г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А56-77116/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34830/2022) ФГБВОУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННОКОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2022 по делу N А56-77116/2022 (судья Устинкина О.Е.), принятое
по иску ГУ - отделение пенсионного фонда российской федерации по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ФГБВОУ высшего образования "ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному военному образовательному учреждению высшего образования "Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 63 500 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 28.09.2022 требования Управления удовлетворены.
17.10.2022 судом составлен мотивированный текст решения.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Фондом в отношении Агентства проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что страхователем в установленные сроки представлена отчетность по форме СЗВ-М за 2019, 2020, 2021 года по типу "Исходная".
01.04.2020 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2019 года, январь, февраль 2020 по типу "дополняющая" на 1 застрахованное лицо, в отношении которого ранее сведения представлены не были
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 22.05.2020.
Решением Фонда от 02.07.2020 N 202S 192 000 35224 Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2000 рублей.
13.10.2021 в адрес Учреждения направлено требование N 202S 01200044131 об уплате санкций в срок до 28.08.2020.
18.11.2021 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за сентябрь - декабрь 2019 года по типу "дополняющая" на 1 застрахованное лицо, в отношении которого ранее сведения представлены не были
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 25.11.2021.
Решением Фонда от 28.12.2021 N 202S 192 100 74106 Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
21.01.2022 в адрес Учреждения направлено требование N 202S 01220003748 об уплате санкций в срок до 04.02.2022.
18.11.2021 и 25.10.2021 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за январь - декабрь 2020 года по типу "дополняющая" на 72 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения представлены не были
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 25.11.2021.
Решением Фонда от 28.12.2021 N 202S 192 100 74362 Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 36 000 рублей.
21.01.2022 в адрес Учреждения направлено требование N 202S 01220003465 об уплате санкций в срок до 04.02.2022.
18.11.2021 и 25.10.2021 страхователь представил сведения по форме СЗВ-М за январь - сентябрь 2021 года по типу "дополняющая" на 45 застрахованных лиц, в отношении которых ранее сведения представлены не были
Данные обстоятельства зафиксированы в акте от 25.11.2021.
Решением Фонда от 28.12.2021 N 202S 192 100 74357 Учреждение привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 22 500 рублей.
21.01.2022 в адрес Учреждения направлено требование N 202S 01220003456 об уплате санкций в срок до 04.02.2022.
Поскольку в установленный в требовании срок Учреждение санкции перечислены не были, Фонд обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании санкций в сумме 63 500 рублей.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 11 данного закона обязано ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представлять о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о страховом стаже застрахованных лиц.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных частями 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пришел к выводу, что привлечение общества к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" о застрахованных лицах является правомерным.
Апелляционный суд признает указанный вывод ошибочным по следующим основаниям.
Часть третья статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения, в том числе за непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно пункту 38 Инструкции N 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В силу абзацев второго, третьего пункта 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 211н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В данном случае страхователь самостоятельно устранил допущенную ошибку в представленных исходных сведениях о застрахованных лицах, таким правом в силу положений Закона N 27-ФЗ он наделен, в связи с чем апелляционный суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для применения к страхователю меры ответственности, пришел к выводу об отсутствии в действиях заявителя вины.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения управлением, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировало их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанная позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 N 301-КГ18-24864, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975.
Дополняющие сведения представлены страхователем самостоятельно. Данное обстоятельство Фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что у Фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Учреждения к ответственности, заявленные требования о взыскании санкций удовлетворению не подлежит.
Апелляционный суд не принимает ссылку Фонда на абзац четвертый пункта 40 Инструкции N 211н, в соответствии с которым в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Как установлено пунктом 1 Инструкции N 211н, она разработана в соответствии с Законом N 27-ФЗ и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе: порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности; порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета; порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019 (далее - Обзор N 4), самостоятельное исправление страхователем ошибки в первоначально представленных в пенсионный орган сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М до истечения срока, установленного в уведомлении пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, не влечет привлечение страхователя к ответственности в форме взыскания финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ. То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Подзаконное регулирование должно соответствовать смыслу закона, на конкретизацию положений которого оно направлено. Существо данного правила заключается в том, чтобы в целях эффективной реализации положений закона не допустить несогласованности, противоречивости норм закона и конкретизирующих его подзаконных нормативных правовых актов. Подзаконный нормативный правовой акт не может противоречить положениям закона, во исполнение которого он принят. В случае несоответствия таких норм и разъяснений норме, содержащейся в законе, указанная норма применяется в том правовом смысле, который заложен в нее законодателем.
Основания привлечения к публично-правовой ответственности, обстоятельства, при наличии которых она наступает, должны быть установлены именно законом, а не подзаконным правовым актом. В частности, Законом N 27-ФЗ установлены права и обязанности страхователя, а Инструкция N 211н конкретизирует порядок их реализации и исполнения, а также порядок взаимодействия между страхователем и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при организации индивидуального (персонифицированного) учета, порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку изменения в положения Закона N 27-ФЗ, в частности, в статьи 15 и 17 указанного Закона, не вносились, принятие и введение в действие Инструкции N 211н, предусматривающей иные основания для освобождения страхователя от ответственности в случае дополнения им ранее представленных сведений в связи с самостоятельным обнаружением ошибки, нежели предусмотренные Инструкцией N 766н, не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности и наделяющих страхователя соответствующими правами.
Несмотря на то, что правовая позиция, изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 08.02.2019 N 301-КГ18-24864, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, пункте 36 Обзора N 4, сформирована до принятия Инструкции N 211н, основания для привлечения заявителя к ответственности в настоящем случае отсутствуют, поскольку данные изменения не отменяют право страхователя на исправление ошибок в ранее представленных и принятых управлением индивидуальных сведениях.
Указанный управлением подход и основанные на нем доводы, по существу, лишают страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что исходные формы отчетности по форме СЗВ-М за 2019, 2020, 2021 года прошли контроль и в соответствии с протоколом приняты Фондом. По факту предоставления отчетности по типу "исходная" в адрес Учреждения ни возражения, ни уведомления не направлялись, что свидетельствует о принятии представленных форм.
Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено несоответствие выводов, обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования Фонда - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.10.2022 по делу N А56-77116/2022 отменить.
В удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77116/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ