г. Хабаровск |
|
16 декабря 2022 г. |
А04-5400/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трубок В.А.
при участии в заседании:
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С. по доверенности от 01.07.2022;
от Министерства обороны Российской Федерации: Митрофанова Е.С. по доверенности от 30.09.2022
от управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Евнович М.В. по доверенности от 31.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, управления Федеральной налоговой службы по Амурской области, Министерства Обороны Российской Федерации на решение от 12.10.2022 по делу N А04-5400/2020 Арбитражного суда Амурской области по заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, ИНН 2723020115) к межрайонной Федеральной налоговой службы N2 по Амурской области (ОГРН 1042800189673, ИНН 2813005457) о признании недействительным решения от 04.03.2020 N57; третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980), военная прокуратура Благовещенского гарнизона, администрация города Райчихинска (ОГРН 1022800873413, ИНН 2806000715), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (Росимущество в Амурской области) (ИНН 2801150690, ОГРН 1102801004712), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (ОГРН 1042800036730, ИНН 2801100402), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340),
УСТАНОВИЛ:
межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (далее - Межрайонная ИФНС России N2 по Амурской области, Инспекция) в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2018 год, представленной федеральным государственным казенным учреждением "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, налогоплательщик, заявитель по делу) 07.02.2019 с заявленной суммой налога к уплате в бюджет 3 748 079 руб.
Инспекцией в отсутствие налогоплательщика рассмотрены Акт проверки, материалы камеральной налоговой проверки, возражения. По результатам рассмотрения, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства или отсутствия таковых. Инспекцией 13.08.2019 приняты решения N 86 "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" и N 82 "О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки".
По результатам рассмотрения ходатайства заявителя (зафиксировано в протоколе рассмотрения б/н от 12.11.2019), в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства или отсутствия таковых, Инспекцией 12.11.2019 приняты решения N 2 "О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля" и N 2 "О продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки".
По окончании дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией на основании п. 6.1 ст. 101 НК РФ составлено дополнение к акту налоговой проверки от 10.01.2020 N 2, которое вместе с документами, полученными налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля, сопроводительным письмом от 17.01.2020 N 08-10/000350 направлено налогоплательщику 17.01.2020 заказным письмом (ШПИ 67672243000793) и получено Заявителем 28.01.2020, что подтверждается сведениями официального сайта ФГУП "Почта России".
Учреждением в порядке, предусмотренном п. 6.2 ст. 101 НК РФ, представлены в Инспекцию 04.02.2020 (вх. N 001309) возражения на дополнение к акту проверки от 10.01.2020 N2.
По результатам рассмотрения, состоявшегося 18.02.2020 в отсутствие представителей Учреждения, Инспекцией принято решение от 04.03.2020 N 57, которым налогоплательщику дополнительно начислен земельный налог в сумме 145 352 177 рублей; в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в размере 7 888 719,87 рублей; всего по результатам камеральной проверки Учреждению дополнительно начислено 153 235 514,87 рублей.
На данное решение заявителем была подана апелляционная жалоба в управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - УФНС России по Амурской области, Управление). Решением Управления от 08.06.2020 N 15-08/2/139 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик (Учреждение) не согласилось с решением от 04.03.2020 N 57, обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением об оспаривании этого ненормативного акта.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-5400/2020. К участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021, признано недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решение инспекции от 04.03.2020 N 57 в части начисления земельного налога по участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 рублей и соответствующей пени 60 155 рублей 48 копеек, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2021 решение от 04.03.2021 по делу N А04-5400/2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 были отменены в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
Повторно рассмотрев материалы дела в отмененной части, суд первой инстанции решением от 31.01.2022 отказал в удовлетворении требований о признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения МИФНС России N 2 по Амурской области от 04.03.2020 N 57 в части дополнительного начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 руб. и соответствующих сумм пени 60 155 руб. 48 коп., придя к выводу о недоказанности нахождения жилых домов на спорном земельном участке, а также отсутствие регистрации права собственности муниципального образования на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61; 28:04:010614:62; 28:04:010614:63; 28:04:010614:64; 28:04:010614:65, образованными под переданными в муниципальную собственность объектами недвижимого имущества.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа решение от 31.01.2022, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу N А04-5400/2020 Арбитражного суда Амурской области об отказе в признании недействительным как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области от 04.03.2020 N 57 в части дополнительного начисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в сумме 2 581 086 рублей и соответствующих пени 60 155 рублей 48 копеек, отменено. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Амурской области.
По результату нового рассмотрения дела суд первой инстанции обжалуемым решением признал недействительным как не соответствующим НК РФ решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Амурской области от 04.03.2020 N 57 в части дополнительного начисления земельного налога и соответствующей суммы пени в отношении части земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1, в остальной части в удовлетворении требования было отказано.
Определениями от 18.11.2022, 22.11.2022 Шестой арбитражный апелляционный суд принял к рассмотрению апелляционные жалобы Учреждения, Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), Управления на вышеназванное решение суда первой инстанции по делу N А04-5400/2020.
Управление подало заявление о процессуальном правопреемстве путем замены Инспекции на правопреемника - Управление.
Апеллянты в своих жалобах выразили несогласие с судебным актом, привели доводы, возражения, пояснения и аргументы, которые ими заявлялись при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Так, Учреждение и МО РФ считают, что земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60, на котором расположены военный городок N 11 "Северный", объекты недвижимого имущества, в том числе: здание КТП, здание хранилища металлическое, объекты переданы войсковой части N 58147-5, два многоквартирных жилых дома, изъят из оборота, не является объектом налогообложения по земельному налогу.
В свою очередь, Управление считает, что спорный земельный участок в проверяемом периоде принадлежал Учреждению, не был изъят из оборота, являлся объектом налогообложения.
В судебном заседании, проведенном с участием представителей апеллянтов и в отсутствие других лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил, что 31.10.2022 в результате реорганизации Инспекции путем присоединения к Управлению к последнему перешли права и обязанности первоначального ответчика по настоящему делу, следовательно, на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению, Инспекция должна быть заменена на правопреемника - Управление.
Представители Учреждения, МО РФ, Управления поддержали апелляционные жалобы, дали пояснения, которые соответствуют позициям, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам относительно законности и обоснованности обжалованного судебного акта.
Решением суда был разрешен спор относительно налогообложения земельным налогом земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.
Суд первой инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции правильно определен круг нормативных актов, подлежащим применению в спорном правоотношении.
В соответствии со статьей 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, согласно статье 394 НК РФ устанавливается налоговая ставка 0,3%.
Таким образом, законодатель разграничил порядок налогообложения земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, исключив первые из объектов налогообложения и предусмотрев для вторых применение пониженной налоговой ставки.
Земельные участки, отнесенные к землям обороны, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, являющиеся в силу этого ограниченными обороте, подлежат обложению земельным налогом с применением ставки 0,3%.
В силу подпункта 2 пункта 4, подпункта 5 части 5 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка. Следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
По материалам дела суд первой инстанции, выполняя указания суда кассационной инстанции, исследовал фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, связанные с земельным участком с кадастровым номером 28:04:010614:60.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 принадлежит ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Местоположение земельного участка: Амурская область, г. Райчихинск, участок N 1 в/городок "Северный". Земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации войскового городка.
В соответствии с актом обследования Администрации г. Райчихинска Амурской области земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 использовался по назначению для эксплуатации военного городка "Северный", что подтверждается фотоснимками (разрушенные здания казарм, штаба, клуба и т.д.). Ограждение земельного участка сохранено частично (бетонные столбики), шлагбаумы, информационные стенды, межевые знаки отсутствуют. На земельном участке расположены: два многоквартирных жилых дома, разрушенное здание общежития, котельная, которые переданы в муниципальную собственность без земельных участков. Наличие специальных сооружений для проведения учений, следов пребывания военной техники не установлено. Земельный участок зарос деревьями, кустарниками и травой, в соответствии с разрешенным использованием (для эксплуатации военного городка) не используется (акт осмотра (обследования) земельного участка (территории) от 17.04.2019 N 4-26/19-14).
Суд правомерно отклонил доводы заявителя о проведении обследования в 2019 году и распространении его на 2018 год, поскольку материалы обследования не опровергнуты иными доказательствами, о наличии зданий, строений, сооружений на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60. А установленные при проведении обследования кустарники и деревья подтверждают длительное не использование земельного участка, а требования статьи 92 НК РФ не распространяются на акты обследований проведенных органами местного самоуправления.
Орган местного самоуправления в соответствии со статьей 72 ЗК РФ вправе проводить муниципальный земельный контроль, а налоговый орган вправе использовать имеющуюся в отношении налогоплательщика информацию с целью контроля правильности исчисления налогов.
По правилам статьи 65 АПК РФ заявителем по делу и МО РФ не представлены доказательства, опровергающие выводы актов обследований и пояснений об отсутствии на земельных участках зданий, строений, сооружений, произрастании древесно-кустарниковой растительности.
Согласно информации, полученной Инспекцией 09.04.2019 (вх. N 073733) от Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (исх. N 03-16/532 от 03.04.2019), земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 находится в собственности Российской Федерации, в соответствии с приказом от 23.08.2016 N 553 заместителя министра обороны Российской Федерации в собственность городского округа город Райчихинск Амурской области подлежит передаче из собственности Российской Федерации 98 объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка N11. На указанном земельном участке расположены объекты, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Райчихинск Амурской области. Большая часть объектов не принята по актам приема-передачи, фактически отсутствуют.
В перечнях объектов жилого и нежилого фондов, приложенных к письму Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области (исх. N 03-16/532 от 03.04.2019), земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не поименован, т.е. в муниципальную собственность фактически не передан.
Согласно представленным кадастровым делам на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 в 2007 году в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 под многоквартирным жилыми домами по адресу г. Райчихинск, военный городок N 11, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.
Сопоставляя сведения из указанных кадастровых дел, данные публичной кадастровой карты и выписку из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, судом установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 после формирования земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63 осталась неизменной и составляет 1 243 190 кв.м. Согласно особым отметкам в выписке из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 границы земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:62, 28:04:010614:63.
Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственность на квартиры в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1, принадлежит физическим лицам и городскому округу город Райчихинск, право собственности регистрировалось в 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах.
Судом по представленным кадастровым делам исследованы доказательства формирования земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61 - город Райчихинск, военный городок N 11, ул. Победы 77/12 территория котельной, 28:04:010614:65 город Райчихинск, военный городок N 11.
Согласно кадастровым делам на указанные земельные участки, на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:64 (ул. Победы 77/2 общежитие на 96 мест), (том дела N 5, листы 70-117), а также на земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 формирование перечисленных земельных участков было произведено под указанными объектами и не привело к фактическому разделу земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.
Согласно информации, представленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области, на основании представленных документов в Государственный земельный кадастр (ЕГРН) были внесены сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60.
На основании заявления Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Амурской области от 04 октября 2007 г. N 1-04/07-429 о постановке на кадастровый учет 5 земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 и приложенных к нему Проекта границ земельного участка, описания границ земельного участка от10.07.2007 г., описания границ земельных участков от 01.08.2007 года на Государственный кадастровый учет 08.10.2007 года были поставлены следующие земельные участки:
- земельный участок площадью - 8612 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/12 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:61;
- земельный участок площадью - 4137 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/1 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:62;
- земельный участок площадью - 5372 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:63;
- земельный участок площадью - 2467 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск, ул. Победы, 77/2 с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:64;
- земельный участок площадью - 1222602 кв.м, категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенным использованием - для эксплуатации войскового городка, расположенный по адресу: Амурская область, г. Райчихинск с присвоением кадастрового номера 28:04:010614:65.
Из письменных пояснений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Амурской области следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61 - город Райчихинск, военный городок N 11, ул. Победы 77/12 территория котельной, 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:64 (ул. Победы 77/2 общежитие на 96 мест), 28:04:010614:65 город Райчихинск, военный городок N 11 образованы из земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60. При этом площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 после выдела из него вышеперечисленных земельных участков не изменилась и составила 1243190 кв.м. В 2022 году площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 были изменены в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами 28:04:010614:61, 28:04:010614:62, 28:04:010614:63, 28:04:010614:64. После внесенных изменений площадь земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 изменилась с 1243190 кв.м на 1222602 кв.м.
На спорном земельном участке расположены два многоквартирных жилых дома, расположенные по адресам: г. Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1, что подтверждается материалами налоговой проверки, актом обследования органа местного самоуправления, кадастровыми делами, генеральным планом военного городка N 11, выписками из ЕГРН в отношении объектов недвижимости, сведениями налогового органа в отношении квартир, расположенных в многоквартирных домах, письменными пояснениями лиц, участвующих в деле.
Поскольку образование земельных участков 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом) под многоквартирными жилыми домами было произведено из земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, но площадь и местоположение границ земельного участка не изменились, а налоговым органом земельный налог был определен от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 (то есть от всей площади земельного участка), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 находились многоквартирные жилые дома по адресам ул. Победы 77, ул. Победы 77/1, а земельные участки под указанными многоквартирными жилыми домами были обложены земельным налогом.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции применил в споре следующие нормы права, в соответствии с которыми Учреждение не являлось плательщиком земельного налога в части земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество может быть установлен только законом.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 14363/12).
На основании изложенных выше норм, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц, что означает прекращение права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельные участки.
При этом возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как указано в пункте 6 постановления Пленума ВАС РФ N 54, именно собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме являются плательщиками земельного налога в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Государственная регистрация права собственности на квартиры в многоквартирных жилых домах осуществлялась с 2017 года, таким образом, с учетом положений части 2 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ в проверяемом налоговым органом 2018 году, земельные участки под многоквартирными жилыми домами по адресу г. Райчихинск, военный городок N 11, ул. Победы, д. 77, д. 77/1 находились в собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Из указанных норм суд пришел к правильному выводу о неправомерности дополнительного начисления земельного налога и соответствующей суммы пени по земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60 в части земельного участка, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.
По мнению налогового органа, многоквартирные жилые дома находятся не на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60, а на других земельных участках, но такой довод противоречит вышеизложенным обстоятельствам.
Управление считает, что суд своим решением нарушил интересы налогового органа, поскольку фактически обязал произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, что не входит в компетенцию налогового органа. Апеллянт сослался на нормы статей 85, 390, 391 НК РФ, ФЗ N 237 от 03.07.2016, соглашение от 03.09.2010 N 37/ММВ-27-11/9@ "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Росреестра и ФНС России", письмо ФНС России от 08.10.2012 N ПА-4-6/16857@ "О межведомственном взаимодействии с ГИБДД и органами Росреестра". Между тем, налоговый орган не учитывает, что налоговым законодательством гарантированы права налогоплательщика, налоговое законодательство не ставит защиту таких прав, исполнение обязанностей налогоплательщиком в зависимость от исполнения или неисполнения обязанностей государственными органами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что Учреждение не является плательщиком земельного налога в отношении части земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, занятого многоквартирными жилыми домами по адресам Амурская область, город Райчихинск, ул. Победы, д. 77, д. 77/1.
В то же время, как правильно указал суд первой инстанции, подлежали отклонению доводы Учреждения и МО РФ о том, что в целом земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не является объектом налогообложения.
Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 08.12.2011 N 423-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент передачи в собственность городского округа город Райчихинск Амурской области не предусматривал в качестве обязательного условия необходимость передачи в муниципальную собственность земельного участка, на котором расположены передаваемые объекты военного недвижимого имущества.
Согласно информации Комитета по управлению имуществом г. Райчихинска Амурской области земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 в муниципальную собственность фактически не передан. Кроме того, указано, что большая часть объектов не принята по актам приема-передачи, фактически отсутствуют.
Судом обоснованно отклонена ссылка на не имеющий отношение к спорному периоду приказ начальника Амурского территориального гарнизона местного Белогорского гарнизона N 25 от 11.04.2019.
Актом технического состояния от марта 2016 г. здания КТП и здания хранилища, расположенных в в/ч 58147-5 установлено, что здания требуют капитального ремонта (находится в непригодном состоянии для его эксплуатации), при этом акт не подтверждает территориальной принадлежности к земельному участку с кадастровым номером 28:04:010614:60. Каких либо документов, подтверждающих, что военная часть 58147-5 находится на земельном участке 28:04:010614:60 налогоплательщиком не представлено.
Иных документов, достоверно свидетельствующих о фактическом использовании земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60 в постоянной деятельности вооруженных сил налогоплательщиком не представлено.
Таким образом, доказательств размещения на земельном участке с кадастровым номером 28:04:010614:60 для постоянной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов налогоплательщиком ни в ходе мероприятий налогового контроля, ни в ходе судебного разбирательства не представлено.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 28:04:010614:60 не изъят из оборота и подлежит обложению земельным налогом по льготной ставке - 0,3 % от кадастровой стоимости участка, за исключением площади, занятой многоквартирными жилыми домами.
Подлежал отклонению довод Учреждения и МО РФ о необходимости исключения из расчета земельного налога площади земельных участков, необходимых для эксплуатации домов с учетом объектов недвижимого имущества необходимых для обслуживания жилых домов (котельная, здания водонасосных станций, канализационная станция, водонапорная башня, емкость).
Согласно кадастровым делам на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:62 (ул. Победы 77/1 60-ти квартирный жилой дом), 28:04:010614:63 (ул. Победы 77 60-ти квартирный жилой дом) формирование земельных участков было произведено для эксплуатации многоквартирных жилых домов, необходимость включения в земельные участки каких либо иных объектов и земельных участков под ними не обосновано.
Отсутствуют доказательства связи указанных заявителем объектов непосредственно с многоквартирными жилыми домами.
Довод Учреждения и МО РФ о том, что земельные участки под муниципальными объектами жизнеобеспечения в границах земельного участка с кадастровым номером 28:04:010614:60, также являются муниципальной собственностью и не подлежат налогообложению, судом отклонен правомерно на основании пункта 11 части 8 статьи 3 ФЗ от 08.12.2011 N 423-ФЗ, поскольку право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 28:04:010614:61; 28:04:010614:64; 28:04:010614:65 под объектами недвижимости, переданными в муниципальную собственность, не зарегистрировано, а ссылка указанных лиц на ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является необоснованной.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие апеллянтов с выводами суда, иная оценка ими фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителей жалоб признаются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалоб и удовлетворения апелляционным жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
заменить межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Амурской области (ОГРН 1042800189673, ИНН 2813005457) на правопреемника - управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (ОГРН 1042800037411, ИНН 2801099980).
Решение от 12.10.2022 по делу N А04-5400/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5400/2020
Истец: ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Амурской области
Третье лицо: Военная прокуратура Благовещенского гарнизона, Министерство обороны Российской Федерации, АО "Объединенное Кредитное Бюро", Арбитражный суд Амурской области, Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, ФГБУ "Федральная кадастровая палата Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии", Шестой арбитражный апелляционный суд (5400/20 3т, 6227/20 1т))
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2023 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-923/2023
16.12.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6683/2022
12.10.2022 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-5400/20
19.07.2022 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2911/2022
01.04.2022 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1337/2022
31.01.2022 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-5400/20
02.09.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3758/2021
07.06.2021 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2110/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-5400/20