г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А42-284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей М.А. Ракчеевой, В.Б. Слобожаниной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от ТУ ФАУГИ представитель не явился,
от Общества представителя Чирцовой С.А. (доверенность от 14.12.2021),
апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2022 по делу N А42-284/2022 (судья Л.Е. Беляева), принятое по заявлению
акционерного общества "Оборонэнерго" (107140, город Москва, 1-й Красносельский переулок, дом 11, ОГРН 1097746264230; ИНН 7704726225)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (183038, Мурманская область, город Мурманск, Пушкинская улица, 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348)
о признании недействительным решения об отказе,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее - ТУ ФАУГИ) об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании ТУ ФАУГИ в течение двух недель с момента вступления в силу решения суда утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Решением от 06.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие доказательств принадлежности "фундамента разрушенного" иным лицам, однако Общество не является правообладателем названного фундамента, основанием для отказа явилось то, что предлагаемый к образованию земельный участок приведет к нерациональному использованию земельного участка, сохраняемого по результатам раздела в измененных границах; фактический размер образуемого земельного участка, граница которого определена в соответствии с нормами отвода и учета сведений ГКН о местоположении учтенных смежных участков, составляет 6 991 кв. м, его граница не является изломанной, не содержит вклиниваний, вкраплений, чересполосицу, на образуемом земельном участке располагаются объекты недвижимости, принадлежащие только заявителю, общая площадь земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110 составляет 9 280 кв. м, в то время фактически используемая Обществом площадь значительно меньше, участок площадью 2 290 кв. м занят зелеными насаждениями, суд первой инстанции неправильно распределил бремя доказывания.
От ТУ ФАУГИ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал апелляционную жалобу, указал, что к земельному участку площадью 2 290 кв. м имеется подъезд с улицы Заречной, ТУ ФАУГИ отказало Обществу в заключении договора аренды до проведения работ по межеванию.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя Общества, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 9 280 кв. м с кадастровым номером 51:30:0010101:110, расположенного по адресу: Мурманская область, ЗАТО Видяево, н.п. Видяево (на участке расположено здание (сооружение); категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: административно-производственная база.
В связи с поступившей претензией ТУ ФАУГИ (о взыскании неосновательного обогащения) в целях уточнения площади, используемой под размещение и эксплуатацию объектов Общества, последним организовано выполнение кадастровых работ в рамках договора, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Геосеть" (далее - ООО "Геосеть").
Рассмотрев заявление ООО "Геосеть" от 21.01.2021 N 9/1 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема), образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110, ТУ ФАУГИ (исх. N 51-ДЕ-05/1562 от 20.02.2021) отказало в утверждении Схемы на основании подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
08.07.2021 (исх. N СЗФ/060/4020) Общество направило в ТУ ФАУГИ заявление о предоставлении на праве аренды без проведения торгов сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110 согласно Схеме площадью 6 991 кв. м (для размещения и эксплуатации зданий и сооружений, принадлежащих Обществу на праве собственности).
05.08.2021 (исх. N 51-ДЕ-05/6501) ТУ ФАУГИ отказало в предоставлении земельного участка, так как границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
06.09.2021 (исх. N СЗФ/060/5107) Общество повторно направило в ТУ ФАУГИ заявление о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110 площадью 6 991 кв. м согласно прилагаемой Схеме, либо утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для внесения изменений в сведения ЕГРН.
Письмом от 05.10.2021 N 51-ДЕ-05/8294 ТУ ФАУГИ отказало в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, ранее изложенным в письме от 20.02.2021 N 51-ДЕ-05/1562, а именно, предлагаемый к образованию земельный участок приводит к нерациональному использованию участка, сохраняемого по результатам раздела в измененных границах.
Также ТУ ФАУГИ указано, что на основании заявления федерального государственного предприятия "123 ЭС ВМФ" Минобороны России от 19.07.2007 N 1247 земельный участок площадью 10 029 кв. м с кадастровым номером 51:30:0010101:110 предоставлен в аренду по договору от 25.01.2008 N 138, в связи с реорганизацией предприятия в форме преобразования с 21.04.2009 права и обязанности по договору аренды перешли к открытому акционерному обществу "123 ЭС", которое прекратило свою деятельность 31.08.2011 в форме присоединения к Обществу.
Полагая отказ ТУ ФАУГИ не соответствующим земельному законодательству, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что деление земельного участка в данном случае может преследовать цель избавления от разрушенного объекта недвижимого имущества в отсутствие возможности вовлечения в хозяйственный оборот земельного участка, сохраненного в измененных границах, с учетом имеющегося на нем объекта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьями 198, 200, АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов (незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.6 ЗК РФ установлены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Порядок предоставления без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, которым, в том числе предусмотрены: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (1); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (2); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат, уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (2).
Согласно статье 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно пункту 11 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Статьей 11.10 ЗК РФ закреплены положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом, в том числе утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов-незавершенного строительства. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено ЗК РФ (пункты 1. 2, 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использование и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
С учетом положений названной нормы собственник объектов недвижимости вправе ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок, если участок делим и при образовании земельных участков соблюдены предусмотренные статьей 11.9 ЗК РФ требования.
На нарушения требований градостроительного регламента, как и на отсутствие возможности прохода(проезда) к исходному земельному участку, сохраняющемуся в измененных границах, ТУ ФАУГИ не ссылается.
Отказывая в утверждении представленной Обществом схемы расположения земельного участка, ТУ ФАУГИ ссылается только на нахождение на исходном земельном участке, сохраняющемуся в измененных границах, принадлежащего Обществу разрушенного объекта, что, по мнению ТУ ФАУГИ, приведет к образованию участка, не имеющего какого-либо самостоятельного назначения, экономически непривлекательного и неперспективного к вовлечению в хозяйственный оборот.
В рассматриваемом случае образование земельною участка проводится с цепью исключения из его границ части земельного участка, занятого зелеными насаждениями, в связи с превышением площади, необходимой для использования принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
Сам по себе факт нахождения разрушенного фундамента на земельном участке, вопреки выводам суда первой инстанции, не препятствует вовлечению в хозяйственный оборот земельного участка, сохраненного в измененных границах.
Кроме того, ТУ ФАУГИ не учтено, что земельный участок площадью 10 029 кв. м с кадастровым номером 51:30:010101:0110 по договору аренды от 25.08.2008 N 138 был передан правопредшественнику заявителя в аренду.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.
Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
В то же время в силу статьи 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, такое лицо не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (пункт 1 статьи 621 ГК РФ), а к отношениям пользователя и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется пункт 1 статьи 617 ГК РФ.
Между тем заявитель в настоящем случае является универсальным правопреемником арендатора, в связи с чем на него в полной мере распространяются условия указанного договора аренды.
Доказательства прекращения названного договора по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в материалы настоящего дела не представлены, в связи с чем ТУ ФАУГИ не лишено возможности защитить свои права по нормам, регулирующим отношения из договора аренды.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.06.2022 по делу N А42-284/2022 отменить.
Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110, выраженного в письме от 05.10.2021 N 51-ДЕ-05/8294.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:30:0010101:110, направленную письмом от 06.09.2021 N СЗФ/060/5107, в течение двух недель с даты вступления в силу настоящего постановления.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в пользу акционерного общества "Оборонэнерго" 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу "Оборонэнерго" 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.08.2022 N 4969.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-284/2022
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: АО "Оборонэнерго"