетворен в полном объеме.
Следовательно, довод апеллянта о наличии у него обязательства оплатить истцу задолженность только в сумме 33 475 руб. отклоняется апелляционным судом как несостоятельный и противоречащий материалам дела.
Судебные расходы верно распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ и возложены на ответчика как на проигравшую сторону арбитражного процесса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что исковые требования подлежат удовлетворению не в сумме 33 475 руб. (как ошибочно считает апеллянт), а в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 ноября 2022 года по делу N А57-12178/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12178/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: ИП Рубцова Юлия Сергеевна
Третье лицо: Гордиенко Елена Алексеевна