город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2022 г. |
дело N А32-5335/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Секизовой В.К.,
при участии:
от истца: представитель Левицкая Е.Е. по доверенности от 18.11.2022
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица: Алексеенко Екатерина Константиновна, лично, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
публичного акционерного общества "Банк Первомайский" в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от17.10.2022 по делу N А32-5335/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Банк Первомайский" в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
(ИНН 2310050140 ОГРН 1022300001063)
к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 6153000016 ОГРН 1096153000195)
при участии третьего лица Алексеенко Екатерины Константиновны
о признании исключения из ЕГРЮЛ незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Банк "Первомайский" (ПАО) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к МИФНС N 16 по Краснодарскому краю о признании исключения ООО "Агро-Лайн" (ИНН 2312196176) из ЕГРЮЛ незаконным, запись, внесенную в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Агро-Лайн" за ГРН 2222300062686 от 13.01.2022, недействительной.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2022 по делу N А32-5335/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Публичное акционерное общество "Банк Первомайский" в лице государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило его отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что регистрирующий орган располагал информацией о наличии неразрешенного судебного спора между Банком и обществом о взыскании задолженности по договору цессии и несогласии Банка с прекращением деятельности общества.
От Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 поступило ходатайство об участии в заседании путем веб-конференции.
Определением от 29.11.2022 суд отказал Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 в удовлетворении вышеназванного ходатайства.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил: рассматривать дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
От Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 и Алексеенко Екатерины Константиновны поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
От Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 16 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Приказом Банка России от 23.11.2018 N ОД-3035 у Банка "Первомайский" (ПАО) (далее - Банк) была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.01.2019 (резолютивная часть объявлена 28.01.2019) по делу N А32-52667/2018 Банк "Первомайский" (ПАО) был признан несостоятельным (банкротом). Полномочия конкурсного управляющего Банком возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство).
Между Банком и обществом с ограниченной ответственностью "Агро-Лайн" (ОГРН 1122312010160, ИНН 2312196176, адрес местонахождения: 350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная (ТЭЦ жилой массив тер.), д. 353, офис 14) 31.08.2018 заключен Договор уступки прав требования (цессии) N 28-УРПА, согласно которому Банк передал, а ООО "Агро-Лайн" принял права требования к физическим лицам, возникшие их кредитных договоров. За уступаемые права ООО "Агро-Лайн" согласно Договору цессии обязано уплатить Банку денежные средства в размере 177 746 149,04 руб. (в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 19.11.2018 к Договору цессии).
Порядок оплаты определен в п. 3.2 Договора цессии: рассрочка в соответствии с утвержденным сторонами графиком платежей.
Обществом оплачено 4 500 000,00 руб. Обязанность по оплате оставшейся денежной суммы в размере 173 246 149,04 руб. ООО "Агро-Лайн" не исполнена.
08.09.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2202306451400, согласно которой учредителями общества принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора. Ликвидатором общества назначена Алексеенко Екатерина Константиновна.
Сообщение о ликвидации ООО "Агро-Лайн" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 16.09.2020/205 N 37 (804), часть 1.
Согласно сообщению требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения по адресу: 350002, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная, д. 353, оф. 14.
23.10.2020 Банк направил ООО "Агро-Лайн" по указанному адресу требование о включении суммы в размере 173 247 649,04 руб. в составе кредиторской задолженности в промежуточный ликвидационный баланс. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10178652207737 требование получено адресатом 28.10.2020. Однако ликвидатор требование Банка оставил без ответа.
02.12.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
29.03.2021 в адрес Межрайонной инспекции ФНС N 16 по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган) Банком направлено уведомление N 58к/64913 о наличии обстоятельств, препятствующих внесению записи в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Агро-Лайн" - наличие в производстве Арбитражного суда Краснодарского края судебного спора (дело N А32-8271/2021) о взыскании с ООО "Агро-Лайн" в пользу Банка задолженности по Договору цессии. Кроме того, в регистрирующий орган также были направлены Возражения по форме N Р38001 против исключения ООО "Агро-Лайн" из ЕГРЮЛ.
13.01.2022 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН N 2222300062686 о прекращении деятельности ООО "Агро-Лайн" в связи с ликвидацией.
Согласно заявлению, об исключении ООО "Агро-Лайн" из ЕГРЮЛ Банку стало известно из выписки ЕГРЮЛ, полученной на официальном сайте уполномоченного органа https://egrul.nalog.ru/.
Заявитель полагает, что указанное решение регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Агро-Лайн" в связи с ликвидацией и внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ являются незаконными, нарушающими права и законные интересы не только Банка, но и его кредиторов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно содержать, в частности, название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий, требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом N 129-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе сведения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, а также иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Записи в государственные реестры вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Федеральным законом N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (п. 1 ст. 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа осуществлять проверку документов, представляемых на государственную регистрацию (за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации (п. 4.1 ст. 9).
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", в том числе и форма N Р15016 "Заявление (уведомление) о ликвидации юридического лица".
Порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица определен главой VII Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ, сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
-документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 статьи 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
24 августа 2020 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлен следующий комплект документов: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15001, решение о ликвидации и формирования ликвидационной комиссии (вх. N 7544178А).
По результатам рассмотрения указанного комплекта документов на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации, а именно: в представленном на государственную регистрацию заявлении о ликвидации и назначении ликвидатора в п. 2.1 "дата принятия решения" и в представленном Решении N 3 единственного участника Общества указана дата - 21.08.2020, что противоречит сведениям, содержащимся в разделе 2 листа "дата формирования ликвидационной комиссии/ назначении ликвидатора" - указана дата 09.08.2018.
01 сентября 2020 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлен следующий комплект документов: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15001, решение о ликвидации и формирования ликвидационной комиссии (вх. N 7546309А).
Инспекцией, по результатам рассмотрения представленного комплекта документов, при отсутствии оснований для отказа перечень которых содержит в себе статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ, принято решение о государственной регистрации от 08.09.2020, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 08.09.2020 ГРН 2202306451400 о нахождении Общества в стадии ликвидации, а также назначении ликвидатором Общества - Алексеенко Е.К.
25 ноября 2020 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлено заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15001 о составлении промежуточного ликвидационного баланса (вх. N 7567219А).
Инспекцией, по результатам рассмотрения представленного заявления, при отсутствии оснований для отказа перечень которых содержит в себе статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ, принято решение о государственной регистрации от 03.12.20, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 03.12.2020 ГРН 2202306885196 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
03 декабря 2020 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлен комплект документов: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016, ликвидационный баланс (вх. N 7568914А).
По результатам рассмотрения указанного комплекта документов на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации, а именно: Инспекция располагает сведениями о наличии судебного акта Арбитражного суда Краснодарского края, об обеспечении иска в отношении Общества по делу N А32-52667/2018 от 26.11.2020.
23 марта 2021 года в адрес Инспекции от Публичного акционерного общества Банка "ПЕРВОМАЙСКИЙ", поступило возражение заинтересованного лица по форме N Р38001 относительно предстоящей государственной регистрации в связи с тем, что у Общества имеется непогашенная задолженность перед кредитором (вх. N 7516885А).
МИФНС N 16 по Краснодарскому краю было отмечено, что сам факт представления возражений, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
17 декабря 2021 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., в регистрирующий орган представлен комплект документов: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016, ликвидационный баланс, решение единственного участника Общества (вх. N 7577072А).
По результатам рассмотрения указанного комплекта документов на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ, Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации, а именно: регистрирующий орган располагает сведениями о наличии акта службы судебных приставов ОСП по Центральному округу города Краснодара по делу N А32-52667/18 от 02.12.2020 об обеспечении иска в отношении Общества.
Согласно пункту 6 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
27 декабря 2021 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлен комплект документов, а именно: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016, решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-40834/2021 о продлении сроков ликвидации, ликвидационный баланс, решение единственного участника Общества (вх. N 7578970А).
Инспекцией, по результатам рассмотрения представленного заявления, при отсутствии оснований для отказа перечень которых содержит в себе статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ, принято решение о государственной регистрации от 11.01.2022, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 11.01.2022 ГРН 2222300038695 о продлении срока ликвидации.
29 декабря 2021 года в регистрирующий орган Алексеенко Е.К., представлен комплект документов: заявление (уведомление) о ликвидации по форме N Р15016, ликвидационный баланс, решение единственного участника Общества (вх.N 7580013А).
Инспекцией, по результатам рассмотрения представленного заявления, при отсутствии оснований для отказа перечень которых содержит в себе статья 23 Федерального закона N 129-ФЗ, принято решение о государственной регистрации от 14.01.2022, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 14.01.2022 ГРН 2222300062 о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "АГРО-ЛАЙН".
Согласно конституционным принципам, регистрирующий орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности и не вправе препятствовать участникам гражданского оборота в реализации своих прав и законных интересов.
Субсидиарная ответственность контролирующих общество лиц является мерой гражданско-правовой ответственности, функция которой заключается в защите нарушенных прав кредиторов общества, восстановлении их имущественного положения. При этом, как отмечается Верховным Судом Российской Федерации, долг, возникший из субсидиарной ответственности, подчинен тому же правовому режиму, что и иные долги, связанные с возмещением вреда имуществу участников оборота (ст. 1064 ГК Российской Федерации) (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 июня 2020 года; определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2020 N 305-ЭС 19-17007 (2)).
Кроме того, согласно п. 5.2 ст. 64 ГК РФ в случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме.
В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Также суд отмечает, что Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2022, оставленным без изменения проставлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022, по делу N А32-5596/2022 в удовлетворении иска публичного акционерного общества "Банк Первомайский" в лице конкурсного управляющего "Агентство по страхованию вкладов" к ликвидатору Алексеенко Екатерине Константиновне о признании незаконным бездействия ликвидатора, отказано.
Судом в рамках вышеуказанного дела не установлено, что оснований для признания незаконными бездействия ликвидатора ООО "Агро-Лайн" Алексеенко Екатерины Константиновны, выразившееся в не рассмотрении требований Банка и их не включении в промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс ООО "Агро-Лайн".
Также в рамках дела N А32-8271/2021 подтвержден факт отсутствия задолженности, и то, что сведения, отраженные в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе, являются достоверными.
Следовательно, ликвидация общества не нарушает прав и законных интересов Заявителя ввиду того, что данный факт не препятствует распределить имущество ликвидированного юридического лица в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что процедура ликвидации общества регистрирующим органом соблюдена, и нарушение норм действующего законодательства отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от17.10.2022 по делу N А32-5335/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5335/2022
Истец: ПАО Банк "Первомайский", публичное акционерное общество "Банк Первомайский"в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю, МИФНС N16 по КК
Третье лицо: Алексеенко Е К, ООО Агро-Лайн