город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2022 г. |
дело N А53-10402/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия: представители Исаакян А.М. по доверенности от 22.12.2021, удостоверение; Гуляева И.И. по доверенности от 19.01.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экология города"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.09.2022 по делу N А53-10402/2022
по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
(ИНН: 6164226375, ОГРН: 1046164025951)
к обществу с ограниченной ответственностью "Экология города"
(ОГРН 1117847443780, ИНН 6150067982)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее - Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Экология города" (далее - ООО "Экоград", общество) платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 - 2020 годы в размере 8 250 491, 88 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2022 с ООО "Экоград" в пользу Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия взыскана плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 - 2020 годы в размере 8 250 491, 88 руб. Решение мотивировано тем, что обществом в материалы дела не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им обязательств по уплате за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "Экоград" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции необоснованно не учтены обстоятельства подачи обществом уточненной Декларации за 2020 год. Обществом проведена инвентаризации выбросов от стационарного источника выбросов "полигон с. Самарское" о чем представлен в материалы дела "Отчет по инвентаризации стационарных источников вредных веществ в атмосферный воздух (площадка Самарский полигон ТБО). По итогам инвентаризации Обществом произведен пересчет платы за НВОС указанным объектом за 2020 год.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ООО "Экоград", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 4.9 приказа Росприроднадзора от 10.01.2022 N 4 "Об утверждении Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия" (далее - Положение о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия) управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно декларациям за 2019-2020 года задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Экоград" на дату судебного заседания составляет 8 250 491, 88 руб.
В отношении отчетного периода 2019 года в подтверждение задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду представлены:
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Экоград" за 2019 год от 06.03.2020, представленная по 4 объектам: Багаевский полигон ТБО, Полигон ТБО г. Новочеркасска, Мусороперегрузочная станция (МПС), Самарский Полигон ТБО, на сумму 1 872 649,68 руб.;
- расчет Управления доначислений суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта 2 категории "Багаевский полигон ТБО" (код объекта 60-0161-001243-П) на общую сумму 793 770,16 руб. (Приложения 1-2 к требованию Управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896);
- расчет Управления по доначислению за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта 1 категории "Полигон ТБО г. Новочеркасска" (код объекта 60-0161-001242-П) на сумму 237,50 руб. (Приложение 3 к требованию Управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896);
- расчет Управления доначислений за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта 2 категории "Мусороперегрузочная станция (МПС)" (код объекта 60-0161-000733-П) на общую сумму 4 420,43 руб. (Приложение 4, 5 к требованию управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896).
Сумма задолженности по итогам отчетного периода 2019 года с учетом произведенной частичной оплаты на дату обращения в суд составила 798 426,89 руб.
В отношении отчетного периода 2020 года в подтверждение задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду представлены:
- декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду ООО "Экоград" за 2020 год от 15.03.2021, представленной по 4 объектам: Багаевский полигон ТБО, Полигон ТБО г. Новочеркасска, Мусороперегрузочная станция (МПС), Самарский Полигон ТБО, на сумму 5 635 320,90 руб.;
- расчет управления доначислений суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта 2 категории "Багаевский полигон ТБО" (код объекта 60-0161-001243-П) на общую сумму 3462 425,56 руб. (Приложения 6, 7 к требованию Управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896);
- расчет управления доначисления за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта 1 категории "Полигон ТБО г. Новочеркасска" (код объекта 60-0161-001242-П) на сумму 237,50 руб. (Приложение 8 к требованию управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896);
- расчет управления доначислений за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в отношении объекта 1 категории "Самарский Полигон ТБО" (код объекта 60-0161-000665-П) на общую сумму 4 038 718,91 руб. (Приложение 9 к требованию Управления об уплате задолженности в бюджет по плате за НВОС за 2019-2020 года от 30.11.2021 N 09-09-05/7896).
Сумма задолженности по итогам отчетного периода 2020 года с учетом произведенной частичной оплаты на дату обращения в суд составила 7 501 381,97 руб.
Таким образом, общая сумма задолженности на дату обращения в заявлением в суд составила 8 299 808,86 руб. Обществом в процессе рассмотрения дела задолженность частично оплачена в размере 49 316,98 руб., в связи с чем, общая сумма задолженности с учетом уточнений заявителя составила 8 250 491, 88 руб.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно Федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен статьей 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 16.2 Закона об охране окружающей среды устанавливает порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и статьей 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Из материалов дела следует, что управление в результате проведенных проверочных мероприятий декларации по плате за НВОС за 2019 год произвело расчет доначислений по следующим объектам:
Расчетом Управления доначислений суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта II категории "Багаевский полигон ТБО" (код объекта 60-0161-001243-П) на общую сумму 793 770,16 руб.
Расчетом Управления доначисления за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта I категории "Полигон ТБО г. Новочеркасска" (код объекта 60-0161-001242-П) на сумму 237,50 руб.
Расчетом Управления доначислений за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение собственных отходов производства и потребления в отношении объекта II категории "Мусороперегрузочная станция (МПС)" (код объекта 60-0161-000733-П) на общую сумму 4 420,43 руб.
Сумма задолженности по итогам отчетного периода 2019 года, с учетам переплаты по сумме, указанной в декларации за 2019 год - 1,20 руб. составила 798 426,89 руб. (семьсот девяносто восемь тысяч четыреста двадцать шесть руб. восемьдесят девять коп.).
В апелляционной жалобе общество указывает, что в отношении объекта II категории "Багаевский полигон ТБО" имелось Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N В1-15/17, утв. Приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 19.01.2016 N 64, а также приказом от 21.10.2015 N 2520 утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, период действия которых оканчивался 31.12.2019.
Судом апелляционной инстанции отклоняется указанный довод по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ)) определена необходимость представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, Декларации о воздействии на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ Декларация о воздействии на окружающую среду должна быть представлена не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из имеющихся разрешительных документов, а именно разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, для возможности осуществления расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду без применения сверхлимитных коэффициентов в отношении объектов II категории, при отсутствии представленной Декларации о воздействии на окружающую среду, необходимо наличие действующего комплекта разрешительных документов, то есть одновременное наличие действующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Учитывая изложенное, а также вступившие в силу с 01.01.2019 на основании Закона N 219-ФЗ вышеуказанные изменения норм законодательства, а также учитывая, что обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для хозяйствующих субъектов, отнесенных в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, ранее отсутствовала, разрешительным документом при представлении Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность на объектах II категории, будет являться Декларация о воздействии на окружающую среду, как при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, так и при расчете платы за размещение отходов производства.
В соответствии с п. 12(1) правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 1 января 2019 г. разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - кэр) или представления декларации о воздействии на окружающую среду при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил.
Таким образом, только при наличии 1) комплекта разрешительных документов, указанных в данном пункте, а не только разрешение на выброс, имеющееся у ответчика, либо 2)наличия КЭР, либо 3)декларации о воздействии на окружающую среду дает право юридическому лицу рассчитывать плату за НВОС по формуле без повышающего коэффициента.
Исходя из п. 11(3) положения Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" разрешительным документом для объектов II категории для расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду является Декларация о воздействии на окружающую среду или Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, действующих на весь отчетный период.
Согласно п. 11(4) положения Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" - лица, обязанные вносить плату, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, для расчета платы используют формулу, указанную в пункте 21 настоящих Правил.
Пункт 21 положения Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", в редакции, действовавшей на момент расчета для 2019 года с повышающим коэффициентом 25 (для атмосферного воздуха) и 5 (для отходов) соответственно.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ст. 16.3 также определен размер повышающего коэффициента.
Поскольку у ООО "Экоград" на вышеуказанный объект отсутствуют утвержденные Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а Декларация о воздействии на окружающую среду не представлена, то соответственно расчеты за выбросы загрязняющих веществ и за размещение собственных отходов необходимо рассчитать с повышающими коэффициентами, равными 25 (для атмосферного воздуха) и 5 (для отходов) соответственно.
Расчет доначислений платы за НВОС за 2020 год управлением произведен по нескольким объектам НВОС, плату за которые вносит ответчик.
В апелляционной жалобе общество не согласно с расчетом доначислений за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в отношении объекта I категории "Самарский Полигон ТБО" (код объекта 60-0161-000665-П) на общую сумму 4 038 718,91 руб.
Судом апелляционной инстанции данный довод не принимается по следующим основаниям.
Доначисления по объекту I категории "Самарский Полигон ТБО" проведены вследствие того, что общество при заполнении и предоставлении декларации и расчета платы по декларации за НВОС за 2020 год посчитало плату за НВОС без применения повышающих коэффициентов. При этом, у общества отсутствовали какие-либо разрешительные документы за 2020 год согласно которым, и при исполнении которых, общество может платить плату без повышающего коэффициента.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 25.05.2022 в адрес управления представлена уточненная декларация за 2020 год, которая отклонена Управлением, вследствие того, что замечания Управления не устранены, более того данной декларацией полностью исключена плата за НВОС в отношении объекта I категории "Самарский Полигон ТБО" (код объекта 60-0161-000665-П).
19.08.2022 в адрес управления представлена очередная уточненная декларация за 2020 год, которая 13.09.2022 также отклонена, в связи с тем, что неверно определены фактические выбросы на объекте Самарский полигон ТБО (исходные данные в инвентаризации не соответствуют требования утвержденных методик).
Довод общества в апелляционной жалобе о том, что судом первой инстанции необоснованно не учтены обстоятельства подачи обществом уточненной декларации за 2020 год, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данные уточненные декларации не были приняты управлением.
Довод апелляционной жалобы о проведении инвентаризации выбросов от стационарного источника выбросов "полигон с. Самарское" о чем представлен в материалы дела "Отчет по инвентаризации стационарных источников вредных веществ в атмосферный воздух (площадка Самарский полигон ТБО", а также о произведенном перерасчете платы за НВОС по площадке "Самарский полигон ТБО" за 2020 год, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в Отчете по инвентаризации содержится информация о ликвидации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗАВ) N 6001 (дезбарьер), N 6002 (топливораздаточный пункт), N 6003 (площадка работы внедорожный техники), N 6004 (площадка выгрузки мусора из мусоровоза) с 5 февраля 2018 года.
В соответствии с Инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР в 1991 году и действовавшей до 26.04.2019, инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации.
Так же в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 07.08.2018 N 352 и действовавшим с 26.04.2019 по 28.02.2022, корректировка данных инвентаризации выбросов объекта осуществляется в том числе при вводе в эксплуатацию или ликвидации ИЗАВ (п. 42 Порядка). Кроме того, указанным Порядком определено, что корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.
Согласно абзацу четвертому пункта 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что корректировка данных инвентаризации выбросов и актуализация сведений в ПТО УОНВОС по объекту 60-0161-000665-П своевременно не произведена.
Расчет выбросов от источника N 6005 (карта (тело) полигона) выполнен в соответствии с "Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" Санкт-Петербург, 2012 г. (стр. 8 Отчета по инвентаризации).
В соответствии с п. 29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказ Минприроды России от 19.11.2021 N 871 и действующего с 01.03.2022, для определения показателей выбросов от стационарных ИЗАВ расчетным методом применяются методики расчета выбросов ЗВ, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В вышеуказанный перечень, размещенном в открытом доступе на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При этом в перечень методик включена Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов (М., 2004 НПП "Логус") (далее - Методика).
В соответствии с Методикой при функционировании полигона менее двадцати лет (то есть менее периода полного сбраживания) учитываются все отходы, завезенные с начала работы полигона, за исключением отходов, завезенных в последние два года.
В соответствии с характеристикой полигона по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, начало эксплуатации ООО "Экоград" - 27.11.2013. Также в Отчете по инвентаризации (стр. 8) содержится информация об эксплуатации ООО "Экоград" полигона в период с 27.11.2013 по 05.11.2018.
Таким образом, в нарушение Методики не учтены объемы всех размещенных отходов (в Отчете по инвентаризации учтены только отходы за 2016-2018 гг.).
В расчетных формулах (в Отчет по инвентаризации, в Методике) используются такие показатели как: фактическая влажность отходов, содержание органической составляющей в отходах, содержание жироподобных, углеводоподобных и белковых веществ в органике отходов.
В соответствии с Методикой содержание органической составляющей в отходах, содержание жироподобных, углеводоподобных и белковых веществ в органике отходов определяются анализами отбираемых проб отходов, фактическая влажность отходов также определяется анализами проб отходов.
В расчете выбросов от полигона в Отчете по инвентаризации отсутствует обоснование принятых значений вышеназванных показателей.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что инвентаризация сделана неверно.
В апелляционной жалобе общество указывает, что суд первой инстанции удовлетворил требования управления по данному объекту в полном объеме в расчете из того, что объект I категории "Самарский Полигон ТБО" находится в реестре объектов НВОС.
Довод апелляционной жалобы общества о том, что срок получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объекта I категории "Самарский Полигон ТБО" согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) не истек, а соответственно у Управления нет оснований применять повышающий коэффициент, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 1.1 статьи 11 Закон N 219-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Таким образом, согласно ст. 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно (срок по 31.12.2022 изменен Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 и продлен по 31.12.2024).
До 31 декабря 2024 года юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, в отсутствии КЭР необходимо иметь иные разрешительные документы.
Управление, являясь органом по выдаче разрешительных документации в сфере охраны окружающей среды, выдает документы с указанием срока их действия до 31.12.2024, при этом, указывая, что или до дня получения КЭР, так как если будет получено КЭР, иные разрешительные документы уже не будут действовать на этот объект.
Судом первой инстанции установлено, что итоговая сумма за все виды негативного воздействия на окружающую среду за 2019 год, исчисленная ООО "Экоград" самостоятельно в Декларации, составила 1 872 649,68 руб. (33 067,85 руб. + 1 589 125,04 руб. + 222 181,54 руб. + 174,29 руб. + 28 100,96 руб. = 1 872 649,68 руб.).
При проверке Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год и представленных документов управлением установлено следующее.
По объектам "Багаевский полигон ТБО", "Полигон ТБО г. Новочеркасска", "Мусороперегрузочная станция (МПС)" управлением выявлено, что у ООО "Экоград" на вышеуказанным объектам отсутствуют утвержденные Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а Декларация о воздействии на окружающую среду не представлена, соответственно, расчеты за выбросы загрязняющих веществ и за размещение собственных отходов необходимо рассчитать с повышающими коэффициентами, равными 25 и 5 соответственно. Кроме того, в названной декларации не указана информация об образовании и дальнейшем движении собственных отходов.
В рамках проведения контроля за полнотой уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду Управлением были выполнены доначисления суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением соответствующих коэффициентов к ставкам платы и доначисления суммы платы за размещение собственных отходов по соответствующим объектам.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что общая начисленная сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год состоим из сумм начислений ООО "Экоград" (1 872 649,68 руб.) и доначислений Управления в размере 798 428,09 руб. (793 627,66 руб. + 142,50 руб. + 237,50 руб. + 4 182,93 руб. + 237,50 руб. = 798 428,09 руб.) и составляет 2 671 077,77 руб. Сумма начислений ООО "Экология города" в названной декларации оплачена в размере 1 872 650,88 руб. с переплатой в 1,2 руб., образовавшейся как разница между оплаченной и начисленной в декларации суммами платы (1872 650,88 руб. - 1872 649,68 руб. = 1,2 руб.). Сумма доначислений управления до настоящего времени в полном объеме не оплачена.
Общая начисленная сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год складывается из сумм начислений ООО "Экоград" (5 635 320,90 руб.) и доначислений Управления в размере 7 501 381,97 руб. (3 414 314,54 руб. + 48 111,02 руб. + 237,50 руб. + 4 038 718,91 руб. = 7 501 381,97 руб.) и составляет 13 136 702,87 руб. Сумма начислений ООО "Экоград" за 2020 год оплачена в размере 5 635 320,90 руб.
Таким образом, сумма задолженности за 2020 год составила 7 501 381,97 руб.
Итоговая сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019-2020 годы на дату обращения в суд составила 8 299 808,86 руб. (798 426,89 руб. + 7 501 381,97 руб. = 8 299 808,86 руб.).
В процессе рассмотрения дела общество представило подтверждающие документы и оплатило часть задолженности, в связи с чем, заявителем представлен уточненный размере задолженности по Декларациям 2019 года и 2020 года. Согласно уточненным требованиям размер задолженности общества перед управлением составляет 8 250 491, 88 руб.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2022 по делу N А53-10402/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10402/2022
Истец: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Ответчик: ООО "ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА"