г. Пермь |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А71-314/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В..
при участии:
от заявителя: Ситник А.Н. паспорт, по доверенности от 10.01.2022, диплом;
от заинтересованного лица: Уткина И.В. удостоверение, по доверенности от 20.07.2022, диплом; Солдаткина М.А. удостоверение, по доверенности от 15.08.2022;
от третьего лица - Правительства Удмуртской Республики, Востриков С.В. паспорт, по доверенности от 22.12.2021, диплом;
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 12 сентября 2022 года
по делу N А71-314/2022
по заявлению некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (ИНН 1831165469, ОГРН 1141800000671)
к Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике (ИНН 1835028304, ОГРН 1021801664994)
третьи лица: Правительство Удмуртской Республики, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики,
о признании недействительным представления от 18 октября 2021 г. N 13-19-08/23 в части пунктов,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (далее - НУО "Фонд капитального ремонта в УР", Фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Удмуртской Республике (далее - УФК по УР, Казначейство, заинтересованное лицо) о признании незаконным представления от 18.10.2021 N 13-19-08/23 в части пунктов 1, 6 резолютивной части по нарушениям, указанным в корреспондирующих им пунктах 1, 2, 9 мотивировочной части представления (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным вынесенное Управлением Федерального казначейства по Удмуртской Республике в отношении Некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" г. Ижевск представление от 18.10.2021 N 13-19-08/23 в части пунктов 1, 6 резолютивной части по нарушениям, указанным в корреспондирующих им пунктах 1, 2, 9 мотивировочной части представления.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы со ссылкой на положения Градостроительного кодекса указывает, что капитальному ремонту подлежат не любые объекты, отнесенные к зданию, а лишь те, которые относятся к строительным конструкциям. Обращает внимание на то, что отмостка конструктивно не связана со зданием, строительной конструкцией здания не является. Исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации (ст, 161), Закона УР N 64-РЗ (ст.7) ремонт отмостки и цоколя, как самостоятельные виды работ, не включены в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта. Применяя к рассматриваемой ситуации положения МДС 13-14.2000 суд не учел, что оно распространяется на производственные здания и сооружения, а не на жилые дома. Кроме того, суд не учел, что постановление Правительства УР от 29.09.2014 N 371 регулирует возможность оплаты за счет средств капремонта ремонт отмостки только в рамках ремонта фундамента, а не как отдельные работы. Настаивает на том, что средства Фонда капремонта могут использоваться исключительно на работы, являющиеся работами по капитальному ремонту общего имущества МКД и не могут расходоваться на текущий ремонт. В части пункта п.6 (п. 9 мотивировочной части) оспариваемого представления отмечает, что в ходе проверки достоверно установлено, что при проведении капитального ремонта общего имущества МКД сумм уплаченных собственниками взносов недостаточно для выполнения работ по качественному ремонту, в связи с чем оплата работ, услуг выполнена за счет взносов собственников других МКД. При этом на момент окончания реализации программы сумма задолженности (на момент проверки) 12 749 150,00 руб. не может быть возвращена.
Заявитель, Правительство Удмуртской Республики представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в соответствии с которыми просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы жалобы и письменного отзыва на нее. Представитель Правительства Удмуртской Республики, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике от 16.07.2021 N 201 "О назначении плановой выездной проверки в некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" и на основании пункта 12 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Удмуртской Республике в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 28.12.2020, в период с 19.07.2021 по 09.09.2021 в отношении некоммерческой унитарной организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" проведена выездная проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2019-2020 годах за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
В ходе проведенной проверки Казначейством были выявлены следующие нарушения:
1. В нарушение части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", пунктов 4.10.2.1, 4.10.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2019 году за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт, приняты и оплачены выполненные работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, относящиеся к текущему ремонту, в общей сумме 886 148,85 руб., в том числе по видам работ:
- ремонт и окраска цоколя в 1 многоквартирном доме на общую сумму 84 239,00 руб.;
- смена и (или) ремонт отмостки в 4 многоквартирных домах на общую сумму 801 909,83 руб.;
2. В нарушение части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", пунктов 4.10.2.1, 4.10.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2020 году за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт, приняты и оплачены выполненные работы по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, относящиеся к текущему ремонту в общей сумме 27 939 175,43 руб., в том числе по видам работ:
- ремонт и окраска цоколя в 97 многоквартирных домах на общую сумму 10 888 412,24 руб.;
- смена и (или) ремонт отмостки в 111 многоквартирных домах на общую сумму 17 050 763,19 руб.;
3. В нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 234, 237 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2019 году в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не размещена информация об исполнении договоров, а именно, по 3 договорам не размещены платежные поручения по предоплате;
4. В нарушение части 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 234, 237 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2020 году в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не размещена информация об исполнении договоров, а именно, по договору от 26.04.2019 N РТС218А190018(Д) не размещены Акты о приемке выполненных работ ф. КС-2;
5. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 5.1.7 договора от 09.08.2019 N РТС218А190038(Д), НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2019 году не истребовал сумму, предусмотренную в качестве обеспечения исполнения обязательств (банковской гарантией N 64060-10) за невыполнение ООО "Лидер" работ в сроки, предусмотренные договором;
6. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 5.3.1 договоров от 15.03.2019 N РТС218Г190001(Д), от 18.03.2019 NРТС218П90005(Д), от 05.04.2019 N РТС218Г190010(Д) о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2019 году контроль за соблюдением подрядными организациями сроков выполнения работ, установленных договорами, не ремонта в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике на 2019 - 2021 годы, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2018 N 579;
7. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 4 пункта 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 5.1.1 договоров от 26.05.2020 N РТС218А200051(Д), от 08.06.2020 NРТС2018А200014 (д), от 05.06.2020 N РТС218А200058(Д) о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2020 году контроль за соблюдением подрядными организациями сроков выполнения работ, установленных договорами, не обеспечен, что привело к невыполнению капитального ремонта в многоквартирных домах в сроки, предусмотренные Краткосрочным планом реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике на 2019 -. 2021 годы, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2018 N 579.
8. В нарушение части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", НУО "Фонд капитального ремонта в УР" в 2020 году контроль за соблюдением предельного срока возвратности задолженности за капитальный ремонт, образованной в результате заимствования средств взносов собственников других многоквартирных домов, не осуществлялся, учет задолженности многоквартирных домов за капитальный ремонт общего имущества ведется без даты ее образования;
9. В нарушение пункта 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 11 Закона Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике", НУО "Фонд капитального ремонта в УР" на оплату капитального ремонта 56 многоквартирных домов заимствованы средства фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в других многоквартирных домах, в результате по состоянию на 31.12.2020 образовалась задолженность указанных 56 многоквартирных домов в сумме 71 895 420,00 руб., которую собственники не смогут возместить региональному оператору за счет последующих взносов на капитальный ремонт до конца 2048 года - окончания срока реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.05.2014 N 186, возвратность заимствования не обеспечена. При условии неизменности размера взносов на капитальный ремонт и отсутствия других работ по капитальному ремонту указанных домов по состоянию на 31.12.2048 задолженность составит в общей сумме 12 749 150,00 руб.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 09.09.2021, вынесено представление от 18.10.2021 N 13-19-08/23, согласно которому НУО "Фонд капитального ремонта в УР" вменено в обязанность:
1. Принять меры по устранению причин и условий нарушений в части приемки и оплаты выполненных работ в многоквартирных домах, относящихся к текущему ремонту, за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взносов на капитальный ремонт, в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушениям 1, 2).
2. Обеспечить своевременное размещение информации об исполнении договоров в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушениям 3, 4).
3. Обеспечить истребование суммы, предусмотренной в качестве обеспечения исполнения обязательств, в случаях неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения обязательств по договорам в предусмотренные сроки. Принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушению 5).
4. Обеспечить контроль за соблюдением подрядными организациями сроков выполнения работ, установленных договорами на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах. Принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушениям 6, 7).
5. Обеспечить контроль за соблюдением срока возвратности задолженности за капитальный ремонт, образованной в результате заимствования средств взносов собственников других многоквартирных домов. Учитывать задолженность многоквартирных домов за капитальный ремонт общего имущества с датами ее образования. Принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушению 8).
6. Не допускать в дальнейшем образования задолженности многоквартирных домов, которую собственники не смогут возместить региональному оператору за счет последующих взносов на капитальный ремонт. Принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 1 сентября 2022 года (по нарушению 9).
О результатах исполнения представления НУО "Фонд капитального ремонта в УР" следовало проинформировать Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике с приложением копий подтверждающих документов в срок до 08.09.2022.
Не согласившись с указанным представлением в части пунктов 1, 6 резолютивной части по нарушениям, указанным в пунктах 1, 2, 9 мотивировочной части представления, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что представление УФК по УР от 18.10.2021 N 13-19-08/23 в оспариваемой части не соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьей 198, 201 АПК РФ для признания недействительными (незаконными) ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета), формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, осуществляет иные полномочия, установленные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В силу части 3 статьи 265 БК РФ органы Федерального казначейства, в том числе Управление, осуществляют контрольную деятельность по внутреннему государственному финансовому контролю.
Публичные полномочия Управления по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля определены в пункте 1 статьи 269.2 БК РФ, в соответствии с которым полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (в редакции, действующей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого Предписания).
В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:
- направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
- направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
- осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого Предписания).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила).
Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (далее - деятельность по контролю), во исполнение статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю осуществляет:
а) контроль за использованием региональным оператором средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;
б) информационный обмен данными о лицах, привлеченных к административной ответственности, со Счетной палатой Российской Федерации в порядке, установленном соглашением о сотрудничестве;
в) назначение (организацию) проведения экспертиз, необходимых для проведения проверок;
г) получение необходимого для осуществления деятельности по контролю постоянного доступа к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство (далее - казначейство) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Пунктом 5 Положения N 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 4 Положения N 703 казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное, в том числе, государственным (муниципальным) заказчиком:
1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, как справедливо заключил суд первой инстанции, Управление при вынесении оспариваемого представления действовало в рамках предоставленных полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств (как причины для возврата в доход федерального бюджета денежных средств) необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В абзацах 3 и 4 пункта 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Фонд является исполнителем Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
В силу части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Согласно части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
Частью 3 статьи 179 ЖК РФ определено, что денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 ЖК РФ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен в статьях 166 ЖК РФ и 17 Закона N 127-ОЗ.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Данная норма Кодекса содержит только общие положения, более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта, даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт" и содержатся в следующих ведомственных строительных нормах:
Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденное приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, (далее - ВСН 58-88 (р),
Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000).
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99),
Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 17.12.1999 N 79.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В перечне основных работ, проводимых при капитальном ремонте, утвержденных приложением Б "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" (далее - СП 368.1325800.2017), в отношении стен, фасадов указан такой состав работ как утепление цоколей, ремонт фасадов, цоколей, ремонт отмостки, ремонт межпанельных швов; в отношении фундаментов - ремонт приямков, входов в подвалы; в отношении кровли - ограждений кровель.
В видах основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта, утвержденных приложением В к СП 368.1325800.2017 при капитальном ремонте фундамента и подвальных помещений предусматривается устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания (В.1.8.).
В качестве характерных дефектов конструкций и инженерного оборудования, подлежащих устранению в соответствии с проектом капитального ремонта жилого здания, утвержденного приложением Г названных Правил, проводимом при капитальном ремонте фундаментов, подвалов и технических подполий, является неудовлетворительное состояние водоотводящих лотков и отмостки, трещины в плоскости примыкания отмостки к наружным стенам.
В соответствии с пунктом 10 "Долговечность и ремонтопригодность" "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (далее - СП 54.13330.2016) несущие конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящего свода правил в течение предполагаемого срока службы, который может быть установлен в задании на проектирование.
Согласно пункту 10.4 СП 54.13330.2016 конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влага, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов согласно СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии".
В необходимых случаях должны быть приняты соответствующие меры от проникновения дождевых, талых, фунтовых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания, а также образования недопустимого количества конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях путем достаточной герметизации конструкций или устройства вентиляции закрытых пространств и воздушных прослоек.
В силу пункта 9.18 СП 54.13330.2016 наружные ограждающие конструкции многоквартирного здания должны иметь теплоизоляцию, изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха и пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещений, обеспечивающие: требуемую температуру и отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений; предотвращение накопления излишней влаги в конструкциях.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Закона.
Во исполнение данного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 утвержден Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Постановление N 815).
Пункты 9.18, 10.4 СП 54.13330.2016, регламентирующие работы по отмостке, цоколю, устройству приямков, герметизации межпанельных швов, в соответствии с Постановлением N 815 относятся к перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ.
Согласно пункту 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункту 1.4 Положения МДС 13-14.2000, данные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий, а также при проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений отраслей народного хозяйства.
В силу пункта 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (пункт 5.2).
Согласно пункту 4.1 ВСН N 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения ВСН 58-88 (р) система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым Приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым Приложением 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000 предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (пункт 3.4 Положения МДС 13-14.2000), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений также следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Организация мероприятий по выполнению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Удмуртской Республики от 22.10.2013 N 64-РЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" (далее - Закон УР N 64-РЗ), а также в соответствии с иными правовыми актами федерального и регионального уровня, принятыми в указанной сфере.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики Постановлением Правительства УР от 19.05.2014 N 186 утверждена Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике" на 2014-2048 годы (далее - Региональная программа).
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах Удмуртской Республики осуществляется в рамках Региональной программы.
Также постановлением Правительства УР от 29.09.2014 N 371 утверждены размеры предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт (далее - Постановление N 371).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона УР N 64-РЗ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома; 7) изготовление и экспертизу проектной документации на работы (услуги), указанные в пунктах 1 - 6, 9 настоящей части, в целях проведения капитального ремонта общего имущества конкретного многоквартирного дома (в случае, если подготовка проектной документации и (или) проведение ее экспертизы необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); 8) оценка технического состояния многоквартирного дома; 9) ремонт систем и средств противопожарной защиты; 10) услуги по строительному контролю.
Судами установлено, что во исполнение Региональной программы, Краткосрочного плана 2019-2021 Фонд организовал проведение капитального ремонта в 2019 г. по ремонту и окраске цоколя в 1 МКД на сумму 84239,00 руб. (с. Люкшудья, ул. Станционная, 3), смену и (или) ремонт отмостки в 4 МКД на сумму 801909,83 руб. (г. Ижевск, ул. Школьная, 53, с. Алнаши, ул. Восточная, 14, с. Вараксино, 19,. Люкшудья, ул. Станционная, 3).
В 2020 году Фонд организовал проведение капитального ремонта по ремонту и окраске цоколя в 97 МКД на сумму 10888412,24 руб. и смену и (или) ремонт отмостки в 111 МКД на сумму 17050763,19 руб. по следующим адресам: с. Каракулино, пер. Свободы, 18, с. Каракулино, ул. Каманина, 34, г. Камбарка, ул. Чернышевского, 37, с. Каракулино, ул. Сивкова, 2, п. Борок, ул. Ленина, 23, с. Кама, ул. Речников, 1А, г. Глазов, ул. Школьная, 11/1, г. Глазов, ул. Школьная, 8/8, г. Глазов, ул. Дзержинского, 5, г. Глазов, ул. Дзержинского, 6, г. Глазов, ул. Революционная, 4, г. Глазов, ул. Сулимова, 76, г. Глазов, ул. Энгельса, 25, г. Глазов, ул. Энгельса, 25В, г. Глазов, ул. Пряженникова, 59, г. Глазов, ул. Республиканская, 45, г. Глазов, ул. Советская, 14, г. Глазов, ул. Советская, 31/45, г. Глазов, ул. Советская, 5, г. Глазов, ул. Комсомольская, 28/38, г. Глазов, ул. Комсомольская, 30, г. Глазов, ул. Парковая, 8, г. Глазов, ул. Чепецкая, 5, г. Глазов, ул. Чепецкая, 5А, г. Глазов, ул. Чепецкая, 7, г. Глазов, ул. Чепецкая, 7А, г. Воткинск, ул. 1 Мая, 129, г. Воткинск, ул. Мичурина, 5, п. Балезино, ул. Л. Толстого, 24, г. Воткинск, ул. Тихая, 14, г. Воткинск, ул. Тихая,59, п. Игра, мкр. Западный, 85, д. Кварса, ул. Железнодорожная, 3, с. Шаркан, ул. Мира, 12, с. Вавож, пер. Коммунальный, 8, г. Глазов, ул. Молодой гвардии, 5, г. Глазов, ул. Тани Барамзиной, 5, г. Глазов, ул. Циолковского, 1а, с. Алнаши, ул. Заводская, 2, с. Алнаши, ул. Заводская, 4, с. Алнаши, ул. Заводская, 6, с. Алнаши, ул. Первомайская, 2,. Алнаши, ул. Первомайская, 4а, с. Алнаши, ул. Пушкинская, 1, с. Алнаши, ул. Пушкинская, 3, с. Алнаши, ул. Пушкинская, 17, с. Алнаши, ул. Пушкинская, 19, с. Варзи-Ятчи, ул. Дружбы, 3,. Варзи-Ятчи, ул. Мира, 15, г. Ижевск, ул. пл. имени 50-летия Октября, 9,. Ижевск, ул. пл. имени 50-летия Октября, 10, г. Ижевск, пер. Прасовский, 6, с. Алнаши, ул. Первомайская, 2А, с. Асановский совхоз-техникум, ул. Аллейная, 34, с. Завьялово, ул. Калинина, 57, д. Позимь, 5, д. Позимь, 14, г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 114, г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, 74, с. Черемушки, пл. Заводская, 1, с. Горняк, ул. Коммунальная, 8, с. Можга, тер. Микрорайон, 4, г. Глазов, ул. Короленко, 12,. Глазов, ул. Короленко, 24а, г. Глазов, ул. Молодой гвардии, 14, г. Глазов, ул. Мира, 36А, г. Глазов, ул. Наговицына, 7/29, г. Глазов, ул. Ленина, 9, г. Глазов, ул. Наговицына, 3, п. Яр, ул. Советская, 37, п. Яр, ул. Флора Васильева, 28, г. Глазов, ул. Ленина, 5В, г. Глазов, ул. Ленина, 6, г. Глазов, ул. Ленина, 11, г. Глазов, ул. Ленина, 13, г. Глазов, ул. Ленина, 15, г. Воткинск, ул. Белинского, 10, г. Воткинск, ул. Волгоградская, 27, г. Воткинск, ул. Зориной, 115, г. Воткинск, ул. Тихая, 8, г. Воткинск, пер. Ломоносова, 38, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 214, г. Сарапул, ул. Рабочая, 20, г. Сарапул, ул. Строительная, 7, г. Ижевск, ул. Металлистов, 48, г. Ижевск, ул. Новостроительная, 29, г. Ижевск, ул. Автономная, 85, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 19А, п. Кез, ул. Б.-Городок, 5, п. Кез, ул. Ломоносова, 61, с. Чепца, ул. Труда, 19, с. Шаркан, ул. Мира, 6, ст. Железнодорожная станция, Алнаши, ул. Лесная, 5, с. Алнаши, ул. Восточная, 10, с. Алнаши, ул. Комсомольская, 1, с. Алнаши, ул. Првомайская, 46, с. Алнаши, ул. Строительная, 4, п. Игра, мкр. Восточный, 4, п. Игра, ул. Труда, 22, с. Красногорское, ул. Ленина, 80, с. Красногорское, ул. Ленина, 67, п. Балезино, ул. Короленко, 9, п. Балезино, пер. Русских, 7, с. Андрейшур, ул. Школьная, 1, с. Андрейшур, ул. Школьная, 3, с. Андрейшур, ул. Школьная, 5, п. Яр, ул. Советская, 14, г. Глазов, ул. Драгунова, 49А, г. Глазов, ул. Кирова, 10А, г. Глазов, ул. Кирова, 18, г. Глазов, ул. Кирова, 65В, г. Глазов, ул. Кирова, 71А, с. Постол, ул. Школьная, 6, с. Октябрьский, 6, с. Первомайский, ул. Ленина, 12, г. Ижевск, ул. Баранова, 54, г. Ижевск, ул. гор. Машиностроителей, 72, г. Ижевск, ул. Краева, 43, г. Ижевск, ул. пл. имени 50-летия Октября, 14, г. Ижевск, ул. Сабурова, 45А, г. Ижевск, ул. 50-летия ВЛКСМ, 51, г. Ижевск, ул. 50-летия ВЛКСМ, 53, г. Ижевск, ул. Воровского, 142, г. Ижевск, ул. Восточная, 83а, г. Ижевск, ул. Гагарина, 74, г. Ижевск, ул. Зенитная, 1, г. Ижевск, ул. Металлистов, 37.
Фондом были заключены соответствующие договоры подряда на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
Отмостка многоквартирного дома, как и цоколь, являются строительной конструкцией (элементом строительной конструкции) многоквартирного дома, замена и восстановление которых выполняются в рамках капитального ремонта.
Согласно подпунктам 1 и 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением Б к "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада.
Устройство новой отмостки вокруг здания с целью защиты почвы под фундаментами от размывания или намачивания отнесено к основным технологическим процессам при выполнении капитального ремонта фундаментов и подвальных помещений (пункт В. 1.8 Видов основных технологических процессов при выполнении капитального ремонта Приложения В к "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта").
В качестве характерных дефектов конструкций и инженерного оборудования, подлежащих устранению в соответствии с проектом капитального ремонта жилого здания, утвержденного приложением Г названных Правил, проводимом при капитальном ремонте фундаментов, подвалов и технических подполий, является неудовлетворительное состояние водоотводящих лотков и отмостки, трещины в плоскости примыкания отмостки к наружным стенам.
В соответствии с пунктом 10 "Долговечность и ремонтопригодность" "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" (далее - СП 54.13330.2016) несущие конструкции здания должны сохранять свои свойства в соответствии с требованиями настоящего свода правил в течение предполагаемого срока службы, который может быть установлен в задании на проектирование.
Согласно пункту 10.4 СП 54.13330.2016 конструкции и детали должны быть выполнены из материалов, обладающих стойкостью к возможным воздействиям влага, низких температур, агрессивной среды, биологических и других неблагоприятных факторов согласно СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии".
В необходимых случаях должны быть приняты соответствующие меры от проникновения дождевых, талых, грунтовых вод в толщу несущих и ограждающих конструкций здания, а также образования недопустимого количества конденсационной влаги в наружных ограждающих конструкциях путем достаточной герметизации конструкций или устройства вентиляции закрытых пространств и воздушных прослоек.
В силу пункта 9.18 СП 54.13330.2016 наружные ограждающие конструкции многоквартирного здания должны иметь теплоизоляцию, изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха и пароизоляции от диффузии водяного пара из помещений, обеспечивающие: требуемую температуру и отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях конструкций внутри помещений; предотвращение накопления излишней влаги в конструкциях.
Пункты 9.18, 10.4 СП 54.13330.2016, регламентирующие работы по отмостке, цоколю, устройству приямков, герметизации межпанельных швов, в соответствии с Постановлением N 815 относятся к перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ.
Кроме того, проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении N 3 ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения". Необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Таким образом, замена отмостки и ремонт цоколя могут быть отнесены к капитальному ремонту, представителями собственников были приняты выполненные работы, спор между собственниками и Фондом капитального ремонта в данной части отсутствовал.
Отнесение работ по ремонту отмосток и цоколей, выполняемых в рамках капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, отнесено к капитальному ремонту в силу актов регионального законодательства Удмуртской Республики. В частности, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.09.2014 N 371 "Об утверждении размеров предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт" определена предельная стоимость капитального ремонта фасада, в том числе отдельно по следующим составляющим: восстановление кирпичной кладки с расшивкой швов, на уровне цоколя (п. 5.1); ремонт цоколя с оштукатуриванием и окрашиванием (п. 5.2); ремонт цоколя с облицовкой металлосайдингом без утепления (п. 5.3); герметизация и ремонт межпанельных швов на уроне цоколя (п. 5.4). Также определена предельная стоимость капитального ремонта фундамента МКД, в том числе в п. 6.1 отдельно ремонта отмостки (устройство бетонной отмостки) и в п. 6.2 ремонта отмостки (устройство асфальтобетонной отмостки).
Отклоняя доводы Казначейства о том, что спорный ремонт отмостки и цоколя относится к обязанностям управляющей организации и не может быть произведен за счет средств капитального ремонта, суд правомерно исходил из следующего.
Состав работ по капитальному ремонту и текущему ремонту может совпадать, но для квалификации проведенных работ имеет значение цель их проведения, их объем и последствия для объекта.
Управляющая организация обязана выполнять текущий ремонт отмостки, который выражается, например, в заделке имеющихся трещин, а также замене части отмостки. В случае не исполнения управляющей организацией ремонта отмостки она может прийти в полную негодность, в связи с чем потребуется ее полная замена, а полная замена одного из конструктивных элементов дома относится к капитальному ремонту.Таким образом, невыполнение управляющей организацией ее обязанностей по ремонту отмостки не может служить основанием для отказа проведения капитального ремонта в случае полного разрушения отмостки. Таким образом, не выполнение управляющей организацией ее обязанностей по ремонту отмостки и цоколю не может служить основанием для отказа проведения капитального ремонта отмостки в случае ее полного разрушения. Также заделка швов, оштукатуривание, покраска, обшивка металлосайдингом цоколя дома способствует безопасности в первую очередь конструктивным элементам многоквартирного дома, предотвращает их дальнейшее разрушение, относится к ремонту фасада многоквартирного жилого дома, в связи с чем указанный вид работ суд также относит к капитальному ремонту МКД.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, а именно актам обследования, техническим заключениям по результатам обследования, фотографиям следует, что на момент проведения технического обследования многоквартирных домов были нарушены предельно допустимые характеристики надежности и безопасности фундаментов и фасадов зданий, в том числе отмостки и цоколя.
Так, например, фасад многоквартирного жилого дома по адресу: с. Люкшудья, ул. Станционная, 3 согласно техническому заключению, проведенному подрядной организацией, находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.
По адресу: г. Ижевск, ул. Школьная, 3 в результате обследования в отмостке дома выявлены следующие дефекты и повреждения: наблюдается повсеместное разрушение верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, ширина отмостик переменная, в некоторых местах отсутствует нормативный уклон отмостки от здания, наличие контр.уклона, многочисленные дефекты в виде просадок, провалов на величину более 20 мм, прорастание растительности на отдельных участках, трещины в месте примыкания отмостки к наружным стенам. Все вышеперечисленные не обеспечивает отвод атмосферных осадков и талых вод от здания, что нарушает установленные нормативы к отмостке здания. Отмостка дома находится в неудовлетворительном состоянии и не выполняет своей функции защиты фундамента от атмосферных осадков, соответственно.
При этом, следует отметить, что при проведении проверки УФК по УР конкретные дефекты и степень разрушения элементов многоквартирных домов не оценивались, специалисты и эксперты по строительству не привлекались, выводы были сделаны, исходя только из названия работ, были выделены все дома, в которых проводились работы по ремонту цоколя и отмостки.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что в спорном случае имела место необходимость работ по замене и ремонту отмосток и цоколей в спорных многоквартирных домов, которые должны быть отнесены к капитальному ремонту, финансируемому за счет средств региональной программы капитального ремонта субъекта Российской Федерации, в связи с чем выводы представления, указанные в пунктах 1, 2 мотивировочной части (пункт 1 резолютивной части), являются незаконными.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности представления в указанной части (пункты 1, 2 мотивировочной части - пункт 1 резолютивной части) и удовлетворил соответствующее требование заявителя.
В части оспаривания нарушений указанных в пункте 9 мотивировочной части представления, выразившихся в образовании задолженности многоквартирных домов, собственники которых не смогут возместить её до конца 2048 года - окончания срока Региональной программы, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.
В пункте 10.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" часть 4 статьи 179 ЖК РФ, по своему буквальному смыслу, не обязывает регионального оператора получать согласие на распоряжение средствами фонда капитального ремонта у собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих его на счете, счетах этого регионального оператора, - иное не соответствовало бы экономическим принципам, лежащим в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах и управления этими накоплениями.
Вместе в тем, как следует из ее положений, региональный оператор распоряжается соответствующими средствами на основе принципа возвратности, предполагающего, что собственники помещений в многоквартирном доме, где был проведен капитальный ремонт за счет средств, аккумулированных на счете регионального оператора, не освобождаются от закрепленной частью 1 статьи 169 ЖК РФ обязанности перечислять взносы на капитальный ремонт на счет регионального оператора и после проведения в их доме капитального ремонта и что возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется, согласно части 7 статьи 182 указанного кодекса, за счет последующих взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате собственниками помещений в этом многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В части 1 статьи 182 ЖК РФ предусмотрено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона УР N 64-РЗ (в редакции Закона УР от 16.11.2018 N 69-РЗ, действовавшей в спорный период 2019-2020 гг.) средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.
Региональный оператор исполняет функции, возложенные на него учредителем в лице Правительства Удмуртской Республики, и является исполнителем краткосрочного плана реализации региональной программы, который формируется и утверждается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (Минстроем УР).
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Удмуртской Республики. Срок реализации программы установлен на 2014-2048 годы. В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта утверждаются краткосрочные (сроком на три календарных года) планы реализации Программы.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, с учетом положений закона части 4 статьи 179 ЖК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не нарушены требования закона при проведении капитального ремонта спорных многоквартирных домов путем заимствования средств фонда капитального ремонта с других многоквартирных домов.
Отклоняя доводы казначейства о том, что в период действия Региональной программы - до 2048 года 56 многоквартирным домам невозможно будет возвратить заимствованные средства исходя из минимальных размеров взносов на капитальный ремонт, суд закономерно исходил из того, что представленный расчет Казначейства носит предположительный характер.
Фонд в соответствии законом не лишен возможности использовать сформированные средства за счет вносимых взносов собственниками на капитальный ремонт, в том числе путем заимствования. Также до окончания срока действия Региональной программы может измениться как законодательство, размеры тарифов, так и иные обстоятельства, которые могут повлиять на осуществление взносов на капитальный ремонт, а также на возможность исполнимости возвратности заимствованных денежных средств. Также не утверждена методика расчета заимствованных денежных средств на проведение капитального ремонта, например, учитывается ли при этом такой критерий, как инфляция и т.д.
Кроме того, нормативно-правовыми актами, действовавшими в проверяемый период 2019-2020, не устанавливались обязанность обеспечить возврат заимствованных средств в какой-то конкретный период, до какой-то определенной даты, также не устанавливалось обязанность жителям многоквартирных домов, в которых уже проведен капитальный ремонт, в том числе за счет заимствованных средств из взносов на другие дома, возвратить данные денежные средства незамедлительно после проведения капитального ремонта.
Вся Региональная программа рассчитана до 2048 года, соответственно, говорить об исполнении либо неисполнении критерия возвратности заимствованных денежных средств, можно будет только по её окончанию (по истечении 10 лет в соответствии с редакцией, действующий в настоящее время).
Оспариваемое представление в части пункта 9 возлагает на заявителя не допускать в дальнейшем образования задолженности многоквартирных домов, которую собственники не смогут возместить региональному оператору за счет последующих взносов на капитальный ремонт. Принять меры по устранению причин и условий нарушения в срок до 1 сентября 2022 года.
Возможность заимствования таких средств не запрещена действующим законодательством.
Из оспариваемого пункта представления не ясно, какие действия должен осуществить Фонд для его исполнения. Исходя из его смысла, НУО "Фонд капитального ремонта в УР" должно провести ремонт только в тех домах, которые, исходя из ситуации на сегодняшний момент, смогут обеспечить возвратность денежных средств до 2048 г., остальные же дома, несмотря на то, что они уже включены в краткосрочные планы реализации региональной программы, которые обязательны для исполнения Фондом, капитальному ремонту не подлежат. Однако, такая ситуация противоречит самому смыслу Программе капитального ремонта, поскольку в таком случае без ремонта останутся именно те дома, которые больше всего в них нуждаются.
Кроме того, в случае невозврата заимствованных средств заявителем на счет регионального оператора, формируемого для тех многоквартирных домов, где такие средства заимствованы, возникают убытки, которые могут быть взысканы.
С учетом изложенного, оспариваемое представление в части пункта 6 (п. 9 мотивировочной части) не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, подлежит признанию незаконным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда Удмуртской Республики о том, что УФК по Удмуртской Республике в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало законность и обоснованность оспариваемого в части представления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии представления Управления федерального казначейства по Удмуртской Республике от 18.10.2021 N 13-19-08/23 в части пунктов 1, 6 резолютивной части по нарушениям, указанным в пунктах 1, 2, 9 мотивировочной части представления, Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушении прав и законных интересов заявителя.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают существенного нарушения судом норм материального и (или) процессуального права, а свидетельствуют о несогласии заинтересованного лица с выводами суда, что не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ УФК по УР освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2022 года по делу N А71-314/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-314/2022
Истец: Некоммерческая унитарная организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике
Третье лицо: Правительство Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики