г. Чита |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А19-4825/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Корзовой Н. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражный суд Иркутской области от 09 августа 2022 года по делу N А19-4825/2022 по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678, ИНН 3808270980),
третьи лица: Администрация Марковского муниципального образования - Администрации городского поселения (ОГРН 1053827058867, ИНН 3827020680), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН: 1043801066760, ИНН: 3808114653)
о признании права собственности отсутствующим,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, в 0,7 км севернее р.п. Маркова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственного назначения.
Определением суда от 30.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Решением Арбитражный суд Иркутской области от 09 августа 2022 года по делу N А19-4825/2022 исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, в 0,7 км севернее р.п. Маркова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственного назначения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражный суд Иркутской области от 09 августа 2022 года по делу N А19-4825/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Территориальное управление в апелляционной жалобе указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Из апелляционной жалобы также следует, что право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок возникло в связи с его расположением в границах земель лесного фонда Иркутского территориального лесничества, включенного в границы Марковского муниципального образования. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации осуществлена 10.12.2019.
Также ссылается на пункт 2 статьи 84 Земельного кодекса РФ, согласно которому перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов не влечет переход права собственности Российской Федерации на указанные земли или прекращение соответствующего права.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.09.2022.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2022 года в составе суда, рассматривающего дело, в соответствие с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Басаева Д. В. на судью Корзову Н. А.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, в 0,7 км севернее р.п. Маркова, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственного назначения, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, которое зарегистрировано 10.12.2019 за номером государственной регистрации 38:06:010902:824-38/330/2019-3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.04.2021 N КУВИ-002/2021-41926252.
Согласно доводам искового заявления, на основании постановлений главы Иркутского района от 4 ноября 2002 года N 2571, от 25 июня 2007 года N 2747 индивидуальному предпринимателю Анненкову Александру Николаевичу был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 19590 кв.м, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, в 0,7 км. севернее р.п. Маркова, с видом разрешенного использования - для производственного назначения, в связи с чем, 18.11.2009 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Иркутского района и ИП Анненковым А.Н. был заключен договор аренды N 838 земельного участка, площадью 19590 кв.м., с кадастровым номером 38:06:010902:824. На данном земельном участке располагался объект недвижимого имущества нежилое здание - гаража, площадью 961 кв.м., с кадастровым номером 38:06:010902:2500, находящийся в общей долевой собственности ИП Анненкова А.Н. и Васильева Ф.Н, по ? доли. В последующем на основании постановления администрации Марковского муниципального образования от 30.07.2014 N 473 земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 19590 кв.м., был разделен на земельный участок, площадью 8708 кв.м., с кадастровым номером 38:06:010902:824 (исходный земельный участок) и земельный участок, площадью 10882 кв.м., с кадастровым номером 38:06:010902:2770 (вновь образованный земельный участок). По результатам раздела земельного участка было заключено дополнительное соглашение N 448 от 31.10.2014 к договору аренды земельного участка от 18.11.2009 N 838. Сторонами 04.10.2019 заключено дополнительное соглашение от N230 к договору аренды земельного участка N 838, в соответствии с которым арендаторами земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:2770, площадью 10882 кв.м, являются Анненков А.Н., Васильев Ф.Н.
Между тем, в августе 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В связи с чем, в целях организации работы, направленной на приведение в соответствие сведений данных государственных реестров (ГЛР и ЕГРН) на территории Иркутской области создана межведомственная комиссия, утвержденная Постановлением Правительства Иркутской области от 18 марта 2019 года N 223-пп (ранее - рабочая группа, созданная распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 5 июля 2016 года N 36-рзп), на заседании которой от 27.03.2018 был рассмотрен вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., и принято решение об определении способа устранения противоречий в государственных реестрах с кодом 12 "иной способ" путем исключение земельных участков из государственного лесного реестра (ГЛР).
Однако, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824 10 декабря 2019 года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Как указано в письме от 21.06.2021 N 38-сп/7028 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, основанием к регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., явилось его расположение в границах земель лесного фонда Иркутского территориального лесничества, включенных в границы Марковского муниципального образования, в связи с чем, право собственности Российской Федерации зарегистрировано на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано в нарушение действующего законодательства, Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и правовыми позициями.
Законом Иркутской области от 15 июля 2013 года N 69-03 "О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Правительству Иркутской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно статьи 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области государственная собственность на которые не разграничена.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, является министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N . 264/43-пп.
Из смысла положений статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного кодекса Российской Федерации следует, что условием предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, а также факта его нарушения непосредственно ответчиком. При этом реализация предусмотренных законом способов защиты гражданских прав путем предъявления иска в арбитражный суд возможна только в том случае, когда такое обращение в суд способно восстановить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения).
Соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Приведенные разъяснения изложены также в пунктах 1 и 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 года N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения".
Исходя из положений глав 13, 14, 20, параграфа 7 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, право на предъявление иска о признании права отсутствующим имеет лишь лицо, владеющее этим имуществом и не обладающее на него зарегистрированным правом.
Как следует из пункта 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрации нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Из приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что иск об отсутствии права имеет узкую сферу применения и может быть удовлетворен судом в случае, если истец является владеющим собственником недвижимости и, при этом, запись в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности ответчика должна нарушать права истца, то есть истец должен обладать аналогичным с ответчиком правом в отношении этого объекта.
Признание зарегистрированного права отсутствующим является исключительным и самостоятельным способом защиты, обеспечивающим восстановление прав истца посредством исключения из ЕГРП записи о праве собственности ответчика на объект (в том числе в случаях двойной регистрации на один и тот же объект). Устранение спорной записи в ЕГРП само по себе должно обеспечивать восстановление прав истца, заинтересованного в устранении сомнений о принадлежности права именно ему.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.04.2021 N КУВИ-002/2021-41926252, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 8708 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская обл., Иркутский р-н, в 0,7 км севернее р.п. Маркова, поставлен на кадастровый учет 20.07.2009, в отношении которого 09.09.2010 за номером государственной регистрации 38-38- 01/150/2010-188 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды за Васильевым Федором Николаевичем и Анненковым Александром Николаевичем на основании договора аренды земельного участка от 18.11.2009 N 838 (дата государственной регистрации: 17.04.2015, номер государственной регистрации: 38-38- 01/150/2010-188), Постановления Главы Иркутского района от 04.11.2002 N 2571, дополнительного соглашения к договору аренды N838 от 18.11.2009 от 24.08.2018 N 184, дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка N838 от 18.11.2009 г. от 04.10.2019 N 230, решения государственного регистратора Ширяевой Ю.С. об исправлении технической ошибки от 08.09.2011 N 169, дополнительного соглашения к договору аренды N838 от 18.11.2009 от 24.08.2018 N 184, дополнительного соглашения к договору аренды N838 от 18.11.2009 от 04.10.2019 N 230.
Таким образом, исходя из сведений отраженных в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824 с 2009 года был в распоряжении Иркутского районного муниципального образования, а в последующем в силу Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года N 162-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области" в распоряжении Иркутской области.
11.08.2017 вступил в действие Федеральный закон N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", которым, в частности, внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона года N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Во исполнения положений указанных законов на заседании межведомственной комиссии в марте 2018 года, созданной в целях организации работы, направленной на приведение в соответствие сведений данных государственных реестров (ГЛР и ЕГРН) на территории Иркутской области, был рассмотрен, в том числе, вопрос в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:824.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824 соответствовал критериям, установленным Законом 280-ФЗ, по итогу заседания межведомственной комиссии было принято решение об исключении земельного участка из государственного лесного реестра, что отражено в приложении к протоколу N 9 "Списки земельных участков, в отношении которых необходимо выполнение мероприятий по устранению противоречий в сведениях государственных реестров и установлению принадлежности земельного участка к определенной категории земель, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ", согласно пункту 179 которого земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824, площадью 0,8708 га, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственного назначения, исключен из государственного лесного реестра.
Таким образом, с учетом выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 20.04.2021 N КУВИ-002/2021-41926252, согласно которой регистрация право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 38:06:010902:824 за номером государственной регистрации 38:06:010902:824-38/330/2019-3 состоялась 10.12.2019, то есть после принятия решения об исключении земельного участка с кадастровым номером 38:06:010902:824 из государственного лесного реестра, суд первой инстанции верно установил, что данный земельный участок в соответствии с обстоятельствами дела, а именно исключением его из государственного лесного реестра и положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не может быть отнесен к землям лесного фонда, а соответственно не является собственностью ответчика.
В связи с указанным, ссылки заявителя апелляционной жалобы на пункт 2 статьи 84 Земельного кодекса РФ, согласно которому перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов не влечет переход права собственности Российской Федерации на указанные земли или прекращение соответствующего права, не принимаются апелляционным судом как необоснованные.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Иркутской области от 09 августа 2022 года по делу N А19-4825/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4825/2022
Истец: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Третье лицо: Администрация Марковского муниципального образования-Администрация городского поселения, Министерство лесного комплекса Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области