г. Владивосток |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А51-4286/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройдорсервис",
апелляционное производство N 05АП-7006/2022,
на решение от 12.10.2022
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-4286/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройдорсервис" (ИНН 2724103237, ОГРН 1072724001393)
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.12.2021 N 365 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 300 000 руб.,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной общества "СтройДорСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "СтройДорСервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (далее - управление, административный орган, МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу) от 22.12.2021 N 365 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Определением Арбитражного суда Приморского края от 09.03.2022 из материалов дела N А51-1247/2022 в отдельное производство выделено требование общества о признании незаконным и отмене постановления МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.12.2021 N 361 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с присвоением делу N А51-4287/2022 и о признании незаконным и отмене постановления МТУ Ространснадзора по Дальневосточному федеральному округу от 22.12.2021 N 365 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с присвоением делу N А51-4286/2022.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51-4286/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано, постановление управления от 22.12.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N365 признано не подлежащим исполнению.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление признать незаконным и отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что совершение правонарушения было обусловлено единым действием по неисполнению технических регламентов, в связи с чем постановление подлежит отмене в полном объеме, а не в части уплаты штрафа. Ссылается на судебную практику.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) провела судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании 05.12.2022 апелляционной коллегией на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 12.12.2022, о чём лица, участвующие в деле, были уведомлены путем размещения информации о месте и времени продолжения судебного заседания на сайте суда.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании задания на проведение выездного обследования от 11.11.2021 N 2, изданного во исполнение Плана проведения систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2021 год, в рамках осуществления функций по контролю (надзору) в сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 65 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве", 15.11.2021 в период с 08 часов 00 минут по 17 часов 00 минут должностными лицами управления было проведено контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование (осмотр) автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000.
В ходе выездного обследования (осмотра) управлением выявлены нарушения требований Технического регламента Таможенного Союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" (далее - ТР ТС 014/2011), а также требований межгосударственных стандартов, включенных в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического Регламента Таможенного Союза (TP ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159, которые зафиксированы административным органом в акте выездного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000 от 23.11.2021, а именно:
1) имеются разрушения железобетонного ограждения с оголением арматуры на км 721+200 (слева), км 701+400 (справа / слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011 и п. 6.4 ГОСТ 33220-2015 (пункт 16 акта N 11-2021);
2) отсутствует стойка барьерного ограждения на км 708+280 (слева), км 704+460 (слева), км 701+450 (слева), км 701+350 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011 и п. 6.4 ГОСТ 33220-2015 (пункт 32 акта N 11-2021);
3) отсутствует дорожный знак 6.13 на км 729+000 (слева), км 724+000 (слева),км 723+000 (слева), км 722+000 (слева), км 21+000(слева), км 720+000 (слева), км 719+000 (слева), км 718+000 (слева), км 717+000 (слева), км 716+000 (слева),км 715+000 (слева), км 714+000 (слева), км 713+000 (слева), км 712+000 (слева), км 711+000 (слева), км 710+000 (слева), км 709+000 (слева), км 708+000 (слева),км 707+000 (справа), км 689+000 (слева), км 677+000(справа), чем нарушены пп. "а" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 2 акта N 11-2021);
4) отсутствует дорожный знак 6.13 на км 691+000 (справа / слева), км 690+000 (справа / слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 3 акта N 11-2021);
5) поврежденное барьерное ограждение на км 724+990 (слева), км 708+800 (слева), км 697+100 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011, п. 6.11, 6.12 ГОСТ 33128-2014 и п. 6.4.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 4 акта N 11-2021);
6) поврежденная конструкция пешеходного ограждения на км 717+920 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011 и п. 7.20, 7.22 ГОСТ 33128-2014 (пункт 20 акта N 11-2021);
7) дорожный знак установлен на обочине автомобильной дороги на км 717+820 (слева), км 717+700 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 21 акта N 11-2021);
8) отсутствует светофор на км 715+000 (справа), чем нарушены пп. "в" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 13.2 ГОСТ 33180-2014 и п. 6.3 ГОСТ 33220-2015 (пункт 24 акта N 11-2021);
9) поврежден корпус светофора на км 714+950 (справа), чем нарушены пп. "в" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 13.2 ГОСТ 33180-2014 и п. 6.3 ГОСТ 33220-2015 (пункт 25 акта N 11-2021);
10) поврежден дорожный знак на км 711+150 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 27 акта N 11-2021);
11) отдельная выбоина на обочине проезжей части, глубиной более 5 см: площадью 3,75 м2 (2,5х1,5-м) на км 723+560 (слева), км 723+555 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011, п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 и п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 8 акта N 11-2021);
12) поврежденная при ударе стойка барьерного ограждения на км 721+500 (слева), км 720+500 (слева), км 716+230 (слева), км 716+200 (слева), км 716+155 (слева), км 715+500 (слева), км 715+495 (слева), км 714+850 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011 и п. 6.11, 6.12 ГОСТ 33128-2014 (пункт 14 акта N 11-2021);
13) отдельная выбоина на обочине проезжей части на участке км 695+250 - км 695+050 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011, п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 и п. 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 37 акта N 11-2021);
14) разрушение бордюров на стоянке (площадке отдыха) на участке: км 678+875 - км 678+740 (слева), км 678+665 - км 678+535 (справа), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 13.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 39 акта N 11-2021);
15) размывы у элементов поверхностного водоотвода, откосов насыпей на км 724+850 (слева), км 724+825 (слева), км 723+460 (слева), на участке км 723+340 - км 723+220 (слева), км 721+960 (слева), км 721+820 (слева), на участке км 721+600 - км 721+250 (слева), на участке км 720+875 - км 720+310 (слева), км 717+715 (слева), км 716+250 (слева), км 716+210 (слева), км 716+190 (слева), км 716+175 (слева), км 716+170 (слева), км 714+865 (слева), км 714+860 (слева), км 714+270(слева), км 714+220 (слева), км 708+600 (слева), км 708+550 (слева), км 708+500 (слева), км 708+330 (слева), км 707+415 (слева), км 704+750 (слева), км 704+490 (слева), км 704+280 (слева), км 701+310 (слева), км 701+250 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 6 акта N 11-2021);
16) отсутствует крепежный элемент в одном из узлов крепления дорожного ограждения на км 723+850 (слева), км 723+775 (слева), км 715+480 (слева), км 715+470 (слева), км 715+065 (слева), км 708+250 (слева), км 708+255 (слева), км 708+245 (слева), км 701+400 (слева), км 701+350 (слева), чем нарушены п. 13.6 ТР ТС 014/2011 и п. 6.4 ГОСТ 33220-2015 (пункт 7 акта N 11-2021);
17) промоины и просадки в зоне сопряжения моста с насыпью на км 721+760 (слева), км 721+710 (слева), км 721+250 (справа / слева), км 721+185 (слева), чем нарушены п. 13.3 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 13 акта N 11-2021);
18) повреждение, просадки обочины автомобильной дороги на участке км 717+730 - км 717+685 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011 и п. 3.20 ГОСТ 33475-2015 (пункт 22 акта N 11-2021);
19) отсутствие окраски барьерного ограждения на км 716+120 (слева), км 708+160 (слева), на участке км 701+450 - км 701+350 (справа / слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011, п. 7.8 ГОСТ 33128-2014 и п. 13.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 23 акта N 11-2021);
20) размывы откосов подходов на длине 6 метров на км 708+290 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 8.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 31 акта N 11-2021);
21) занижение обочины в местах сопряжения с проезжей частью на участке км 704+950 - км 704+780 (слева), км 704+555 - км 704+460 (слева), км 704+400 - км 704+300 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 35 акта N 11-2021);
22) съезд с автомобильной дороги в неустановленном месте на км 695+275 (слева), км 661+425 (справа), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 (пункт 36 акта N 11-2021);
23) отсутствуют дорожные сигнальные столбики группы О на обочинах автомобильной дороги на км 677+200 (слева), км 653+950 (справа), км 651+330(справа / слева), чем нарушены пп. "г" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 4.2.4.3 ГОСТ 33151-2014 (пункт 40 акта N 11-2021);
24) отсутствует вертикальная разметка (2.4) на столбиках, установленных на обочине автомобильной дороги на участке км 640+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000, чем нарушены пп. "б" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, пп. "г" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 5.1.8 ГОСТ 32843-2014, п. 5.2.1 ГОСТ 32953-2014 и п. 6.5.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 1 акта N 11-2021);
25) опоры стационарного электрического освещения не имеют антикоррозионной защиты на км 720+300 (слева), чем нарушены пп. "а" п. 13.1 ТР ТС 014/2011 и п. 6.1.5 ГОСТ 32947-2014 (пункт 18 акта N 11-2021);
26) поврежденные и отсутствующие световозвращатели на пешеходном ограждении на км 717+920 (слева), чем нарушены пп. "г" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 5.1, 5.10 ГОСТ 32866-2014, п. 4.2.3 ГОСТ 33151-2014 и п. 6.6.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 19 акта N 11-2021);
27) отсутствует световозвращатель на дорожном сигнальном столбике на км 654+060 (слева), чем нарушены пп. "г" п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 5.1, 5.10 ГОСТ 32866-2014, п. 4.2.3 ГОСТ 33151-2014 и п. 6.6.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 41 акта N 11-2021);
28) световозвращатели на барьерном ограждении не очищены от грязи на участке км 725+000 - км 708+000, чем нарушены п. 13.1 ТР ТС 014/2011, п. 13.5 ТР ТС 014/2011, п. 5.1.4 ГОСТ 32866-2014 и п. 6.6 ГОСТ 33220-2015 (пункт 43 акта N 11-2021);
29) наличие грунта на обочине, откосе и в кювете с внешнего откоса выемки на км 687+615 (слева), км 687+445 (слева), км 678+665 (слева), чем нарушены пп. "д" п. 13.2 ТР ТС 014/2011, п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 и п. 5.1 ГОСТ 33220-2015 (пункт 38 акта N 11-2021);
30) отсутствует маркировка единым знаком на балках, стойках и консоль-амортизаторах барьерного ограждения на км 646+430 (слева), чем нарушены п. 24.16-24.19 ТР ТС 014/2011 и п. 4.1 ГОСТ 33128-2014 (пункт 42 акта N 11-2021);
31) изображение единого знака "ЕАС" на дорожных сигнальных столбиках не выполнено на светлом или контрастном фоне на участке км 730+000 - км 674+618, км 664+000 - км 640+000, чем нарушены пп. "г" п. 13.5 ТР ТС 014/2011 и п. 3.2, 5.2 Решения N 711 (пункт 47 акта N 11-2021).
Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000 осуществляет ООО "Стройдорсервис" на основании государственного контракта от 18.06.2018 N 0322100024518000054_80758, заключенного между ООО "Стройдорсервис" и ФКУ "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; сроки оказания услуг согласно пункту 3.2 контракта - с момента заключения контракта до 24:00 30.06.2023.
Установив, что эксплуатация искусственных сооружений на автомобильной дороге осуществляется с нарушением требований технических регламентов и государственного стандарта, что охватывается объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, письмом от 26.11.2021 N 10/2361 Управление известило ООО "Стройдорсервис" о необходимости обеспечить явку представителя 21.12.2021 для составления протокола об административном правонарушении и 22.12.2021 для рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление направлено по электронной почте и получено обществом 26.11.2021).
21.12.2021 в отсутствие представителя ООО "Стройдорсервис" управление составило протокол N 365 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Копия протокола направлена почтовой связью на юридический адрес общества 21.12.2021.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 22.12.2021 управление вынесло в отношении ООО "Стройдорсервис" постановление по делу об административном правонарушении N 362, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.; копия постановления направлена обществу почтой 22.12.2021.
Не согласившись с вынесенным постановлением, полагая, что оно принято с нарушением закона и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции установил в действиях общества состав вменяемого правонарушения, вместе с тем, отказал в привлечении ответчика к административной ответственности на основании положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, образуют событие административного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требования и создающим угрозу безопасности жизни и здоровью граждан.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 Кодекса под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Основной целью названного Закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния (пункт 3 статьи 2 Закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 20 статьи 3 Закона N 257-ФЗ под сохранностью автомобильной дороги понимается состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
При этом поддержание эксплуатационных свойств и безопасное использование автомобильной дороги обеспечивается при ее содержании, которое в силу пункта 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
При этом в силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 принят Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), которым установлены обязательные для соблюдения требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Требования безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации перечислены в пункте 13 статьи 3 ТР ТС 014/2011.
Мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока установлены пунктом 13.1 статьи 3 TP ТС 014/2011 и перечисленные в подпунктах "а" - "и", к которым относятся, в том числе: обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла: организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению; своевременного устранения или снижения риска возникновений дорожно- транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги; своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами.
Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности, а именно обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта "а" данной статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения (подпункт "д" пункта 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011).
В силу пункта 13.3 статьи 3 ТР ТС 014/2011, мосты, путепроводы и иные дорожные сооружения в течение срока их службы должны сохранять предусмотренное проектной документацией положение в пространстве, а их техническое состояние должно обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружения, а также механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям. Техническое состояние несущих элементов пролетного строения сооружения должно обеспечивать проектную величину грузоподъемности. Состояние подмостового пространства должно обеспечивать безопасный пропуск высоких вод установленной вероятности превышения расчетного паводка и ледохода.
Технические средства организации дорожного движения должны соответствовать требованиям безопасности, а именно дорожные знаки должны обладать заданными характеристиками, установленными в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза, обеспечивающими их видимость. Местоположение соответствующих дорожных знаков должно обеспечивать своевременное информирование водителей транспортных средств и пешеходов об изменении дорожных условий и допустимых режимах движения. Установка дорожных знаков, за исключением временных, не должна приводить к уменьшению габаритов приближения автомобильных дорог и дорожных сооружений на них. Установку отсутствующих и замену поврежденных дорожных знаков следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза (подпункт "а" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011).
На основании подпункта "б" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011 дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. В случае если разметка, определяющая режимы движения, трудно различима или не может быть своевременно восстановлена, необходимо устанавливать соответствующие дорожные знаки. Дорожная разметка должна быть восстановлена в случае, если ее износ или разрушение не позволяют однозначно воспринимать заложенную информацию. Восстановление дорожной разметки необходимо производить при наступлении условий, обеспечивающих возможность применения разметочных материалов и изделий в соответствии с установленными условиями их применения;
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011 дорожные светофоры должны быть размещены таким образом, чтобы они легко воспринимались участниками дорожного движения в различных погодных и световых условиях, не были закрыты какими-либо препятствиями, обеспечивали удобство обслуживания и уменьшали вероятность их повреждения. Минимальная видимость сигналов дорожных светофоров, включая символы, используемые на рассеивателях сигналов, должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного совершения маневра или остановки как в светлое, так и в темное время суток. Элементы дорожного светофора и его крепления не должны иметь повреждений, влияющих на видимость сигналов. Замену вышедшего из строя источника света дорожного светофора, а также ликвидацию повреждений электромонтажной схемы в корпусе дорожного светофора или электрического кабеля после его обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления, следует осуществлять в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Согласно подпункту "г" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011, минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения. Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожноэксплуатационной службой и документального оформления должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе технического регламента Таможенного союза.
Поврежденные ограждения на автомобильных дорогах после их обнаружения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть восстановлены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза (пункт 13.6 статьи 3 ТР ТС 014/2011).
В силу пункта 24.16 статьи 5 ТР ТС 014/2011 маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке;
Пунктом 24.17 статьи 5 ТР ТС 014/2011 установлено, что единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на само изделие;
Нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза на дорожно-строительные материалы, включенные в Перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наносится на упаковку (при ее наличии) и должна содержаться в прилагаемых товарно-сопроводительных документах на дорожно-строительные материалы (пункт 24.18 статьи 5 ТР ТС 014/2011).
Дорожно-строительные материалы и изделия маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на них и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (пункт 24. 19 статьи 5 ТР ТС 014/2011).
В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ 33180-2014, состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должно соответствовать требованиям таблицы 1, а именно: отдельная просадка, разрушение или выбоина площадью менее 0,09 м2 длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на полосах безопасности, укрепленных обочинах по типу проезжей части, площадью, на участке длиной 100 метров, м2, не более 0,1-0,5; занижение обочины и разделительной полосы в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра, длиной 50 см и более, см, не более - 4; размывы у элементов поверхностного водоотвода, а также разделительной полосы, откосов насыпей и выемок, связанные с необходимостью проведения планировочных и укрепительных работ - не допускаются; съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах - не допускаются; последствия обвалов, оползней, паводков, селевых потоков, пучин в результате несвоевременного проведения соответствующих мероприятий при содержании дороги - не допускаются.
Пунктом 8.1 ГОСТ 33180-2014, размывы откосов и обочин подходов на длине 6 метров, на 100 м2 должно быть не более 0,5 - 0,8 м2.
Согласно пункту 13.1 ГОСТ 33180-2014, состояние элементов обустройства должно соответствовать требованиям таблицы 8 (отсутствие или повреждение окраски и вертикальной разметки ограждений, кроме оцинкованных поверхностей - не допускается; повреждения (сколы, шелушения) бордюров, не более 10 % от площади открытой поверхности, при условии, что глубина скола, шелушения не превышает 3 см (другие дефекты бордюров не допускаются)).
Пунктом 13.2 ГОСТ 33180-2014, дорожные знаки, светофоры, знаки переменной информации, дорожная разметка, ограждения, сигнальные столбики, тумбы, световозвращатели дорожные, искусственные неровности и искусственное освещение не должны иметь дефектов, указанных в ГОСТ 33220. Согласно пунктам 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ 33220-2015, дорожные светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385, их размещение и режим работы - требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения. Эксплуатационные требования для дорожных светофоров и их сигналов для дорог по уровням эксплуатационного состояния должны соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения. Дорожные светофоры и их сигналы для дорог по категориям не должны иметь дефектов, указанных в таблице 4, снижающих видимость их сигналов и не обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Дорожные ограждения, соответствующие требованиям безопасности настоящего стандарта, прошедшие процедуру соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции. Единый знак обращения продукции на рынке государств наносят на каждую единицу изделия в соответствии с настоящим стандартом, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия (пункт 4.1 ГОСТ 33128-2014).
В силу пунктов 6.11, 6.12 ГОСТ 33128-2014 не допускается повторное использование поврежденных при ударе стоек и балок ограждений (барьерных, тросовых), восстановленных с помощью различных технологических приемов. При замене секций балки, выполненных из оцинкованного металла, не допускается использовать секции из неоцинкованного металла. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение пяти суток после обнаружения дефектов.
Пунктами 7.20, 7.22 ГОСТ 33128-2014 предусмотрено, что конструкция, основные параметры, размеры и архитектурные решения секций удерживающих и ограничивающих пешеходных ограждений должны соответствовать указанным в рабочих чертежах - СТО (ТУ), утвержденных в установленном порядке. Конструкция ограждений для пешеходов должна обеспечивать замену изношенных или поврежденных элементов, сохранность конструкции при проведении работ по их содержанию (мойке, чистке). На поверхности секций удерживающих и ограничивающих пешеходных ограждений не должно быть механических повреждений, заусенцев, искривлений, окалины или ржавчины. Нанесенное покрытие должно быть равномерным, без пропусков и потеков.
Стальные элементы конструкций барьерных ограждений и открытые металлические детали железобетонных ограждений должны быть покрыты защитным антикоррозийным покрытием (пункт 7.8 ГОСТ 33128-2014).
Из пункта 5.1.1 ГОСТ 33220-2015 следует, что проезжая часть дорог, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 33220-2015, обочины, разделительные и укрепительные полосы автомобильных дорог не должны иметь дефектов, указанных в таблице 3.
В соответствии с пунктом 6.1.1 ГОСТ 33220-2015, дороги должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945-2014 и национальным стандартам государств - участников Соглашения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения
Пунктами 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ 33220-2015 установлено, что дорожные светофоры должны соответствовать требованиям ГОСТ 33385, их размещение и режим работы - требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения. Эксплуатационные требования для дорожных светофоров и их сигналов для дорог по уровням эксплуатационного состояния должны соответствовать требованиям национальных стандартов государств - участников Соглашения. Дорожные светофоры и их сигналы для дорог по категориям не должны иметь дефектов, указанных в таблице 4, снижающих видимость их сигналов и не обеспечивающих безопасность дорожного движения.
На основании пунктов 6.4.1, 6.4.2 ГОСТ 33220-2015 дорожные ограждения для автомобилей должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и быть установлены по национальным стандартам государств - участников Соглашения. Дорожные ограждения не должны иметь дефектов, указанных в таблице 5, снижающих их удерживающую способность.
Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843, дорожные тумбы - ГОСТ 32759 и быть установлены по ГОСТ 33151 и национальным стандартам государств - участников Соглашения (пункт 6.5.1 ГОСТ 33220-2015).
Пунктом 6.1.5.1 ГОСТ 32947-2014 предусмотрено, что металлические опоры должны иметь антикоррозионное покрытие, вид и технические характеристики которого должны соответствовать установленным в рабочих чертежах и (или) указанным в заказе на их изготовление.
Параметры основных элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от этих категории следует принимать по таблице 11, ширина обочины II категории автомобильной дороги - 3 метра (пункт 3.20 ГОСТ 33475-2015).
Пунктом 4.2.3.1 ГОСТ 33151-2014 установлено, что дорожные световозвращатели должны соответствовать ГОСТ 32866.
В соответствии с пунктом 4.2.4.3 ГОСТ 33151-2014, столбики группы О устанавливают на обочинах дорог без стационарного электрического освещения при условиях, не требующих установки удерживающих ограждений.
В силу пунктов 5.1.4 и 5.10.3 ГОСТ 32866-2014, наружная поверхность световозвращателя и рабочая поверхность оптического элемента должна быть гладкой, без механических повреждений, заусенцев, искривлений, следов коррозии, обеспечивающей удаление с нее пыли и грязи во время мойки; дефектные элементы световозвращателей подлежат ремонту или замене.
Согласно пункту 4.2.3.1 ГОСТ 33151-2014, дорожные световозвращатели должны соответствовать ГОСТ 32866-2014.
Форма, размеры, цвет типов вертикальной разметки устанавливают в Правилах дорожного движения, действующих на территории государства, принявшего межгосударственный стандарт. В приложении Б приведены примеры вертикальной разметки, согласно пунктам 4а, 4б Приложения Б описание вертикальной разметки - наклонная полоса (пункт 5.2.1 ГОСТ 32953-2014).
Столбики должны иметь световозвращатели или световозвращающие элементы по ГОСТ 32866, а столбики для установки на обочине - и вертикальную разметку, предназначенную для обозначения сигнальных столбиков (пункт 5.1.8 ГОСТ 32843-2014).
В соответствии с пунктами 3.2, 5.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения" изображение единого знака обращения представляет собой сочетание трех стилизованных букв "E", "A" и "C", графически исполненных с применением прямых углов, имеет одинаковые высоту и ширину, составляет точные пропорции квадрата на светлом или на контрастном фоне; изображение единого знака обращения должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
В свою очередь, не соблюдение требований технического регламента при содержании автомобильной дороги свидетельствует о наличии недопустимого риска, который является сочетанием вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных к растений (абзац 22 пункта 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Из материалов дела следует, что между Федеральным казенным учреждением "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ ДСД "Дальний Восток", Заказчик) и ООО "Стройдорсервис" (Исполнитель) по результатам аукциона в электронной форме заключен государственный контракт от 18.06.2020 N 0322100024518000054_80758 на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участках км 240+000 - км 551+000, км 551+000 - км 664-000, км 674+618 - км 730+000 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 контракта, исполнитель по заданию Заказчика принимает на себя обязательства оказывать услуги: "Содержание автомобильной дороги А-370 "Уссури" Хабаровск -Владивосток на участках км 240+000 - км 551+000, км 551+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000", в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, указанными в разделе 8 Контракта, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта.
Согласно пункту 2.2 раздела 2 Контракта, состав Объекта, его описание, основные технические и эксплуатационные характеристики и параметры указаны в приложении N 1 к Контракту. Заказчик передает, а Исполнитель принимает Объект на содержание по Акту передачи Объекта на содержание, форма которого приведена в приложении N 2 к Контракту.
В соответствии с пунктом 8.2 раздела 8 Контракта, требования к составу и организации услуг по содержанию Объекта установлены в приложениях N 3, N 5 к контракту.
В силу пункта 1.11 Требований приложения N 5 Контракта, требуемые значения эксплуатационных показателей и показателей (дефектов содержания), характеризующих уровень содержания автомобильной дороги (конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, отнесенных к объекту содержания), установленные для весенне-летне-осеннего и зимнего сезонов и указанные в Таблице П.5.1 должны обеспечиваться при соблюдении обязательных требований технических регламентов по безопасности сооружений, утвержденных в установленном законом порядке и действующим на момент исполнения контракта.
Если обязательными нормативными документами технического регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены или будут установлены иные требования, чем предусмотренные приложением N 5 Контракта, то на момент исполнения контракта применяются требования, установленные действующими нормативными документами (пункт 1.12 Требований приложения N 5 Контракта).
Согласно пункту 1.14 Требований приложения N 5 Контракта, при выполнении требований документов технического регулирования (ГОСТ, СП и др.), упомянутых в Приложении N 10 Контракта, Исполнитель должен использовать редакцию документа, действующую на момент исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Требований приложения N 5 контракта, исполнитель обязан обеспечить оказание услуг по содержанию Объекта в соответствии с требованиями к эксплуатационным показателям и значениям показателей дефектов содержания, характеризующих уровень содержания Объекта, перечень и допустимые значения которых приведены в таблице П.5.1 для двух характерных периодов: весенне-летне-осеннего периода и зимнего периода.
Сроки ликвидации дефектов, указанные в таблице п.5.1, приняты с учетом категории автомобильной дороги (пункт 4.2 Требований приложения N 5 Контракта).
В соответствии с пунктом 7.3 раздела 7 Контракта, Исполнитель принимает на себя обязательства, в том числе:
разработать и согласовать с Заказчиком в течение одного месяца с момента заключения Контракта проект производства оказания услуг по содержанию Объекта в соответствии с требованиями приложения N 6 "Требования к проекту оказания услуг по содержанию Объекта" к Контракту. Проект оказания услуг по содержанию Объекта должен быть разработан с учетом требований Перечня нормативных документов, обязательных при оказании услуг по содержанию, представленного в приложении N 10 к Контракту (пункт 7.3.2 Контракта);
организовать дорожно-патрульную службу (ДПС) и ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг этой службой состояния автомобильных дорог с ведением Журнала ежедневных осмотров. Исполнитель обязан ежедневно, а при неблагоприятных и особо неблагоприятных условиях погоды - круглосуточно, производить патрулирование и постоянное наблюдение за состоянием дорог с целью принятия оперативных мер по предупреждению возможных причин ограничений и прекращения движения, дорожно-транспортных происшествий, устранения мелких повреждений элементов Объекта и ликвидации возникших препятствий для движения (пункт 7.3.25 Контракта);
возникающие дефекты элементов дороги Исполнитель обязан фиксировать в Журнале ежедневных осмотров, с обязательным выполнением фото - и видеофиксации, принимать своевременные меры по устранению возникающих дефектов в соответствии с требованиями приложения N 5 к Контракту. Обеспечить передачу оперативной информации, фото и видеоматериалов в ЦПУ (центральный пункт управления) Заказчика в требуемый срок, обеспечить при необходимости видеотрансляцию с Объекта в режиме реального времени (пункт 7.3.28 Контракта);
вести с момента начала оказания услуг по содержанию Объекта и до момента их завершения Журналы ежедневных осмотров, Журналы оказания услуг, Журналы входного, операционного и лабораторного контроля и другую документацию на русском языке, оформленные и заверенные в установленном порядке (пункт 7.3.41 Контракта);
фиксировать возникающие дефекты элементов дороги в Журнале ежедневных осмотров состояния автомобильной дороги, элементов обустройства и сооружений с указанием нормативных сроков их ликвидации, а также информации о фактическом устранении выявленных дефектов (пункт 7.3.42 Контракта).
В приложении N 10 Контракта приведен Перечень нормативных документов, обязательных при оказании услуг по содержанию.
На основании изложенного следует, что ООО "Стройдорсервис" приняло на себя обязательства по оказанию услуг в соответствии с требованиями к содержанию Объекта, созданию условий для бесперебойного и безопасного функционирования Объекта, обеспечению сохранности имущественного комплекса Объекта, должно проводить ежедневный (без исключения выходных и праздничных дней) мониторинг состояния автомобильной дороги (Объекта) с ведением Журнала ежедневных осмотров, в котором фиксируются возникающие дефекты элементов автомобильной дороги, обустройства и сооружений.
Работы по содержанию объекта, в том числе по устранению выявленных дефектов проводятся на основании проекта оказания услуг по содержанию объекта с учетом соблюдения нормативных документов, предусмотренных приложением N 10, к которым относятся межгосударственные стандарты, включенные в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза (TP ТС 014/2011).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 N 159, утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического Регламента Таможенного Союза (TP ТС 014/2011).
В указанный Перечень входят, в том числе следующие межгосударственные стандарты, которые были использованы при оценке соответствия требованиям TP ТС 014/2011, а именно: ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33180-2014, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 32843-2014, ГОСТ 32866-2014, ГОСТ 32947-2014, ГОСТ 39253-2014.
Указанные межгосударственные стандарты включены заказчиком в Перечень нормативно-технической документации, обязательной при оказании услуг, являющегося приложением N 10 к Контракту.
Следовательно, общество, обязанное в соответствии с условиями контракта осуществлять работы по содержанию объекта, в том числе по устранению выявленных дефектов, является субъектом вмененного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких условиях, с учетом выявленных недостатков при проведении внеплановой выездной проверки автомобильной дороги следует, что общество при выполнении работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000 - км 664+000, км 674+618 - км 730+000 допустило нарушение требований технического регламента (TP ТС 014/2011), ГОСТов 33220-2015, 33128-2014, 33180-2014, 33151-2014, 32843-2014, 32866-2014, 32947-2014, 39253-2014, создав угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, что свидетельствует о наличии объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Представленные в дело доказательства, в том числе, акт выездного обследования автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток на участке км 640+000-км км 664+000, 674+618-км 730+000 от 23.11.2021 N 11-2021, соответствующая фототаблица к акту и иные материалы административного дела подтверждают факт нарушения обществом указанных положений ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33180-2014, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 32843-2014, ГОСТ 32866-2014, ГОСТ 32947-2014, ГОСТ 39253-2014, Решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения".
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Соблюдение требований технического регламента при содержании автомобильной дороги свидетельствует о ее сохранности и как следствие ее безопасности, выражаемое в отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба.
Между тем, не соблюдение требований технического регламента при содержании автомобильной дороги свидетельствует о наличии недопустимого риска, который является сочетанием вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
Таким образом, наличие дефектов автомобильной дороги при ее содержании повышает вероятность причинения вреда, а также последствий этого вреда для жизни или здоровья человека.
Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Вместе с тем, установив в действиях общества состав вмененного правонарушения, суд первой инстанции отказал в привлечении общества к административной ответственности, правомерно руководствуясь следующим.
По правилам части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 Кодекса).
В свою очередь, вступившим в силу с 06.04.2022 Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, в соответствии с которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Следовательно, внесенные в Кодекс изменения фактически смягчили административную ответственность для лиц, совершивших несколько административных правонарушений, ответственность за которые установлены одной и той же статьей КоАП РФ, если такие нарушения были выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия.
В спорной ситуации материалами дела подтверждается, что по результатам контрольного мероприятия, оформленного актом N 11-2021 от 23.11.2021, выявлены 47 нарушений, помимо выявленных нарушений, указанные под пунктами 1-4, 6-8, 13, 14, 16, 18-25, 27, 31, 32, 35, 36, 37, 39-43, 47 в акте N 11-2021 от 23.11.2021, явившихся предметом рассматриваемого административного правонарушения, были также установлены иные нарушения, которые нашли отражение в постановлениях N 361, 362 по делу об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган безосновательно разделил выявленные по результатам одного контрольного мероприятия нарушения и вынес 22.12.2021 постановления N 361, 362, N365, о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. по каждому постановлению
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51- 1247/2022 суд признал привлечение общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ по результатам рассмотрения акта проверки от 26.11.2021 правомерным, вместе с тем, применив положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил размер штрафных санкций до 150 000 руб., изменив постановление N 362 от 22.12.2021 в части размера штрафных санкций
Учитывая, что нарушения, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по делу N А51-1247/2022 и по настоящему делу, были выявлены в рамках одного контрольного мероприятия, установленные в акте N 11-2021 от 23.11.2021, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что на основании части 5 статьи 4.4 КоАП РФ общество подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ единожды.
В этой связи, принимая во внимание, что такое привлечение осуществлено арбитражным судом при вынесении решения от 12.10.2022 по делу N А51-1247/2022, судебная коллегия, следуя нормативным положениям части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не усматривает оснований для повторного привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ по постановлению от 22.12.2021 N 365.
Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции РФ орган, привлекающий к ответственности, обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
В пункте 30 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) также указано, что после вступления в силу закона, исключающего административную ответственность за определенное деяние, неисполненное (полностью или в части) к моменту устранения ответственности постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 37 в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
На основании изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции с учетом установленных по делу фактических обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины судом не решался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2022 по делу N А51-4286/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4286/2022
Истец: ООО "СТРОЙДОРСЕРВИС"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ