г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А42-3046/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Барахтян Д.А.,
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34714/2022) комитета имущественных отношений администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2022 по делу N А42-3046/2022,
принятое по иску акционерного общества "Мурманэнергосбыт"
к комитету имущественных отношений администрации закрытого административно-территориального образования города Североморска
третьи лица: 1) межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 2 по Мурманской области; 2) межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Мурманэнергосбыт" (АО "МЭС", истец) обратилось в Североморский районный суд Мурманской области с иском к Ильичевой И.С. о взыскании 215 825,80 рубля долга за поставленную в период с 01.10.2011 до 30.06.2020 жилую квартиру тепловой энергии.
Определением Североморского районного суда Мурманской области от 22.10.2021 исковое заявление истца принято к производству. Делу присвоен N 2-2489/2021 (переходящий номер N 2-365/2022). В ходе производства по делу ответчик был заменен на нового собственника квартиры Мартынюк М.К.
Определением указанного суда от 25.01.2022 производство по делу к Мартынюк М.К. было прекращено в связи со смертью. Дело по иску истца к Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция), как приемнику выморочного имущества (квартиры), передано по подсудности в Арбитражный суд Мурманской области.
Определением суда от 19.04.2022 дело принято к производству. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: - МТУ Росимущества в Мурманской области и республике Карелия (далее - Росимущество) и - КИО ЗАТО г. Североморск (далее - Комитет, ответчик).
Определением от 14.06.2022, по ходатайству истца, Суд произвел замену ненадлежащего ответчика Инспекции на надлежащего - Комитет. Инспекция переведена в состав третьих лиц. Дело слушанием отложено.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2022 в деле произведено процессуальное правопреемство стороны (третьего лица) путем замены ИФНС России N 2 по Мурманской области на правопреемника - УФНС России по Мурманской области (ОГРН 1045100211530, ИНН 5190132315).
Иск удовлетворен частично. С КИО ЗАТО г. Североморск в пользу АО "МЭС" взыскан основной долг в сумме 26 790,12 рублей, а также судебные расходы в сумме 908,24 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, спорное жилое помещение в собственность муниципального образования ЗАТО г. Североморск не передавалось и в реестре муниципальной собственности не числится.
В отзывах истец и Управление, указывая на правомерность выводов, изложенных в решении, просят оставить его без изменения.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Вышеуказанными лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на территории города Североморск Мурманской области (далее - Муниципальное образование) статусом теплоснабжающей организации наделен истец.
В период с 01.10.2011 по 30.06.2020 истец в границах Муниципального образования поставлял тепловую энергию в жилые, многоквартирные дома.
Мартынюк Мария Кирилловна являлась собственником жилой квартиры N 41 в доме N 10 по улице Ломоносова, площадью 30,9 м2 (далее - Квартира, Помещение) в Муниципальном образовании. 16.01.1997 Мартынюк М.К. умерла.
Квартира признана выморочным имуществом и нотариусом 28.03.2000 Инспекции выдано свидетельство о праве на наследство.
Между тем, 28.03.2000 по акту описи и оценки N 2 (т. 1, л.д. 140-141) Квартира передана Инспекцией Комитету (ответчику) в лице правопредшественника на безвозмездной основе.
В тоже время, истец поставлял в многоквартирный дом, в котором расположена Квартира, тепловую энергию. Дома в Муниципальном образовании в спорном периоде находились в непосредственном управлении собственников помещений домов.
В спорной Квартире в период с 01.10.2011 по 30.06.2020 была потреблена тепловая энергия в горячей воде на сумму 215 825,80 и оплачена не была.
Объемы и стоимость потребленной в Квартире тепловой энергии определены истцом по установленным в Муниципальном образовании нормативам потребления и тарифам установленным для истца.
Отсутствие оплаты стоимости потребленной тепловой энергии в указанном размере послужило основанием для обращения истца с настоящим иском.
Суд первой инстанции требования признал подлежащими удовлетворению в части.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам подателя жалобы в силу следующего.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность собственника жилого помещения по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт поставки коммунального ресурса подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривался по размеру.
В силу пункта 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в частности, жилое помещение (пункт 2 статьи 1151 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
В связи с этим наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. В частности, для приобретения выморочного имущества не требуется принятие наследства, кроме того, не допускается отказ Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования от принятия выморочного имущества (пункт 1 статьи 1152, пункт 1 статьи 1157 ГК РФ).
В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9) разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства независимо от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (пункт 34 Постановления N 9).
Выдача Российской Федерации как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику (абзац 3 пункта 1 статьи 1162 ГК РФ).
В силу статьи 71 "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) при переходе имущества по праву наследования к при осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы руководствовались Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N683 (утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее -Инструкция, которая признана недействующей на основании приказа Министерства финансов РФ от 30.04.2020 N 184).
В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество) налоговые органы получают в установленном порядке.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 28.03.2000 квартира, расположенная по адресу: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 10, кв. 41, перешла Государству в лице Инспекции МНС РФ по ЗАТО г. Североморск (наследственное дело N 37/2000).
Далее, квартира, перешедшая в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, передается налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления.
Государственная регистрация прав на указанное имущество налоговыми органами не осуществляется.
В соответствии с Актом описи и оценки от 28.03.2000 N 2 комиссией, в состав которой входили представители Инспекции МНС РФ по ЗАТО г. Североморск главный государственный налоговый инспектор Шаров А.Ф., заместитель главы администрации-председатель КУМИ ЗАТО г. Североморск Распопова Р.К. и заместитель главы администрации-начальник МУП "Служба заказчика" Козинский В.М., квартира, расположенная по адресу: Мурманская обл., г. Североморск, ул. Ломоносова, д. 10, кв. 41, передана КУМИ ЗАТО г. Североморск безвозмездно.
Таким образом, спорная квартира передана Муниципальному образованию в лице Комитета и является собственностью Муниципального образования.
Следовательно, довод Управления, что факт невнесения квартиры в реестр Муниципальной собственности в силу совокупности указанных нормативных актов не свидетельствует о том, что она не является муниципальной.
Бездействие Комитета по учету муниципального имущества не отменяет указанные выше нормативные акты и не умаляет свершившийся на основании указанного акта описи и оценки от 28.03.2020 N 2 факт передачи квартиры в муниципальную собственность.
Кроме этого, правомерность передачи налоговыми органами Комитету указанной квартиры подтверждается разъяснениями, содержащимися в Письме ФНС России от 19.02.2007 N 02-3-04/3@ "О выморочном имуществе", согласно которым в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного Постановлением СовМина СССР от 29.06.1984 N 683, и пп. "а" п. 16 Инструкции о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Минфином от 19.12.1984 N 185, строения (в том числе жилые дома и части их) передаются налоговыми органами безвозмездно в ведение соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности" объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного значения), районного (за исключением районов в городах) органа местного самоуправления, в том числе жилищный фонд.
Таким образом, налоговый орган как полномочный представитель собственника (государства) распорядился спорной квартирой, передав ее КУМИ ЗАТО г. Североморск. Государственная регистрация права на выморочное имущество налоговыми органами не осуществляется (письмо ФНС России от 19.02.2007 "О выморочном имуществе").
При указанных обстоятельствах, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2022 по делу N А42-3046/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3046/2022
Истец: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: Ильичева Ирина Сергеевна, Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ