г. Киров |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А29-8058/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта", ИНН 1102012053, ОГРН 1021100730606
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2022 по делу N А29-8058/2021
по иску муниципального унитарного предприятия "Ухтаводоканал" муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН 1102028818 ОГРН 1021100740495)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН 1102012053 ОГРН 1021100730606),
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие "Ухтасервис" муниципального образования городского округа "Ухта",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ухтаводоканал" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет, ответчик, заявитель) о взыскании 54 429 руб. 33 коп. задолженности за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению за период с февраля по сентябрь 2020 года (далее - спорный период).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Ухтасервис" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Предприятие, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Комитету.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в пустующих жилых помещениях отсутствуют зарегистрированные и временно проживающие граждане, соответственно, услуги холодного водоснабжения и водоотведения истцом не оказывались. В реестре муниципальной собственности отсутствуют объекты по адресам: г. Ухта, ул. Печорская, д. 6Г, ком. 9, д. 10А, комнаты 17, 21, 22. В доме 10а по ул. Печорская в комнатах 12, 13, 14, 15, 16 зарегистрированы Гладких Е.М., Микушева Я.Л., Гладких Н.Л., Гладких Н.Л. по 15.12.2020, Микушева М.А. по 17.12.2020, в комнатах 29, 30, 31, 32, 33 зарегистрированы по 21.05.2021 - Конышева Н.Ю., Конышев К.А,. Тиранов М.П., Тиранова В.Ю., Тиранова К.П. по 25.05.2021 - Старцев Д.Е., Хомякова Т.Ю., по 22.06.2021 - Усачева Г.П., Усачева Л.Ю., Старцев В.Е. зарегистрирован с 26.06.2015 по настоящее время, в комнате 43 зарегистрированы Болотовская М.С. с 27.02.2002 по 20.11.2020, Зайцев Д.А. с 09.10. 2006 по 20.11.2020, в комнате 44 зарегистрирована Шилинг М.Ф. с 01.03.1988 по 27.11.2020.
Истец в возражениях с доводами жалобы не согласился, считает решение законным и обоснованным.
Третье лицо в отзыве указало, что в доме 10а отсутствует управляющая организация, в доме 4а третье лицо является временной УК. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.08.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 06.08.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 25.03.2013 N 803 Предприятие определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МОГО "Ухта".
В спорный период истец осуществил поставку холодной воды и оказал услуги по водоотведению в отношении пустующих муниципальных помещений, расположенных по адресам: ул. Печорская, д. 4а, 6г, 10а, и выставил ответчику для оплаты соответствующие счета-фактуры.
В обоснование заявленных требований истцом представлены отчеты о реализации услуг водоснабжения и водоотведения, отчеты о предъявлении потребленной продукции.
Претензией от 21.04.2021 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность акты оказанных услуг, подписанные истцом в одностороннем порядке.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
С учетом уточненных требований задолженность по расчету истца составила 54 429 руб. 33 коп.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Поскольку услуги оказывались в отношении многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 124, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу подпункта "б" Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 2 Правил N 124 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с указанным пунктом Правил N 124 под коммунальными ресурсами понимается, в том числе, холодная вода, используемая для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, потребляемая при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Из материалов дела следует, что МУП "Ухтасервис" определено управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 4а по ул. Печорская на основании постановления администрации МОГО "Ухта" N 3653 от 18.11.2019 (т. 2 л.д. 112-113), в соответствии с которыми предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления МУП "Ухтасервис" осуществляется ресурсоснабжающей организацией в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
Таким образом, в рассматриваемом случае в спорный период по данному дому на временную управляющую организацию возможно возложить только расходы на общедомовые нужды.
При этом, в рамках настоящего спора истцом заявлены требования о взыскании долга по индивидуальному потреблению.
В доме N 6г по ул. Печорская собственники помещений приняли решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (протокол внеочередного общего собрания от 09.06.2018 п. 6.1, т. 2 л.д. 126-127).
Нормы, устанавливающие право собственников принимать решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией были введены Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившим в силу 03.04.2018 (далее также - Федеральный закон N 59-ФЗ), а именно право на принятие таких решений было прямо закреплено введенным в часть 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации пунктом 4.4, особенности предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией регламентированы нормой статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в Письме Минстроя России от 04.05.2018 N 20073-АЧ/04, согласно части 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором. По смыслу приведенных законоположений, рассматриваемых в системной взаимосвязи, пункт 1 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления многоквартирным домом. В этой связи принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.
В отношении дома 10а по ул. Печорская представлен договор управления, заключенный только в отношении содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Из письма МУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации МО ГО "Ухта" от 03.08.2021 (т.1 л.д. 81) следует, что в спорный период в отношении МКД 10а по ул. Печорская осуществлялось обслуживание дома на основании договора на содержание и ремонт общего имущества МКД от 01.02.2019 (с учетом пролонгации) МУП "Ухтасервис" МОГО "Ухта".
Из письма Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 01.09.2021 следует, что информация о способе управления МКД 10а по ул. Печорская в ГИС ЖКХ не размещена.
Из служебной записки от 06.06.2019 (т. 2 л.д. 128) ООО "Энума Элиш" уведомило о расторжении договора управления, в том числе в отношении дома 10а.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в отношении многоквартирного дома N 10а по ул. Печорская способ управления в феврале-сентябре 2020 года выбран не был.
Также заявитель в жалобе утверждает, что в реестре муниципальной собственности отсутствуют объекты по адресам: г. Ухта, ул. Печорская, д. 6Г, ком. 9, д. 10А, комнаты 17, 21, 22.
В отношении данных квартир истцом представлено письмо КУМИ администрации МОГО "Ухта" от 24.05.2021 о направлении списка муниципального пустующего жилья, согласно которому спорные квартиры являлись муниципальными и пустующим с 01.01.2020.
По спорным квартирам также представлены поквартирные карточки.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. При этом согласно подпункту 1 пункта 1 приложения 3 к указанному постановлению объекты жилищного фонда независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к муниципальной собственности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" разъяснил, что объекты, указанные в приложении 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В отношении всех спорных квартир филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Коми представлены уведомления об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Также заявитель в жалобе ссылается на то, что в доме N 10а по ул. Печорская в комнатах N N 12, 13, 14, 15, 16, 29, 30, 31, 32, 33, 43, 44 в спорный период были зарегистрированы физические лица.
При этом из расчета истца следует, что он не предъявляет ответчику требований по дому N 10а по ул. Печорская в отношении указанных комнат.
Ответчиком не представлены доказательства, что в спорный период спорные жилые помещения, свободные от регистрации (проживания) граждан, были отключены от подачи водоснабжения и в них не предоставлялись коммунальные услуги.
Объем и стоимость оказанных услуг подтверждаются материалами дела и по существу заявителем не оспорены, контррасчет не представлен.
Доказательств оплаты долга также не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца к Комитету в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.05.2022 по делу N А29-8058/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8058/2021
Истец: МУП "Ухтаводоканал" Муниципального Образования Городского Округа "Ухта"
Ответчик: КУМИ АМО ГО Ухта
Третье лицо: МУ "УЖКХ", МУП "Ухтасервис", Служба стройжилтехнадзора (контроля), ФГБУ "ФКП Росреестра"