город Самара |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А49-8094/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Митиной Е.А., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Русеева Анатолия Дмитриевича на решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2022 года в виде резолютивной части (.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
по делу N А49-8094/2022 (судья Павлова З.Н.), принятое в порядке упрощенного производства по иску Управления муниципального имущества города Пензы (ОГРН 1095836002481, ИНН 5836013675) к индивидуальному предпринимателю Русееву Анатолию Дмитриевичу (ОГРНИП 307583430600052, ИНН 583401967028),
о взыскании 107 845 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества города Пензы (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к индивидуальному предпринимателю Русееву Анатолию Дмитриевичу (далее- ответчик) о взыскании суммы 107 845 руб. 33 коп., включающей в себя: задолженность по договору аренды земельного участка, предназначенного для строительства N 267/12 от 06.12.2012 г., в сумме 96 130 руб. 64 коп. за период с мая 2019 года по декабрь 2021 года и пени в сумме 11 714 руб. 69 коп. за период с 13.11.2019 г. по 07.12.2021 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. При этом материалы дела в электронном виде были размещены в режиме ограниченного доступа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 2 статьи 228 Кодекса).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2022 года в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года) исковые требования удовлетворены, расходы по госпошлине отнесены на ответчика; с индивидуального предпринимателя Русеева Анатолия Дмитриевича в пользу Управления муниципального имущества города Пензы взыскана сумма 107 845 руб. 33 коп., в том числе: долг в размере 96 130 руб. 64 коп. и пени в размере 11 714 руб. 69 коп., а также судебные издержки в виде почтовых расходов в размере 362 руб. 40 коп.; с индивидуального предпринимателя Русеева Анатолия Дмитриевича в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в сумме 4 235 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Русеев Анатолий Дмитриевич обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец в период с мая 2019 года по декабрь 2021 года в нарушение условий договора аренды земельного участка не уведомлял ответчика об изменении условий договора в части размера арендной платы, не представил новый расчет арендной платы, в связи с чем, полагает, что новый размер арендной платы мог быть установлен с момента уведомления ответчика о внесении соответствующих изменений в договор или опубликования в СМИ соответствующих изменений в нормативные акты.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Управлением муниципального имущества администрации города Пензы (арендодатель) и ИП Русеевым Анатолием Дмитриевичем (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для строительства N 267/12 от 06.12.2012 г. (л.д. 41-42).
По условиям заключенного договора арендодатель передает, а арендатор принимает по акту приема-передачи в пользование на условиях аренды земельный участок, кадастровый номер 58:29:2009015:96, площадью 2000 кв. м, находящийся по адресу: г. Пенза, в районе ул. Автономная, д. 2А. Участок предоставляется для завершения строительства нежилого здания (склад).
Согласно п. 2.1. границы участка обозначены на прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка, который является неотъемлемой частью договора.
Установлено, что договор заключен сторонами сроком на 10 лет с 15 ноября 2012 г. до 15 ноября 2022 г.
Согласно п. 3.3 договора, арендная плата за пользование участком составляет 80 313,60 рублей в год, 6 682,80 рублей в месяц.
В соответствии с п. 3.6. договора арендная плата в сумме не менее месячного арендного платежа вносится арендатором ежемесячно не позднее 10 числа месяца, за который производится платеж.
Согласно п. 3.5 договора арендная плата может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области, города Пензы, регулирующих исчисление размера арендной платы, а также при изменении вида деятельности Арендатора. Новый размер арендной платы устанавливается с момента, указанного в уведомлении о внесении соответствующих изменений в договор либо с момента опубликования в СМИ соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Установлено, что по акту приема-передачи от 06.12.2012 земельный участок передан арендатору (л.д. 45).
Таким образом, истец исполнил свои обязательства по договору.
Обращаясь в суд, истец ссылался на неисполнение ответчиком обязанности по внесению арендной платы по договору.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии от 07.12.2021 и 05.03.2021 с требованием оплатить задолженность по арендной плате были оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 58:29:2009015:96 относится к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно решению Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 55-6/5 Управление муниципального имущества города Пензы наделено полномочиями Комитета по управлению муниципальным имуществом города Пензы и Управления муниципального имущества администрации города Пензы по всем правоотношениям, связанным с осуществлением деятельности по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Пензы, а также по сделкам, предметом которых являются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 1.1 ст. 44.1 Устава города Пензы Управление муниципального имущества города Пензы осуществляет полномочия, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями Пензенской городской Думы.
Согласно п. 1.8 Положения об Управлении муниципального имущества города Пензы (далее - Положение), утвержденного постановлением администрации города Пензы от 16.09.2019 N 1775 Управление вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности по входящим в его компетенцию вопросам, выступать истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.2.7 Положения Управление муниципального имущества города Пензы заключает от имени муниципального образования сделки, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, в том числе сделки по купле-продаже, передаче в аренду, передаче в безвозмездное пользование, передаче в доверительное управление муниципального имущества города Пензы, соглашений об установлении сервитута, предметом которых являются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Пензы, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах города Пензы.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным, в том числе и виде арендной платы.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Правоотношения сторон подпадают под регулирование главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (п.1 ст. 607 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), в порядке, в сроки и в размере, определенном договором.
В соответствии с п. п. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", при рассмотрении споров связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.
В силу абзаца второго пункта первого статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим Федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Спорный договор аренды земельных участков был заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по договору является регулируемой и может пересматриваться арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия, изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пензенской области, регулирующих исчисление размера арендной платы за пользование землей.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11, от 25.02.2014 N 15534/13, регулирование арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Из материалов дела, расчет арендной платы был произведен истцом в соответствии с нормами Постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов".
Этим же Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 года N 552-пП признано утратившим силу Постановление Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = Ксзу x Кр, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке); Кр - ключевая ставка Банка России, действующая на дату заключения договора аренды земельного участка.
Постановлениями Правительства Пензенской области от 02.08.2016 N 395-пП и от 23.01.2017 N 17-пП были внесены изменения в пункт 2.1 Порядка, в соответствии с которыми в указанной выше формуле ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации была заменена ключевой ставкой Банка России, а кадастровая стоимость земельного участка стала определяться в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке.
Согласно пункту 3.1 Порядка, арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды, за исключением случаев, указанных в абзацах с седьмого по четырнадцатый пункта 1.4, пунктах 1.5, 1.6, 1.7 раздела 1 настоящего Порядка.
При заключении договора аренды, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, уполномоченные органы предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Пензенской области. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение. Изменение размера арендной платы в остальных случаях, связанных с изменением кадастровой стоимости земельного участка, осуществляется в соответствии с условиями договора аренды, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 3.2 Порядка).
Установлено, что вступившим в законную силу решением Пензенского областного суда от 27.07.2020 по делу N 3а-201/2020 был признан недействующим с даты его принятия пункт 2.1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов" в первоначальной редакции, а также в редакции постановлений Правительства Пензенской области от 02.08.2016 N 395-пП, от 23.01.2017 N 17-пП как несоответствующий установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" принципу экономической обоснованности.
Статьей 13 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными ст. 12 названного Кодекса.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" указано, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные судом недействующими, с момента принятия решения суда не подлежат применению, в том числе при разрешении споров, которые возникли из отношений, сложившихся в предшествующий такому решению период.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 года N 6171/10, признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
В пункте 10 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016 года, приведена позиция о том, что если нормативный акт, устанавливающий расчет регулируемой арендной платы, признан решением суда недействительным и имеется ранее принятый нормативный акт, регулирующий аналогичные отношения, расчет арендной платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
На основании изложенного, в связи с признанием недействующим судебным актом пункта 2.1 Порядка определения размера арендной платы, установленного постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП, поскольку ранее принятым нормативным актом, которым определялись ставки арендной платы за использование земельных участков до принятия Постановления Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП и регулировавшим аналогичные отношения является Постановление Правительства Пензенской области N 940-пП от 04.12.2009 года "Об утверждении Порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории Пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена", суд первой инстанции правильно определил, что размер арендной платы должен устанавливаться в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства Пензенской области N 940-пП от 04.12.2009 года.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка, утвержденного Постановлением N 940 -пП, размер годовой арендной платы арендуемого земельного участка определялся по формуле: А = Ксзу х НСт. х Квд х Кка, где А - годовой размер арендной платы, Ксзу - кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка), НСт - налоговая ставка земельного налога, установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, Квд - коэффициент дифференциации вида деятельности арендатора, который устанавливается актами органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пензенской области (п. 1.4 Порядка).
На территории города Пензы коэффициенты дифференциации вида деятельности арендатора были установлены постановлением администрации г. Пензы от 08.12.2010 N 1375 "Об утверждении значений коэффициентов для определения размера арендной платы за пользование земельными участками на территории города Пензы, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Пензенской городской думы от 25.11.2005 N 238-16/4 "О введении земельного налога на территории города Пенза" установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога.
Постановлением Правительства Пензенской области от 19.06.2020 N 412-пП действие п.2.1. Порядка N 552-пП приостановлено с 26.05.2020 до 01.01.2021.
Постановлением Правительства Пензенской области от 26.05.2020 N 354 -пП, вступившим в законную силу с 27.05.2020, внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 года N 552-пП. Данный порядок дополнен пунктом 2.2. согласно которому, до 01.01.2021 годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, рассчитывается исходя из 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 24.12.2020 N 923-пП п.2.1. Порядка определения размера арендной платы, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 года N 552-пП изложен в следующей редакции: с 01.01.2021 годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, указанных в разделе 1 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = Ксзу x 4,52%, где: А - годовой размер арендной платы; Ксзу -кадастровая стоимость земельного участка (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости относительно сведений о земельном участке).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты http://roscadastr.com/map кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 3610580,00 руб.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет арендной платы за период с мая 2019 года по 26 мая 2020 года должен исчисляться в соответствии с постановлением N 940-пП, а с 27 мая 2020 года по декабрь 2021 года в соответствии с постановлением N 552-пП.
Таким образом, задолженность ответчика по арендной плате по договору аренды земельного участка, предназначенного для строительства N 267/12 от 06.12.2012 г., за период с мая 2019 года по декабрь 2021 года составила по расчету суда 96 130 руб. 64 коп.
Учитывая, что возложенная на ответчика обязанность по внесению арендной платы им не была исполнена, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в размере 96 130 руб. 64 коп.
Доводы заявителя жалобы со ссылкой на пункт 3.5 договора аренды о том, что размер арендной платы подлежит применению с момента уведомления арендодателя о внесении соответствующих изменений в договор или опубликования в СМИ соответствующих изменений в нормативные акты, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Как следует из п. 3.5 договора, новый размер арендной платы устанавливается с момента, указанного в уведомлении о внесении соответствующих изменений в договор, либо с момента опубликования в СМИ соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
В рассматриваемом случае арендная плата является регулируемой и ее расчет производится на основании Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, который изначально был утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 04.12.2009 N 940-пП "Об утверждении порядка определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Пензенской области, а также за пользование земельными участками на территории пензенской области, государственная собственность на которые не разграничена", а затем постановлением Правительства Пензенской области от 08.10.2015 N 552-пП "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов".
Данные нормативные правовые акты со внесенными в них изменениями опубликованы в газете "Пензенские губернские ведомости", в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области.
Таким образом, соответствующие изменения в нормативные правовые акты, вопреки доводам ответчика, были опубликованы в СМИ.
С учетом вышеприведенных правовой позиций, изложенных в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, от 17.04.2012 N 15837/11, от 25.02.2014 N 15534/13, Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2019 по делу N 305-ЭС19-12083, в случае если арендная плата по договору является регулируемой она подлежит уплате арендатором в новом размере независимо от заключения дополнительного соглашения или направления соответствующего уведомления со стороны арендодателя.
Из материалов дела следует, что в связи с просрочкой исполнения обязательств по внесению арендной платы, истец просил взыскать с ответчика неустойку (пени), начисленную за период с 13.11.2019 по 07.12.2021 в размере 11 714 руб. 69 коп.
Согласно положениям статей 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой (штрафом, пеней), определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Размер пени установлен п. 5.1. договора аренды N 277/14 от 12.08.2014 и составил 0,1% от суммы невнесенной (несвоевременно внесенной) суммы арендных платежей за каждый день просрочки.
Принимая во внимание, что взыскание пени предусмотрено законом и договором, доказательств своевременного внесения арендных платежей ответчиком не представлено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика пени в размере 11 714 руб. 69 коп.
Расходы по уплате государственной пошлины, почтовые расходы распределены судом первой инстанции правильно в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое заявителем решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 266, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 23 сентября 2022 года в виде резолютивной части (мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года) по делу N А49-8094/2022, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Русеева Анатолия Дмитриевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через суд первой инстанции.
Судья |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8094/2022
Истец: Управление муниципального имущества города Пензы
Ответчик: ИП Русеев Анатолий Дмитриевич, Русеев Анатолий Дмитриевич