г. Саратов |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А12-37732/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. 7-й Гвардейской дивизии, д. 12, ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А12-37732/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство воздушных сообщений Волга" (400131, г. Волгоград, ул. Аллея Героев, д. 5, ОГРН 1023403432535, ИНН 3444067732)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. им. 7-й Гвардейской дивизии, д. 12, ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585)
о признании незаконным решения,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551),
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство воздушных сообщений Волга" - Толмачевой Т.Г., по доверенности от 25.01.2022, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - Юркова Е.В., по доверенности от 10.01.2022, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда - Юркова Е.В., по доверенности от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство воздушных сообщений Волга" (далее - ООО "ТАВС Волга", общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - ИФНС по Центральному району г. Волгограда, инспекция, налоговый орган) от 20.08.2021 N 10-19/2172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме, включая доначисление страховых взносов по ОПС, ОМС, ОСС в размере 4 812 249,28 руб., начисления пени в размере 1 987 055, 29 руб., штрафа в размере 248 629 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда от 20.08.2021 N 10-19/2172 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в полном объеме, включая доначисление страховых взносов по ОПС, ОМС, ОСС в размере 4 812 249,28 руб., начисления пени в размере 1 987 055, 29 руб., штрафа в размере 248 629 руб. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Волгограда в пользу общества с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство воздушных сообщений Волга" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Инспекция не согласилась с принятым решением суда и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в данном случае отсутствовали основания для исключения денежных средств, полученных обществом в связи с исполнением обязательств по агентским договорам, из состава доходов за налоговый период, определяемых в целях применения пониженных тарифов страховых взносов. Поскольку сумма денежных средств, поступивших в 2017-2018 гг. ООО "ТАВС Волга" в связи с исполнением обязательств по договорам превышает 79 млн. руб. за отчетный (расчетный) период, соответственно обществом неправомерно применены пониженные тарифы по страховым взносам в проверяемом периоде. В обоснование своей позиции Инспекция ссылается на судебную практику.
В судебное заседание явились представители общества с ограниченной ответственностью "Территориальное агентство воздушных сообщений Волга", Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области и Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ, что подтверждается отчетом о публикации.
Представитель ИФНС по Центральному району г. Волгограда огласил позицию по делу. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А12-37732/2021 считает незаконным и необоснованным, просит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "ТАВС Волга" огласил позицию по делу, против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области поддерживает позицию ИФНС по Центральному району г. Волгограда.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Центральному району г. Волгограда на основании решения Инспекции ФНС России по Центральному району г. Волгограда от 30.12.2020 N 10-19/7 в период с 30.12.2020 по 29.04.2021 проведена выездная налоговая проверка ООО "ТАВС Волга" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 29.06.2021 N 10-19/3244.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 29.06.2021 N 10-19/3244, возражений налогоплательщика, иных материалов, 20.08.2021 налоговым органом принято решение N 10-19/2172, из резолютивной части которого следует, что инспекцией установлена неуплата страховых взносов ОПС, ОМС и ОСС в 2017 и 2018 годах в сумме 4 812 249,28 рублей, из которых 2 325 959,71 рублей - за 2017 год, 2 486 289,57 рублей - за 2018 год. В связи с чем, налоговым органом доначислены страховые взносы по ОПС, ОМС, ОСС в размере 4 812 249,28 рублей, начислены пени за просрочку исполнения обязательства по уплате страховых взносов в размере 1 987 055,29 рублей. Общество также привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату страховых взносов в виде штрафа в размере 248 629 рублей.
Таким образом, основанием для начисления налога, пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ послужили выводы Инспекции о неправомерном применении Обществом пониженного тарифа по страховым взносам в 2017-2018 годах.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 29.11.2021 N 1140 апелляционная жалоба ООО "ТАВС Волга" оставлена без удовлетворения.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС по Центральному району г. Волгограда.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неправомерном доначислении налоговым органом спорных сумм налога, пени и штрафа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 426 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверенном налоговым органом периоде) в 2017 - 2019 годах для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 Кодекса (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов), применяются следующие тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9 процента; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 1,8 процента;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1 процента.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является вид деятельности, указанный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. руб.
При этом в силу пункта 6 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов, определяемом путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 427 НК РФ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в ст. 427 Кодекса совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Таким образом, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий:
- применение упрощенной системы налогообложения;
- наличие основного вида деятельности, определенного в ст. 427 Кодекса;
- доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте ст. 427 Кодекса виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов;
- доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Как установлено материалами дела, основным видом деятельности ООО "ТABC Волга" в 2017-2018 гг. является деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом (ОКВЭД 52.23).
Основное направление деятельности - деятельность агентов по продаже перевозок, которая осуществляется на основании соответствующих агентских соглашений, заключенных с перевозчиками.
В соответствии со пп. 1 п. 1 ст. 346.14 НК РФ Общество является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО) с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Для Общества за период 2017-2018 гг. установлен пониженный тариф страховых взносов:
- 20% на обязательное пенсионное страхование
- 0% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
- 0% на обязательное медицинское страхование, при условии, что доходы Общества за налоговый период не превышают 79 млн. руб. и доля доходов в связи с осуществлением основного вида деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
В ходе выездной налоговой проверки установлено, что сумма поступивших на расчетные счета ООО "ТABC Волга" денежных средств составила в 2017 году - 975 795 869,50 руб., в 2018 году - 1 341 334 176 руб. за билеты, за бронирование и т.д. Денежные средства получены обществом от осуществления основного вида деятельности, в отношении которого налогоплательщик применяет УСНО.
Инспекцией к доходу отнесены все поступившие Обществу от покупателей денежные средства за минусом возврата денежных средств покупателям, исходя из того, что поступления в силу пункта 1 статьи 41, подпункта 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ являются доходом плательщика, хотя и не подлежащим обложению налогом на прибыль организаций, а также налогом в связи с применением УСНО, но являясь доходом, подлежат учету при определении размера тарифа по страховым взносам. Налоговый орган посчитал, что сумма денежных средств, поступивших в 2017-2018 гг. ООО "ТABC Волга" в связи с исполнением обязательств по договорам превышает 79 млн. руб. за отчетный (расчетный) период, соответственно Обществом неправомерно применены пониженные тарифы по страховым взносам в проверяемом периоде, в связи с чем, налоговым органом Обществу доначислены страховые взносы.
ООО "ТABC Волга", обжалуя в арбитражный суд решение налогового органа, в обоснование своей позиции ссылалось на то, что является агентом, доходом налогоплательщика для применения пониженного тарифа по страховым взносам является только сумма агентского вознаграждения. Аналогичного подхода налогоплательщик придерживался при определении суммы дохода в целях исчисления налога по УСНО за 2017 г., 2018 г., отраженного в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО в спорные периоды.
Суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 и пунктом 1 статьи 421 НК РФ объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие налог в связи с применением УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
На основании статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу статьи 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Из подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Статьей 247 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Судами установлено, что согласно выпискам из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности общества в 2017-2018 гг. являлась вспомогательная деятельность, связанная с воздушным и космическим транспортом, прямо поименованная в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ.
Доля доходов в связи с осуществлением этой деятельности в 2017, в 2018 г. составляла не менее 70% в общем объеме доходов, что налоговым органом не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что поступающие в адрес ООО "ТABC Волга" денежные средства по агентским договорам являются выручкой принципалов и не относятся к доходам Общества в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, такие доходы не учитываются для целей налогообложения на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
Согласно представленным в материалы дела агентским договорам, действовавшим в спорный период (2017-2018 гг.), ООО "ТABC Волга" является агентом, который по поручению принципала, от его имени либо от своего имени, но в интересах и за счет принципала, осуществляет за агентское вознаграждение:
- оформление и продажу пассажирских авиаперевозок и багажа, а также дополнительных услуг, связанных с воздушной перевозкой,
- продвижение и реализацию туристского продукта или туристской услуги;
- продажу и оформление грузовых авиаперевозок;
- оформление железнодорожных проездных документов;
- продажу билетов на автобусы;
- оформление и возврат талонов на перевозку пассажиров автомобильным и морским транспортом;
- оказание посреднических услуг по бронированию номеров в гостиницах, апартаментах, базах, домах отдыха, по размещению третьих лиц в гостиницах.
Денежные средства, полученные Обществом как агентом, перечисляются им в адрес принципалов, являются собственностью соответствующих принципалов и составляют их выручку.
Таким образом, все суммы, полученные Обществом как агентом, являются собственностью не Общества, а принципалов, которые Общество в объеме 100% перечисляет принципалам за минусом своего агентского вознаграждения.
Налоговым органом не оспаривается факт перечисления Обществом денежных средств на счета принципалов в полном объеме в соответствии с условиями заключенных агентских договоров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Этим же пунктом установлено, что общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и в подпункте 1 пункта 1.1. статьи 346.15 НК РФ.
Понятие "общий объем доходов" раскрыто законодателем в п. 6 ст. 427 НК РФ только для определения вида экономической деятельности плательщика в качестве основного, то есть 70 процентной доли. Пункт 6 ст. 427 НК РФ не содержит условия, что общий объем доходов, который определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и в подп. 1 п. 1.1. ст. 346.15 НК РФ, не должен превышать 79 млн. рублей. При этом в данном пункте имеется отсылка к пп. 3 п. 2. ст. 427 НК РФ (запрет на превышение предела в 79 млн. рублей) как к самостоятельному основанию, при котором налогоплательщик утрачивает право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
В рассматриваемом случае, в целях применения пониженных тарифов, доходы за налоговый период определяются по правилам ст. 346.15 НК РФ и составляют объект налогообложения.
Согласно пп.1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Из пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что поступления (за вычетом сумм агентского вознаграждения), в действительности доходами налогоплательщика не являлись, носили "транзитный" характер.
Как следует из материалов дела, доход Общества в 2017 году составил 50 260 976 руб., в 2018 году - 52 254 910 руб., в связи с чем, доходы в 2017 году и в 2018 году не превысили установленного предела (79 млн. рублей).
Таким образом, арбитражный суд пришел к верному выводу, что ООО "ТАВС Волга" правомерно применяло пониженный тариф страховых взносов в 2017-2018 годах, поскольку его собственный доход (экономическая выгода) не превышает ограничений, установленных абзацем 2 подпункта 3 пункта 2 ст. 427 НК РФ.
Иной подход фактически устраняет возможность применения льготных условий, а именно применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении деятельности указанной пп.5 п. ст. 427 НК РФ, поскольку провозная плата существенно выше размера агентского вознаграждения. При отнесении провозной платы и к доходам агента и к доходам принципала, установленный пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, лимит годового дохода, будет всегда превышен у обоих субъектов, а денежные средства, которые поступают агенту в связи с исполнением агентского договора и которые агент перечисляет принципалу в объеме 100% за минусом вознаграждения, признаются налоговым органом одновременно как доходом агента, так и доходом принципала, что недопустимо.
Указанная позиция подтверждается постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2022 г. по делу N А12-35158/2021.
Заявленный в апелляционной жалобе довод об обратном, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм права.
Ссылки заявителя на Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N А73-18147/2019, а также Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2022 N 303-ЭС20-15511 не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными обстоятельствам настоящего спора.
В указанных делах рассматривался вопрос о включении в сумму доходов за налоговый период целевых поступлений в виде субсидии, которые имеют иную правовую природу.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом и в полном объеме.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Общества.
Доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах, судом по делу принято законное и обоснованное решение. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле посредством его размещения в установленном порядке в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15 сентября 2022 года по делу N А12-37732/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-37732/2021
Истец: ООО "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ ВОЛГА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1296/2023
14.12.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10128/2022
15.09.2022 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-37732/2021
03.03.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1684/2022