г. Самара |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А55-33799/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дегтярева Д.А., судей: Коршиковой Е.В., Романенко С.Ш., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2022 года апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Волгина, 121" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.08.2022 года по делу N А55-33799/2021 (судья Плотникова Н.Ю.)
по иску товарищества собственников жилья "Волгина, 121" (ИНН 6315418226 ОГРН 1106315002760)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга" (ИНН 5260374864 ОГРН 1135260018222)
о взыскании 196 435 руб. 51 коп.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Волгина, 121" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Родионову Александру Ивановичу и обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Волга", в котором просило взыскать неосновательное обогащение в размере 189 879 руб. 69 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6555 руб. 82 коп., проценты за период с октября 2020 года по день фактической оплаты; расходы на экспертное исследование в размере 5000 руб. 00 коп.
Определением арбитражного суда от 28.12.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.03.2022 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 12.07.2022 суд принял отказ истца от иска к Родионову А.И., производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 августа 2022 года по делу N А55-33799/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Товарищество собственников жилья "Волгина, 121", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, истец указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции спорная конструкция является рекламой, в связи с чем, ответчик обязан вносить плату за размещение рекламных конструкций. Истец полагает, что исходя из размера и расположения спорных конструкций, спорные конструкции информационной вывеской не являются, так как не содержат сведений, которые должны доводиться до потребителей. Указанное на конструкции словосочетание "Красное & Белое" не является коммерческим наименованием ООО "Лабиринт-Волга", а представляет собой товарный знак, используемый ответчиком на основании лицензионного договора. Также истец указывает, что внешний вид спорных конструкций, характер их оформления направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования - реализуемой алкогольной продукции.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2022 апелляционная жалоба ответчика принята к производству, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 06.12.2022.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
28.11.2022 от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Родионову Александру Ивановичу на праве собственности принадлежит нежилое помещение площадью 174,7 кв.м., расположенное на 1 этаже по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Волгина, 121, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.07.2021 г.
24.09.2018 г. в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы сведения об обременении помещения правом аренды ООО "Лабиринт-Волга" на основании договора аренды от 22.12.2017 г. на период с 24.09.2018 г. по 24.09.2028 г.
Согласно договору аренды N ЛВ-861-10/2017 от 22.12.2017 г. Родионов А.И. (Арендодатель) передает, а ООО "Лабиринт-Волга" (арендатор) принимает за плату во временное владение и пользование (аренду) нежилые помещения, расположенные на первом этаже номера на поэтажном плане: часть 23, 28, 29, общей площадью 135,6 кв.м., являющиеся частью нежилого помещения этаж 1 площадь 174,7 кв., расположенные по адресу: Самарская область, г.Самара, Железнодорожный район, ул.Волгина, дом 121.
Арендатор использует помещение для торговли в качестве универсама под коммерческим обозначением "Красное и Белое" или другим коммерческим обозначением (п.1.3 договора аренды).
Помещения переданы арендодателем в пользование арендатора по акту приема-передачи от 31.08.2018 г. (т.1 л.д.126).
Истец, ТСЖ "Волгина, 121" является организацией, созданной собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Самара, ул.Волгина, 121 для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений жилого дома, оформленным протоколом от 01.08.2020 г. N 2, собственниками было принято решение: заключать договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с любым обратившимся третьим лицом на равных условиях; определить, что за размещение рекламных конструкций /рекламоносителей взимать плату в размере не менее 1 рубля за 1 кв.см площади общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, занимаемой рекламной конструкцией; уполномочить ТСЖ "Волгина, 121" заключать с третьими лицами договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях настоящего решения.
В исковом заявлении по настоящему делу истец указывает, что в нарушение действующего законодательства ООО "Лабиринт-Волга" над входом в арендованное им у Родионова А.И. помещение под магазин "Красное и Белое" разместили рекламные конструкции, а именно:
- рекламная конструкция (стальная табличка) 48х60см, расположена на фасаде дома со стороны ул.Волгина, на уровне первого этажа;
- рекламная конструкция (13 объемных букв "Красное & Белое": буква "К" имеющая прямоугольный размер 39х26 см, буква "р" имеющая прямоугольный размер 40х24см, буква "&" - прямоугольная размером 25х24,5 см, буква "Б" - прямоугольная размером 38х22см, буквы "асное и елое" - прямоугольные размером 143х28,5 см и 94х28,5 см. Рекламная конструкция расположена со стороны ул.Волгина, на уровне 1 этажа;
- рекламная конструкция (мусорный бак с рекламой магазина "Красное и Белое") расположен со стороны ул.Волгина перед магазином "Красное и Белое". Площадь рекламной конструкции составила 961,63 кв.см;
- рекламная конструкция (баннер с логотипом магазина "Красное и Белое") 12,5х47см. Баннер имеет прямоугольное основание, закрепленное к фасаду здания и светящийся короб.
Общая площадь рекламных конструкций магазина "Красное и Белое" согласно экспертному исследованию N 638 составляет 14 606,13 кв.см. Оценка площади рекламных конструкций произведена по заданию истца экспертной организацией "Поволжский центр независимой экспертизы". Отчет эксперта представлен истцом в материалы дела.
Согласно данного отчета эксперта об общей площади рекламных конструкций и протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.08.2020 г., установившего стоимость размещения таких конструкций, истцом произведен расчет стоимости размещенных ответчиком рекламных конструкций на доме и придомовой территории, составивший 14 606,13 кв.см х 1 руб. х 13 месяцев (с 01.10.2020 г. по 31.10.2021 г.) = 189 879,69 руб.
Претензией от 19 августа 2021 г. истец обращался к ответчику с требованием об оплате стоимости установки и эксплуатации рекламных конструкций на фасаде доме. Однако, требования претензии ответчиком не исполнены (т.1 л.д.75, 35).
В связи с изложенным истец обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит взыскать с ответчика по настоящему делу в качестве неосновательного обогащения денежную сумму в размере 189 879 руб. 69 коп.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 1102, 1477, 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.03.2006 N 38- Федерального закона "О рекламе", Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", пришел к выводу, что поскольку спорные конструкции не являются рекламными, заключение с собственниками МКД какого-либо договора на их использование не требовалось, в связи с чем у ответчика не возникло неосновательного обогащения в виде сбереженной платы за пользование общим имуществом МКД.
В соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38- Федерального закона "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.
Согласно части пятой указанной статьи установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу частей 9 и 10 этой же статьи Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой регламентирована компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотрено, что общее собрание полномочно принимать решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из приведенных норм, согласие собственников помещений в многоквартирном доме и заключение договора требуется только на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на фасаде (стенах) дома.
Суд, исходя из обстоятельств дела, полагает, что конструкции, смонтированные ответчиком - вывески "Красное&Белое - не являются рекламной конструкцией по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2 и 5 части второй статьи 2 "Сфера применения настоящего Федерального закона" Закона N 38-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Пунктом первым статьи 3 Закона N 38-ФЗ определено, что в целях названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу статьи 9 Закона о защите прав потребителей потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой.
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Данная правовая позиция изложена в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".
В пункте первом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" разъяснено, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая в силу закона обязательна к размещению или размещается в силу обычая делового оборота; не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
При этом, то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Федеральная антимонопольная служба в письмах, адресованных территориальным органам, указывает общие принципы, которыми необходимо руководствоваться при определении того, содержит ли вывеска рекламную информацию или нет, а также частные случаи, когда размещение той или иной информации не является рекламой.
Так, не является рекламой:
- размещение товарных знаков, выступающих в качестве наименования заведения и индивидуализирующие такие организации в месте их нахождения (письмо N АК/3512 от 16.03.2006);
- размещение на фасаде фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений без индивидуализирующих признаков указанных товаров (письмо N АК/47658/13 от 28.11.2013); указание в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы (письмо N АК/47658/13 от 28.11.2013);
- указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимент реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель и т.п.);
- указание в месте нахождения организации коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации (письмо N АК/47658/13 от 28.11.2013);
- указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг (письмо N АК/47658/13 от 28.11.2013).
При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения не могут быть квалифицированы как реклама.
В рассматриваемом случае в здании по адресу: г. Самара, ул.Волгина, 121 расположен магазин розничной торговли ООО "Лабиринт-Волга" с товарным знаком "Красное&Белое". Магазин расположен на 1 этаже.
Размещение товарного знака преследует исключительно цель информирования потребителей о нахождении в данном здании магазина. Размещение товарного знака не направлено на привлечение внимания к торговому объекту, и никак не может формировать или поддерживать интерес к нему или способствовать его продвижению на рынке.
В связи с этим требования Закона о рекламе на данные вывески, указатели не распространяются.
В соответствии со ст. 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - Правила благоустройства).
Согласно Правил благоустройства юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством самостоятельно обеспечивается размещение вывесок на зданиях, строениях, сооружениях в месте своего фактического нахождения (осуществления деятельности).
К вывескам предъявляются следующие требования:
1) на вывесках допускается размещение только информации, предусмотренной Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей". Размещение на вывесках прочей информации считается рекламой и подлежит оформлению в установленном порядке;
2) вывеска должна размещаться с соблюдением требований законодательства о государственном языке Российской Федерации. В случае использования двух и более языков тексты должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены грамотно и разборчиво;
3) вывески должны размещаться в соответствии с комплексными решениями фасадов на участке фасада, свободном от архитектурных деталей, и соответствовать архитектурным членениям фасада, стилевому единству архитектурно-художественного облика, материалам, цветовому решению фасада здания, строения, сооружения;
4) вывески могут состоять из информационного поля (текстовая часть) и декоративно-художественного элемента. Высота декоративно-художественного элемента не должна превышать высоту текстовой части вывески более чем в два раза. Элементы одного информационного поля (текстовой части) вывески должны иметь одинаковую высоту и глубину;
5) вывески могут содержать зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки и знаки обслуживания. Указанные знаки могут быть размещены на вывеске только при наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя соответствующих прав, предусмотренных действующим законодательством;
6) вывески могут иметь внутреннюю подсветку. Внутренняя подсветка вывески должна иметь немерцающий, приглушенный свет, не создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливает в обязательном порядке на здании, строении, сооружении одну вывеску в соответствии с настоящим пунктом.
Вывеска размещается в форме настенной конструкции на доступном для обозрения месте непосредственно у главного входа или над входом в здание, сооружение или помещение, в котором фактически находится (осуществляет деятельность) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, сведения о котором содержатся в данной вывеске, или на фасаде здания, строения, сооружения в пределах указанного помещения, а также на лотках и в других местах осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем торговли, оказания услуг, выполнения работ вне его места нахождения.
Вывески в форме настенных конструкций и консольных конструкций, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, размещаются:
- не выше линии второго этажа (линии перекрытий между первым и вторым этажами) зданий, сооружений;
- на плоских участках фасада, свободных от декоративных архитектурных элементов, в пределах площади внешних поверхностей объекта. Под площадью внешних поверхностей объекта понимается площадь, соответствующая занимаемым данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) помещениям;
- параллельно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов (настенные конструкции) либо перпендикулярно поверхности фасадов объектов и (или) их конструктивных элементов (консольные конструкции)
Максимальный размер вывески в форме настенной конструкции, размещаемой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем на фасаде зданий, сооружений (за исключением объектов культурного наследия), не должен превышать: 0,5 м (по высоте), 60% от длины фасада (внешних поверхностей объекта), соответствующей занимаемым данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) помещениям, но не более 10 м (по длине).
При наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция (вывеска) размещается исключительно на фризе, занимая не более 70% длины фриза и 70% высоты фриза.
При наличии на фасаде объекта козырька настенная конструкция может быть размещена на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза. Запрещается размещение вывески непосредственно на конструкции козырька.
Судом первой инстанции установлено, что спорные конструкции ООО "Лабиринт-Волга" состоят из наименований "Красное&Белое", "К&Б", являются товарным знаком, право использования которого предоставлено ООО "Лабиринт-Волга" на основании лицензионного договора N 22 от 11.03.2020 г., заключенного с собственником такого товарного знака ООО "Альфа-М", которому права на товарный знак принадлежат в силу свидетельства N 821273 от 21.07.2020 г. со сроком действия до 21.07.2030 г.
Данный товарный знак, размещенный в месте осуществления деятельности ООО "Лабиринт-Волга", служит целям обозначения места нахождения по данному адресу объекта розничной торговли ответчика.
Размещение торгового знака юридического лица само по себе не формирует и не поддерживает интерес к определенному товару, не содержит сведений о каком-либо конкретном товаре, условиях его приобретения, не способствует продвижению определенного товара, таким образом не является рекламой.
Спорные конструкции над входной группой магазина содержат слова "Красное&Белое", "К&Б", соответствующие конструкции размещены непосредственно над и перед помещениями, занимаемыми магазином, в котором ответчик осуществляет торговую деятельность, то есть фактически ориентируют потребителя о месте нахождения организации. Предельные размеры конструкция не превышает.
Вывеска из стальной таблички площадью 48х60 см расположена на фасаде жилого дома и содержит кроме товарного знака, режим работы магазина, наименование ООО "Лабиринт-Волга" и адрес юридического лица.
Таким образом, указание юридическим лицом наименования магазина на вывеске по месту его нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.
Одновременно в рассматриваемых сведениях не содержится ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной применительно к ст. 3 Закона N 38-ФЗ.
Размещение вывесок подобного содержания является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся обычаям делового оборота.
Размещение урны около магазина предусмотрено п.13 ст.6 Правил благоустройства территории г.о.Самара и территорий внутригородских районов г.о.Самара: урны должны быть установлены у каждого подъезда многоквартирного жилого дома, у входов во все организации, объекты образования, здравоохранения, метрополитена, объекты потребительского рынка, культурно-развлекательные объекты независимо от форм собственности, на остановках городского и пассажирского транспорта, на детских и спортивных площадках. Урны устанавливаются правообладателями вышеуказанных объектов, земельных участков, и (или) лицами, осуществляющими содержание (обслуживание) соответствующих объектов и территорий.
Таким образом, размещение урны около магазина - это обязанность, предусмотренная Правилами благоустройства, плата за размещение которой на придворовой территории законом не предусмотрена. Доказательства принадлежности урны истцу в дело не представлены.
Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что размещенные ответчиком вывески на фасаде дома по своей форме и содержанию соответствуют требованиям Правил благоустройства территории г.о. Самара, указание наименования магазина на вывеске по месту его нахождения не может рассматриваться как реклама.
Учитывая изложенное, в данном случае обязанности по получению согласия собственников многоквартирного дома по размещению спорных конструкций не требовалось, ответчиком таким образом реализуется публичная обязанность в интересах неограниченного круга лиц.
Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости получения у управляющей организации, ТСЖ либо у собственников жилых и нежилых помещений разрешения для размещения вывесок, не носящих рекламного характера.
Обязанности по заключению договора аренды на размещение вывески законом не предусмотрено.
Действиями по размещению вывески магазина на фасаде встроенно-пристроенного нежилого помещения к многоквартирному дому права и интересы собственников помещений МКД никак не нарушены, доказательств обратного не представлено. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели индивидуализации и не может рассматриваться как реклама.
Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске и ее размеров.
Выводы арбитражного суда подтверждаются сложившейся судебной практикой, в частности Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 мая 2022 г. N Ф06-17369/2022.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют позицию истца при рассмотрении спора в суде первой инстанции, указанным доводам в решении судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы истца о том, что словосочетание "Красное & Белое" не является коммерческим наименованием ООО "Лабиринт-Волга", а представляет собой товарный знак, используемый ответчиком на основании лицензионного договора, что также свидетельствует о размещении рекламы ответчиком, апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с частью 2 ст. 1541 ГК РФ коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
В соответствии с абз. 5 п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" ее следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции. Следовательно, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой заявителем оплачено 3000 рублей государственной пошлины платежным поручением N 131 от 07.11.22г. Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.08.2022 года по делу N А55-33799/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Дегтярев |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33799/2021
Истец: ТСЖ "Волгина, 121"
Ответчик: ООО "Лабиринт-Волга", Родионов Александр Иванович