город Москва |
|
14 декабря 2022 г. |
дело N А40-75235/22 |
Резолютивная часть постановления от 08.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.12.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022
по делу N А40-75235/22,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Скиперский А.С. по доверенности от 17.01.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 11.01.2022 N КУВД-001/2021-40313960/3 и на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы путем государственного кадастрового учета и регистрации права собственности г. Москвы на помещение, расположенное по адресу: Москва, Звездный бульвар, дом 34, корп. 1.
Управление Росреестра по г. Москве не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, в судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением от 27.09.2021 N КУВД001/2021-40313960 о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении помещения по адресу: Москва, Звездный бульвар, дом 34, корп. 1.
Уведомлением от 11.01.2022 N КУВД-001/2021-40313960/3 регистрирующим органом отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью - возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.
Изолированность и обособленность помещения определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.
Согласно подп. 34 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" учетно-регистрационные действия приостанавливаются, если нежилое помещение не обособлено от других помещений вздании или сооружении (понятие изолированности было исключено в п. 34 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ в отношении нежилых помещений). Вышеуказанный объект огражден строительными конструкциями и соответствует требованиям обособленности.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы, является надлежащим правоустанавливающим документом.
Для регистрации права собственности Департаментом представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы N 00- 119498(000) от 10.03.2020 согласно которой основанием возникновения права собственности г. Москвы на данный объект недвижимого имущества являются Приложение N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 и постановление Московской городской думы от 20.05.1998 N 47.
В силу п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к государственной собственности осуществляется на основании закона.
Субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с Приложением N 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов.
Постановлением Московской городской Думы от 20.05.1998 N 47 утвержден "Перечень объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений) учитываемых на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика", согласно которому спорное нежилое помещение находится на балансе предприятий "Дирекция единого заказчика" по Южному административному округу г. Москвы.
Таким образом, рассматриваемый объект недвижимости относится к муниципальной собственности в силу п. 1 Приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В связи с изложенным, Управлением Росреестра по г. Москве сделан необоснованный вывод о том, что постановление Московской городской думы от 20.05.1998 N 47, принятое во исполнение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничений государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", не является документом, подтверждающим правомерное приобретение или принадлежность на законных основаниях объекта недвижимого имущества г. Москве.
Выписка из реестра собственности г. Москвы является документом, подтверждающими отнесение объектов учета к собственности г. Москвы, а также правоустанавливающим документом для государственной регистрации права собственности г. Москвы на объекты недвижимого имущества, возникшего до 31.01.1998; год постройки объекта недвижимого имущества, на который Департамент регистрирует право собственности г. Москвы - 1961.
Представленная Департаментом выписка из реестра является надлежащим документом, подтверждающим право собственности г. Москвы на объект недвижимого имущества, представленный на регистрацию права собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Учитывая изложенное, отказ Управления Росреестра по г. Москве не соответствует Закону N 218-ФЗ и нарушает права и законные интересы Департамента городского имущества г. Москвы.
В данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности города Москвы в отношении помещения по адресу: Москва, Звездный бульвар, дом 34, корп. 1.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий от 11.01.2022 N КУВД001/2021-40313960/3.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.10.2022 по делу N А40-75235/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75235/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ