г. Хабаровск |
|
14 декабря 2022 г. |
А04-6590/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Левченко И.И. представителя по доверенности от 19.09.2022, сроком по 31.12.2022;
от: общества с ограниченной ответственностью "СМУ-22": представитель не явился;
от генерального директора ООО "СМУ-22" Сухоносова Сергея Юрьевича: представитель не явился;
от учредителя ООО "СМУ-22" Волошина Игоря Владимировича: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области"
на решение от 13.10.2022
по делу N А04-6590/2022
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" (ОГРН 1022800511799, ИНН 2801001730)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СМУ-22", генеральный директор ООО "СМУ-22" Сухоносов Сергей Юрьевич, учредитель ООО "СМУ-22" Волошин Игорь Владимирович
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, в лице федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" (далее - заявитель, ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Управление, антимонопольный орган, антимонопольная служба, УФАС России по Амурской области) о признании недействительным и отмене решения N РНП-28-53/2022 от 27.07.2022 (в полном объеме 01.08.2022); об обязании Управления включить сведения об ООО "СМУ-22" (далее - общество), в том числе в отношении генерального директора общества - Сухоносова С.Ю. (ИНН 280100046502), учредителя общества - Волошина И. В. (ИНН 280100638322) в реестр недобросовестных поставщиков; о взыскании расходов на уплату государственной пошлины в размере 6000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "СМУ-22", генеральный директор ООО "СМУ-22" Сухоносов Сергей Юрьевич, учредитель ООО "СМУ-22" Волошин Игорь Владимирович.
Решением суда от 13.10.2022 в удовлетворении заявленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в лице ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" требований отказано; последнему из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз", обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: Управление в принятии решения ограничилось формальной проверкой фактов о ненадлежащем выполнении работ по Контракту, а обязано было исследовать все обстоятельства дела и дать оценку совершенных исполнителем по контракту действий, приведших к одностороннему расторжению Контракта; заключив государственный Контракт, ООО "СМУ-22" на протяжении длительного времени не приступало к выполнению работ, а также не представляло проект производства работ, что подтверждается письмом от 17.06.2021 в силу пункта 4.1 Контракта: "Подрядчик начинает выполнять работы, предусмотренные Контрактом с момента его заключения"; в нарушение Контракта подрядчик комплект первичных учетных документов, а также исполнительную документацию в адрес заказчика не направлял, не извещал о завершении этапа работ по Контракту, для участия в приемке результата работ заказчика не приглашал; 16 мая 2022 года Арбитражным судом Амурской области вынесено решение по делу N А04-1713/2022 о взыскании с подрядчика штрафа, за нарушение срока исполнения обязательств по Контракту, в размере 300 000 рублей; факт нарушения срока исполнения контракта и поэтапной сдачи работ ООО "СМУ-22" не оспаривался; исполнитель по контракту в десятидневный срок не устранил выявленные нарушения, не представил доказательства возможности выполнения им работ, писем в адрес заявителя, свидетельствующих о нецелесообразности одностороннего расторжения Контракта, не предъявлял; в июне 2021 года в Серышевском районе выпали обильные осадки, препятствующие выполнению работ, о чем Подрядчик уведомил заказчика письмом от 11.08.2021 N 333/1, то есть спустя 2 месяца с момента наступления данных событий; приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 28.02.2022 N 61-Од, согласно которому в период с 15.03.2022 по 23.04.2022 были введены временные ограничения движения транспортных средств с общей массой ТС более 12 тонн, в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов в период неблагоприятных природно-климатических условий, вносил временное ограничения передвижения на 40 календарных дней, которое никак не повлияло на возможность выполнения работ за год.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Управление отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Представители ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз", ООО "СМУ-22", генерального директора ООО "СМУ-22" Сухоносова С. Ю., учредителя ООО "СМУ-22" Волошина И. В., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу отсутствие указанных лиц в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель Управления (с использованием системы веб-конференции) в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 01.06.2021 согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 11.05.2021 N 0323100001021000001-4, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от имени Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" и ООО "СМУ-22" заключен государственный контракт N 0323100001021000001 (далее - контракт от 21.06.2021) на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция Соловьихинской осушительной системы, Серышевский район. Амурская область".
Идентификационный код закупки ИКЗ: 211280100173028010100100040024291414.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция Соловьихинской осушительной системы, Серышевский район, Амурская область".
В пункте 3.1. контракта от 21.06.2021 указано, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и составляет 128 547 748,99 рублей.
В том числе по годам: на 2021 год 59 890 000,00 руб.; на 2022 год 59 890 000,00 руб.; на 2023 год 8 767 748,99 руб.
Источник финансирования: федеральный бюджет.
Согласно пункту 4.2. контракта от 21.06.2021 работы должны быть выполнены в полном объеме и сданы заказчику, включая время, затраченное подрядчиком на устранение выявленных в процессе сдачи-приемки работ дефектов и недостатков в следующие сроки: в 2021 году не позднее 01 декабря 2021 года; в 2022 году не позднее 01 декабря 2022 года; в 2023 году не позднее 31 октября 2023 года.
На основании пункта 8.1 Контракта, подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция Соловьихинской осушительной системы, Серышевский район. Амурская область" в сроки, предусмотренные Контрактом, а также согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 2 к контракту и является его неотъемлемой частью (Приложение N4). График производства работ утвержден и скреплен печатями сторон.
Кроме того согласно пункту 5.2. контракта приемка и оплата выполненных работ, в том числе их отдельных этапов, осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ).
При приемке выполненных работ для подтверждения объемов и качества фактически выполненных подрядных работ по конструктивным решениям (элементам) и комплексам(видам) работ, подрядчик представляет комплект первичных учетных документов, а также исполнительную документацию (пункт 5.3. контракта).
Сдача-приемка выполненных работ производится путем подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) по мере выполнения работ (пункт 5.5. контракта).
25.09.2021 обществом представлены акты о приемке выполненных работ по форме (КС-2) N 1, 2, 3, 4, которые были оплачены ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" платежными поручениями от 30.09.2021 на сумму 494 000 руб.
Также ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" письмом от 20.10.2021 указало обществу, что сложившийся по состоянию на 20.10.2021 темп выполнения работ на объекте создает риск нарушения сроков окончания работ, предусмотренных контрактом, поэтому подрядчику надлежит безотлагательно обеспечить мероприятия по устранению создавшегося отставания от графика производства.
Комиссией ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" составлен акт, согласно которому, по состоянию на 01.12.2021 ООО "СМУ-22" выполнило работы всего на сумму 494 000 руб., а выполнение работ было предусмотрено на сумму 59 890 000 руб.
Иные работы, предусмотренные планом графиком выполнения и финансирования работ, общество не исполнило и не предъявило к приемке, в связи с чем, оставшиеся работы по этапу контракта за 2021 год на сумму 59 396 000 руб., остались не исполненными.
Кроме того дополнительным соглашением от 06.05.2022 N 3 к государственному контракту от 01.06.2021 N 0323100001021000001 стороны внесли изменения в пункт 3.1. Раздела 3 контракта, изложив его в следующей редакции: "3.1. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 128 547 748 (сто двадцать восемь миллионов восемьсот девяносто тысяч) рублей. Исполнение работ осуществляется поэтапно 2021-2023 год. В том числе по годам: на 2021 год - 494 000,00 руб.; на 2022 год - 119 286 000,00 руб., из них: 59 396 000,00 - неисполненные денежные обязательства 2021 года., 59 890 000,00 - лимиты бюджетных обязательств на 2022 год.; на 2023 год - 8 767 748,99 руб.
Также внесены соответствующие изменения в приложение N 4 к контракту (график оплаты выполненных работ).
ООО "СМУ-22" 24.03.2022 были представлены акты о приемке выполненных работ (КС-2) N 2-2, которые были оплачены согласно платежным поручениям 30.03.2022 в сумме 5 246 344,80 руб.
14.04.2022 представлен акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 4-1, оплаченный платежным поручением от 22.04.2022 в размере 3 472 945,49 руб.
15.06.2022 представлен акт о приемке выполненных работ (КС-2) N 5-1, оплаченный платежным поручением от 22.06.2022 в размере 1 183 362,00 руб.
То есть, были выполнены и оплачены работы на сумму 10 396 652,29 руб.: выполнены работы за 2021 год в сумме 494 000,00 руб.; выполнены работы на 01.07.2022 в размере 9 902 652,29 руб.
ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" 16.06.2022 направило обществу письмо, в котором указало, что стоимость работ, предусмотренных к выполнению в 2022 году составляет 119 286 000,00 руб., согласно дополнительному соглашению от 06.05.2022 N 3.
Так, по состоянию на 15.06.2022 фактически в 2022 году выполнено работ на 9 902 652,29 руб. темп выполнения работ на объекте создает риск нарушения сроков окончания работ, предусмотренных Контрактом, в целом.
При этом подрядчику с целью недопущения принятия решения о расторжении Контракта, надлежит безотлагательно обеспечить мероприятия по устранению создавшегося отставания от сроков производства работ.
Контрольный срок 01.08.2022, иначе заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Поскольку ООО "СМУ-22" нарушило условия заключенного контракта, ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" 04.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 01.06.2021 N 0323100001021000001.
Данное решение заявитель направил в ООО "СМУ-22" через функционал Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, решение получено обществом 04.07.2022.
Рассмотрев информацию, поступившую от ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 01.06.2021 N 0323100001021000001, в присутствии представителей ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз", Комиссия Управления приняла решение от 27.07.2022 N РНП-28-53/2022 (в полном объеме изготовлено 01.08.2022) сведения (информацию) об ООО "СМУ-22", а также о генеральном директоре и учредителе данного общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз", не согласившись с указанным решением обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (части 8, 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
При этом заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 20.3 государственного контракта от 01.06.2021 N 0323100001021000001 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Действующее законодательство и условия контракта предусматривают право заказчика отказаться от исполнения контракта.
Так, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от имени Российской Федерации в лице Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" и ООО "СМУ-22" был заключен государственный контракт N 0323100001021000001 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция Соловьихинской осушительной системы, Серышевский район, Амурская область".
ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" 04.07.2022, в связи с нарушениями ООО "СМУ-22" условий заключенного контракта, принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 01.06.2021, которое было направлено 04.07.2022 в ООО "СМУ-22" через функционал Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, получено в этот же день.
Между тем, Комиссией Управления в результате рассмотрения информации о включении сведений об ООО "СМУ-22", а также о генеральном директоре и учредителе данного общества, в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта, принято решение от 27.07.2022 в реестр недобросовестных поставщиков сведения, не включать.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта; по результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков; в случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Частью 10 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ регламентировано, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
На основании подпунктов "а" и "б" пункта 13 Правил N 1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, установленную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ; по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Также согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера); к таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств; одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Также реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Кроме того, антимонопольный орган при решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Более того принимая во внимание, что включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру юридической ответственности и влечет за собой негативные последствия для него в виде ограничения права на участие в течение установленного срока в процедурах по осуществление государственных (муниципальных) закупок, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Управления, принимая решение об отказе во внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к правомерному выводу, поддержанному судом первой инстанции, о наличии обстоятельств, указывающих на отсутствие недобросовестного и виновного поведения со стороны ООО "СМУ-22" при исполнении контракта.
Так, ООО "СМУ-22" письмом от 22.06.2021 в адрес ООО "Казанское 1" был направлен запрос на выделение необходимого для производства работ объема песчано-гравийной смеси- ПГС.
Кроме того рабочей и проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной заказчиком "к производству работ", был утвержден карьер для получения инертных материалов - ПГС, принадлежащий ООО "Казанское 1".
При этом ООО "СМУ-22 в ответ на запрос о получении инертных материалов, с принадлежащего обществу карьера, получен отказ письмом от 30.06.2021, в связи с отсутствием лицензии, указано, что получение лицензии ожидается в сентябре-октябре 2021 года.
Между тем, согласно предоставленной в материалы дела копии лицензии на добычу гравийно-песчаных пород ООО "Казанское 1", она начала действовать с 29.12.2021.
Более того ООО "СМУ-22" неоднократно обращалось за согласованием карьера на поставку материалов, по причине, отсутствия возможности получения материалов от поставщиков, указанных в проектной документации, что подтверждается письмами от 25.10.2021 и от 15.12.2021.
Подрядчик письмом от 25.10.2021 просил заказчика согласовать иные карьеры по поставке материалов. Заказчик на данное письмо не ответил.
Письмом от 15.12.2021 подрядчик повторно направил в адрес заказчика запрос на согласование карьеров на поставку материалов, предложенных ранее в письме от 25.10.2021.
Заказчик согласовал изменение карьеров на поставку материалов, только письмом от 21.12.2021 N 02-1164.
Так, ООО "СМУ-22" письмом от 11.08.2021 уведомило заказчика, что в июне 2021 года в Серышевском районе выпали обильные осадки, препятствующие выполнению работ, что подтверждается распоряжением Губернатора Амурской области от 20.06.2021 N 113-р о введении режима повышенной готовности с 20.06.2021, Распоряжением Губернатора Амурской области от 06.07.2021 N 124-р., которым введен режим чрезвычайной ситуации.
При этом отметка о невозможности выполнения работ в период с 28.06.2021 по 18.07.2021 по причине обильных осадков, сделана в журнале общих работ.
В период с 15.03.2022 по 23.04.2022 согласно Приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 28.02.2022 N 61-0д, введены временные ограничения движения транспортных средств с общей массой ТС более 12 тонн, в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог в период неблагоприятных природа - климатических условий.
Также подрядчик письмом от 29.04.2022 уведомил заказчика о возобновлении производства работ на объекте с 24.04.2022.
Кроме того стороны заключили дополнительное соглашение от 06.05.2022 N 3 согласно которому внесены изменения в государственный контракт в части сроков и объёма работ и установлен срок исполнения контракта для подлежащего выполнению объема работ в 2022 году до 01.12.2022, что свидетельствует, в том числе о выводах заказчика в необходимости изменении условий соглашения в сложившихся обстоятельствах.
ООО "СМУ-22" в адрес заказчика направлялось письмо от 04.07.2022 N 133, в котором общество направило результаты выполненных геодезических работ на согласование уточненных фактических данных отметок земли на дороге. Ответа на данное обращение от заказчика в адрес общества не поступало.
Подрядчик письмом от 04.07.2022 N 134 уведомил заказчика об увеличении на рынке стоимости металлопроката и инертных материалов, предназначенных для приготовления бетонных смесей в связи с нестабильной экономической обстановкой и просил согласовать изменения в материалах.
Между тем, ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз", направило письмо от 16.06.2022 N 05-725 о темпе выполнения работ на объекте, который создает риск нарушения сроков окончания работ, где установлен контрольный срок, для обеспечения мероприятий по устранению создавшегося отставания от сроков производства работ до 01.08.2022, с целью недопущения принятия решения о расторжении Контракта.
ООО "СМУ-22" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, с целью недопущения принятия заказчиком решения о расторжении контракта, что подтверждается письмами от 04.07.2022.
Между тем, ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" не дожидаясь 01.08.2022, 04.07.2022 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности заключения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, его постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/СМП-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" отражено, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При этом действующее законодательство не содержит обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр, без оценки его действий в конкретном случае.
Как верно отмечено судом, представленные документы, фактические обстоятельства дела, в частности, документы, подтверждающие обоснованное приостановление обществом производства работ, ввиду объективных обстоятельств, таких как введение временных ограничений движения транспортных средств, введение режима чрезвычайной ситуации, в связи с погодными условиями; длительное согласование карьера на поставку материалов, не по вине подрядчика; взаимодействие с заказчиком (наличие переписки), свидетельствуют об отсутствии недобросовестности в действиях общества.
Между тем доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, умышленное ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в материалах дела не имеется, таким образом, суд правомерно установил, что общество не могло быть признано недобросовестным поставщиком, в связи с чем, антимонопольный орган обоснованно отказал ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" во включении сведений об ООО "СМУ-22", его директоре и учредителе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Судом принято во внимание, что согласно сведений официального сайта ЕИС, наряду с исполнением контракта по настоящему делу ООО "СМУ-22" осуществляло деятельность по исполнению ряда иных контрактов.
Учитывая установленные выше обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления оснований, предусмотренных частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, для удовлетворения заявления ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз" не доказано, каким образом решение Управления нарушает права заявителя.
Таким образом, суд верно не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Излишне уплаченная 25.10.2022 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 октября 2022 года по делу N А04-6590/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Амурской области" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно поручения о перечислении на счет от 25.10.2022. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6590/2022
Истец: ФГБУ "Управление "Амурмелиоводхоз"
Ответчик: ООО "СМУ-22", Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: Волошин Игорь Владимирович, Сухоносов Сергей Юрьевич, Шестой арбитражный апелляционный суд (6590/22-аж,3т; 9471/20-аж; 6111/22-аж,1т;5649/22-аж,1т; 6462/22-аж,1т)