город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2022 г. |
дело N А32-32998/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от департамента посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": Варенникова Н.Н. по доверенности от 10.01.2022,
от ООО "СВП": Клочко В.А. по доверенности от 17.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-32998/2022
по заявлению департамента транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар
(ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580)
к обществу с ограниченной ответственностью "СВП"
(ИНН 2308136470, ОГРН 1072308010730)
о досрочном прекращении свидетельств об осуществлении перевозок,
УСТАНОВИЛ:
департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) обратился с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "СВП" (далее - ООО "СВП", общество) о прекращении досрочно действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 36 "Центральный колхозный рынок - ул. им. Комарова В.М." серии 000001 N 000356 от 17.09.2021, действующего до 01.08.2023, прекращении действия свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок границах муниципального образования город Краснодар N 65 "Ул. им. Симиренко - ул. им. Дмитрия Благоева" серии 000001 N 000358 от 17.09.2021, действующего до 20.05.2024, прекращении досрочно действие свидетельства об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 183А "Поселок Березовый - станица Елизаветинская, ул. Восточная" серии 000001 N 000353 от 13.09.2021, действующего до 15.08.2023 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда первой инстанции от 04.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что выявленные департаментом нарушения являются незначительными, носят устранимый характер, и не могут свидетельствовать о грубом нарушении требований действующего законодательства для пресечения которого необходимо принятие крайней меры ответственности, как прекращение действия свидетельства по маршруту.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что в отношении общества вынесено больше постановлений о привлечении к административной ответственности, чем перечислено в оспариваемом решении. Помимо указанных маршрутов, общество осуществляет предпринимательскую деятельность на иных маршрутах, ввиду прекращения действия свидетельств не повлечёт прекращения вида деятельности общества. Не учтено, что ООО "СВП", как победитель открытого конкурса на право осуществления перевозок, взяло на себя обязательство обеспечить осуществление перевозки по маршрутам N N 36, 65, 183А автобусами сроком не старше 15 лет, оборудованными системой видеонаблюдения, оснащенные сертифицированным оборудованием для использования газомоторного топлива, системой кондиционирования, о чём указано в карте маршрута. Однако, взятые обязательства ООО "СВП" надлежащим образом не исполнило, что повлекло за собой неоднократное привлечение общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ. Отсутствие на транспортных средствах функционирующей системы видеонаблюдения салона является также невыполнением требований к антитеррористической защищённости транспортных средств. Ранее департамент обращался в суд с заявлением к ООО "СВП" с требованием досрочного прекращения срока действия свидетельства по маршруту N 183А, в связи с неоднократным привлечением (два раза) в 2021 году к административной ответственности. Настоящее обращение в суд свидетельствует о непринятии мер со стороны общества по недопущению совершения подобных нарушений.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СВП" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания).
Определением от 24.11.2022 суд удовлетворил ходатайство департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар о проведении онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель департамента доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель ООО "СВП" просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно реестру перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар N 36 "Центральный колхозный рынок - ул. им. Комарова В.М.", N 65 "Ул. им. Симиренко - ул. им. Дмитрия Благоева", N183А "Поселок Берёзовый - станица Елизаветинская, ул. Восточная" осуществляются по нерегулируемым тарифам.
Департаментом транспорта в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 39 Закона N 220-ФЗ выдано ООО "СВП" свидетельство по маршруту N 36 серия 000001 N 000070 сроком действия с 02.08.2018 до 01.08.2023; свидетельство по маршруту N 65 серия 000001 N 000242 сроком действия с 21.05.2019 до 20.05.2024; свидетельство по маршруту N 121А серия 000001 N 000017 сроком действия с 01.01.2018 до 01.01.2023, свидетельство по маршруту N183А серии 000001 N 000353 от 13.09.2021, сроком действия до 15.08.2023.
Поскольку в департамент транспорта за период первой половины 2022 года поступили постановления о назначении административного наказания по ч. 5 ст. 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО "СВП" при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по вышеуказанным маршрутам, то департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о прекращении действий свидетельств об осуществлении регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок границах муниципального образования город Краснодар.
Согласно положению о департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар к решению городской Думы Краснодара от 26.12.2017 N 46 основными целями деятельности департамента являются, в том числе, осуществление полномочий администрации муниципального образования город Краснодар в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования город Краснодар.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии со статьей 3 Закона N 196-ФЗ, организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, регламентированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В силу пункта 2 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при неоднократном в течение одного года привлечении юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе департамент указывает на то, что действие свидетельств по маршрутам N N 36, 65, 183А надлежит прекратить, поскольку общество многократно привлекалось к административной ответственности по ч. 5 ст. 11.33 КоАП РФ за отсутствие функционирующей системы видеонаблюдения, которая предусмотрена картой маршрута регулярных перевозок (по маршрутам N 36, 183А), возраст транспортного средства старше 15 лет (по маршруту N 36), отсутствие системы кондиционирования (по маршруту N 65), отсутствие специального сертифицированного оборудования для использования газомоторного топлива (по маршруту N 65).
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что указанные нарушения являются незначительными и носят устранимый характер.
Прекращение действия свидетельства означает прекращение права лица осуществлять деятельность по регулярной перевозке по соответствующему маршруту, то есть по существу является крайней мерой административного воздействия.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершённого правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Из буквального толкования нормы пункта 1 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ следует, что ею предусмотрена не безусловная ответственность перевозчика за указанное нарушение, а установлено право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.
Оценивая соотношение тяжести вменяемого заинтересованному лицу нарушения и размера запрашиваемой заявителем меры ответственности, суд первой инстанции правильно отметил, что такая мера административного воздействия как прекращение действия свидетельства по маршрутам N N 36, 65, 183А, является несоразмерной и не соответствующей характеру совершенного обществом деяния.
В апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что он ранее обращался в суд с аналогичным заявлением, общество не принимает меры по недопущению совершения подобных нарушений.
Вместе с тем, прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, влекущее такие серьезные последствия для сторон, как прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что допущенные обществом нарушения не свидетельствуют о грубом нарушении требований законодательства в сфере осуществления регулярных перевозок пассажиров, для пресечения которых необходимо принятие такой меры как прекращение действия выданных обществу свидетельств по всем трем маршрутам.
Учитывая характер допущенных обществом нарушений, а также устранение указанных нарушений, о чем свидетельствуют актом выполненных работ от 10.08.2022, договорами поставки оборудования от 11.01.2022 N 665/11, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении общества такой меры административного воздействия как прекращение действия выданных ему свидетельств об осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что судом правомерно отказано департаменту транспорта и дорожного хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар в удовлетворении требований о досрочном прекращении действий свидетельств об осуществления регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах МО г. Краснодар N N 36, 65, 183А.
Доводы апелляционной жалобы департамента, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 по делу N А32-32998/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32998/2022
Истец: Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г.Краснодар, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Администрации муниципального образования город Краснодар, клочко в.а
Ответчик: ООО "СВП"